Тамара Харитонова
Конспект НОД по развитию речи «Лес в жизни человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительного группе с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий по теме: «Лес в жизни человека"
Непосредственно образовательная деятельность
по теме: «Лес в жизни человека»
Участники:
• дети старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи;
• воспитатель;
Задачи:
1. Социально-коммуникативная область:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Лес в жизни человека“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• упражнять детей решать проблемные ситуации при помощи предметно схематичных моделей;
• упражнять детей в отгадывании загадки, в решении задач;
• развивать социальные навыки умения работать в группе, находить решение и делать выводы;
• развивать потребность детей в общении.
2. Познавательная область:
• способствовать углублению и обобщению представлений детей о лесе, как экосистеме;
• расширять знания детей о значении леса в жизни человека;
3. Речевая область:
• продолжать развивать и поддерживать стремление детей рассказывать по схеме-модели (рассказ «О зимнем лесе»);
• развивать умение вести диалог;
• обогащать и активизировать словарь детей за счет новых слов: зернрядные, всеядные, насекомоядные.
4. Художественно-эстетическая область:
5. Физическая область:
• сохранять и укреплять физическое здоровье детей (физкультминутка, дыхательная гимнастика);
• нормализация мышечного тонуса тела и кистей рук (игра жестов);
• снятие психофизической напряженности (релаксация);
• создание положительного эмоционального фона.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал:
1. Фланелеграф.
2. Силуэты деревьев, животных (звери, птицы).
3. Следы животных.
4. Схема-модель рассказа о зиме в лесу.
5. Карточки с изображением птиц (зимующие и перелетные).
6. Игрушки: ежик, заяц «Степашка».
Подготовительная работа.
1. Совместное изготовление моделей – деревья зимой.
2. Составление описательных рассказов о зимних явлениях в лесу.
3. Рассматривание предметных картинок животных с их следами.
4. Составление описательных рассказов о зимних явлениях в лесу, придумывание лесных сказок.
5. Чтение Н. Павловой «Зимняя пирушка».
Методы и приемы.
Введение в игровую ситуацию, игра «Комплименты», отгадывание загадки, сюрпризность, составление описательного рассказа, работа с картой-схемой, моделями; проблемная ситуация; игра «Узнай по следу», «Игра жестов», «Покорми птиц», «Идем по следу»; ходьба по тропинке (профилактика плоскостопия, физкультминутка, прием релаксации, обобщение.
Ход образовательной деятельности.
Организационный момент
Дети с воспитателем входят в группу, здороваются. Воспитатель сообщает о предстоящем путешествии и для хорошего настроения предлагает поиграть в игру «Комплименты».
Цель: развивать умение детей, понимать и передавать эмоциональную отзывчивость к своим сверстникам. Побуждать детей активному проявлению заботы, умение слушать, уважать друг друга.
Воспитатель: «Кто-то бросил мне в оконце, посмотрите, письмецо.
Может это лучик солнца, что щекочет мне лицо?
Может это воробьишка, пролетая обронил?
Может кот письмо, как мышку на окошко заманил?»
Воспитатель: «Ребята от кого пришло письмо, Вам хочется узнать? Тогда Вам надо постараться и загадку отгадать».
Безобидный и колючий, дома ты меня не мучай,
И в лесу не потревожь – приходи ко мне скорее
Я колючий, серый…/еж/
Воспитатель: «Ребята, скажите, где живет ежик, кто знает?
Какое время года сейчас в лесу?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Что делает ежик зимой в лесу?»
Дети: «Спит».
Воспитатель: «Почему он зимой спит?»
Дети: «Зимой ему холодно и голодно».
Воспитатель: «Если ежик зимой прислал нам письмо, значит, у него что-то случилось, ему нужна наша помощь. Что будем делать ребята?» (ставится проблема).
Дети предлагают отправиться в лес, найти ежика и выяснить, что случилось?
Воспитатель: «Прежде чем отправиться в лес, давайте вспомним правила поведения в зимнем лесу».
Дети: «Не шуметь – все растения отдыхают, многие животные находятся в спячке, у клеста скоро появятся птенцы;
Ходить по тропинке – белое, теплое, пушистое одеяло укутало растения и спящих животных, можно провалиться в яму или попасть в берлогу к медведю;
Не ломать ветки – зимой они хрупкие и ломкие, деревьям очень больно.
Воспитатель: «Чтобы в лесу очутиться, нужно нам тепло нарядиться».
Дети становятся в круг, взявшись крепко за руки – передача тепла – глаза прикрыты – звучит легкая приятная музыка, настраивающая их на встречу с чем-то таинственным и загадочным.
Воспитатель: «Волшебная музыка закончилась, открываем глаза и что мы видим? (тропинку) По тропинке в лес пойдем, в лесу мы ежика найдем».
Ходьба по канату – профилактика плоскостопия.
Воспитатель: «А вот и лес. Мы пришли в гости. Как здесь дышится легко!»
Проводится дыхательная гимнастика «Ветер-ветерок». Вдох через нос выдох через рот, во время выдоха постукивание пальчиками по крыльям носа (3-4 раз повторить, далее вдох через нос выдох через рот (5-6 раз повторить).
Дети: «Здравствуй, здравствуй добрый лес!
Полон сказок и чудес.
Мы никого здесь не обидим,
И чудеса твои увидим!»
Воспитатель шепотом спрашивает у детей: «Вы что-нибудь слышите?» (включить запись – слышен шорох, ворчание, затем сонных голос)
Ежик: «Долго Вас я дети ждал, я чуть-чуть тут задремал.
Проводить Вас на поляну я Снежинке наказал.
Друг мой заяц Степашка прибежал из Вашего д/с поиграть со мной в пятнашки.
Много дней его уж нет и закрашен белым след.
Кто-то лес подкрасил, так красиво нарядил, а искать его у меня нет сил.
Вот записка от него, не пойму я ничего?»
Воспитатель вместе с детьми рассматривают записку схему-модель, рассказа о зиме, и карту-схему, по которой будут искать Степашку; успокаивает ежика, и предлагает ему послушать рассказ о зимнем лесе.
Дети усаживаются на пеньки (подушки) и составляют рассказ по схеме, предавая снежинку друг другу (у кого снежинка, рассказывает по два – три предложения, затем передает снежинку другому).
Воспитатель: «Ребята, ежик уснул, а Степашка не вернулся. Отправляемся на поиски, пока не стало темно в лесу».
По карте определяют первую остановку «Лес», подходят к фланелеграфу, выясняют: «Что растет в лесу? Кто живет в лесу? Чем является лес для многих растений и животных? Что случилось в лесу? Кто тут побывал? С какой целью человек вырубил деревья в лесу? Как это повлияло на жизнь его обитателей?», уточняют: «Почему животные ушли из своего дома?»
Дети принимают решение помочь лесу – по следам возвращаем животных, проводится дидактическая игра «Узнай по следу».
Выясняют: «Хорошо ли им в лесу?»
Принимают новое решение – посадить лес (дети на фланелеграфе «садят» лес).
Проводится игра, как узнать деревья, которые посадили дети («Игра-жестов»).
Принимаем решение пригласить в лес птиц, и проводится физкультминутка «Любопытная ворона» :
Любопытная ворона
Все ходила вокруг нас,
Что-то возле нас нашла
Только что - не поняла.
Головой она вертела
Что же там? Узнать хотела.
(Дети ходят, оттягивая носок, машут «крыльями», поворачивают голову вправо-влево.)
Ворона лапкой что-то держала.
А на другой она сама стояла.
Довольно трудно так стоять.
Но как приятно что-то поклевать!
(Дети стоят на одной ноге, руки на поясе, лопатки соединены. Выполняют наклоны головы вниз.)
После физкультминутки, дети выкладывают на фланелеграфе силуэты птиц.
Воспитатель: «А хорошо ли птицам в нашем лесу? Как мы можем им помочь?»
В результате беседы определяют недостающее звено в экосистеме леса – насекомое, выясняют: «Как приспособились насекомые к зимним условиям? Как на это отреагировали птицы?» (одни зимуют, другие улетают на юг, т. к. питание разное)
Проводится игра «Покорми птиц» (работа с моделями по способу питания).
Ход игры.
На фланелеграфе выставлены три карточки: модель зернрядных, всеядных, насекомоядных, на подносе карточки с изображением разных птиц. Дети группируют их по способу питания, делают вывод, около какой модели больше всего птиц (насекомоядных).
Воспитатель: «Каких птиц мы не встретили в лесу? Почему?»
Ответы детей.
Воспитатель обращает внимание детей: «На опушке леса появились следы зайки, значит, наш лес ожил. Нам надо побыстрее найти зайку, а то уже темнеет».
Проводится игра «Идем по следу».
Ход игры:
На полу разложены в разных направлениях из картона следы зайца, лисы, волка. Дети по сигналу: «Раз, два, три по зайкиным следам пройди» идут по следам зайки, на пути встречая разные деревья, которые узнают по веткам.
Следы заканчиваются у большой елки, ребята ищут и находят Степашку (заводная игрушка). Степашка очень рад встрече с детьми.
Воспитатель выясняет, какое настроение у детей, почему они рады Степашке.
Дети: «Настроение веселое, потому что отыскали Степашку, помогли ежику, посадили лес, вернули его жителей».
Воспитатель: «А как же сообщить радостную весть ежику?»
Воспитатель вместе с детьми решают, что его не надо бутить зимой, а нарисовать рисунки и, когда весной ежик проснется, отправить письмо.
Воспитатель: «Ну что же пора возвращаться домой, нас на полянке ждет волшебная Снежинка. Тихо-тихо попрощаемся с лесом».
Дети: «До свидания добрый лес!
Полон сказок и чудес.
Мы еще к тебе придем и подарки принесем».
Дети берут в руки снежинку, закрывают глаза, звучит тихая, нежная, успокаивающая мелодия, дети отдыхают.
Воспитатель: «Вот мы и в группе, наше путешествие в зимнюю сказку закончилось. Пока ежик спит, Степашка поживет у нас в группе, познакомьте его с Вашими друзьями, расскажите о своем путешествии в зимний лес».
Дети: «Будем лес любить, оберегать, будем взрослым в этом деле помогать: беречь леса, поля и реки, чтоб сохранить все на веки!»
Проводится рефлексия.
Воспитатель обращается к детям с вопросом: «Что больше всего понравилось в зимнем путешествии?»
Высказывания детей.