Получи документы

Конспект НОД по развитию речи «Лес в жизни человека»

Тамара Харитонова
Конспект НОД по развитию речи «Лес в жизни человека»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект

непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительного группе с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий по теме: «Лес в жизни человека"

Непосредственно образовательная деятельность

по теме: «Лес в жизни человека»

Участники:

• дети старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи;

• воспитатель;

Задачи:

1. Социально-коммуникативная область:

Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Лес в жизни человека“» размещена в разделах

• упражнять детей решать проблемные ситуации при помощи предметно схематичных моделей;

• упражнять детей в отгадывании загадки, в решении задач;

развивать социальные навыки умения работать в группе, находить решение и делать выводы;

развивать потребность детей в общении.

2. Познавательная область:

• способствовать углублению и обобщению представлений детей о лесе, как экосистеме;

• расширять знания детей о значении леса в жизни человека;

3. Речевая область:

• продолжать развивать и поддерживать стремление детей рассказывать по схеме-модели (рассказ «О зимнем лесе»);

развивать умение вести диалог;

обогащать и активизировать словарь детей за счет новых слов: зернрядные, всеядные, насекомоядные.

4. Художественно-эстетическая область:

5. Физическая область:

• сохранять и укреплять физическое здоровье детей (физкультминутка, дыхательная гимнастика);

• нормализация мышечного тонуса тела и кистей рук (игра жестов);

• снятие психофизической напряженности (релаксация);

• создание положительного эмоционального фона.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный материал:

1. Фланелеграф.

2. Силуэты деревьев, животных (звери, птицы).

3. Следы животных.

4. Схема-модель рассказа о зиме в лесу.

5. Карточки с изображением птиц (зимующие и перелетные).

6. Игрушки: ежик, заяц «Степашка».

Подготовительная работа.

1. Совместное изготовление моделей – деревья зимой.

2. Составление описательных рассказов о зимних явлениях в лесу.

3. Рассматривание предметных картинок животных с их следами.

4. Составление описательных рассказов о зимних явлениях в лесу, придумывание лесных сказок.

5. Чтение Н. Павловой «Зимняя пирушка».

Методы и приемы.

Введение в игровую ситуацию, игра «Комплименты», отгадывание загадки, сюрпризность, составление описательного рассказа, работа с картой-схемой, моделями; проблемная ситуация; игра «Узнай по следу», «Игра жестов», «Покорми птиц», «Идем по следу»; ходьба по тропинке (профилактика плоскостопия, физкультминутка, прием релаксации, обобщение.

Ход образовательной деятельности.

Организационный момент

Дети с воспитателем входят в группу, здороваются. Воспитатель сообщает о предстоящем путешествии и для хорошего настроения предлагает поиграть в игру «Комплименты».

Цель: развивать умение детей, понимать и передавать эмоциональную отзывчивость к своим сверстникам. Побуждать детей активному проявлению заботы, умение слушать, уважать друг друга.

Воспитатель: «Кто-то бросил мне в оконце, посмотрите, письмецо.

Может это лучик солнца, что щекочет мне лицо?

Может это воробьишка, пролетая обронил?

Может кот письмо, как мышку на окошко заманил?»

Воспитатель: «Ребята от кого пришло письмо, Вам хочется узнать? Тогда Вам надо постараться и загадку отгадать».

Безобидный и колючий, дома ты меня не мучай,

И в лесу не потревожь – приходи ко мне скорее

Я колючий, серый…/еж/

Воспитатель: «Ребята, скажите, где живет ежик, кто знает?

Какое время года сейчас в лесу?»

Ответы детей.

Воспитатель: «Что делает ежик зимой в лесу?»

Дети: «Спит».

Воспитатель: «Почему он зимой спит?»

Дети: «Зимой ему холодно и голодно».

Воспитатель: «Если ежик зимой прислал нам письмо, значит, у него что-то случилось, ему нужна наша помощь. Что будем делать ребята?» (ставится проблема).

Дети предлагают отправиться в лес, найти ежика и выяснить, что случилось?

Воспитатель: «Прежде чем отправиться в лес, давайте вспомним правила поведения в зимнем лесу».

Дети: «Не шуметь – все растения отдыхают, многие животные находятся в спячке, у клеста скоро появятся птенцы;

Ходить по тропинке – белое, теплое, пушистое одеяло укутало растения и спящих животных, можно провалиться в яму или попасть в берлогу к медведю;

Не ломать ветки – зимой они хрупкие и ломкие, деревьям очень больно.

Воспитатель: «Чтобы в лесу очутиться, нужно нам тепло нарядиться».

Дети становятся в круг, взявшись крепко за руки – передача тепла – глаза прикрыты – звучит легкая приятная музыка, настраивающая их на встречу с чем-то таинственным и загадочным.

Воспитатель: «Волшебная музыка закончилась, открываем глаза и что мы видим? (тропинку) По тропинке в лес пойдем, в лесу мы ежика найдем».

Ходьба по канату – профилактика плоскостопия.

Воспитатель: «А вот и лес. Мы пришли в гости. Как здесь дышится легко!»

Проводится дыхательная гимнастика «Ветер-ветерок». Вдох через нос выдох через рот, во время выдоха постукивание пальчиками по крыльям носа (3-4 раз повторить, далее вдох через нос выдох через рот (5-6 раз повторить).

Дети: «Здравствуй, здравствуй добрый лес!

Полон сказок и чудес.

Мы никого здесь не обидим,

И чудеса твои увидим!»

Воспитатель шепотом спрашивает у детей: «Вы что-нибудь слышите?» (включить запись – слышен шорох, ворчание, затем сонных голос)

Ежик: «Долго Вас я дети ждал, я чуть-чуть тут задремал.

Проводить Вас на поляну я Снежинке наказал.

Друг мой заяц Степашка прибежал из Вашего д/с поиграть со мной в пятнашки.

Много дней его уж нет и закрашен белым след.

Кто-то лес подкрасил, так красиво нарядил, а искать его у меня нет сил.

Вот записка от него, не пойму я ничего?»

Воспитатель вместе с детьми рассматривают записку схему-модель, рассказа о зиме, и карту-схему, по которой будут искать Степашку; успокаивает ежика, и предлагает ему послушать рассказ о зимнем лесе.

Дети усаживаются на пеньки (подушки) и составляют рассказ по схеме, предавая снежинку друг другу (у кого снежинка, рассказывает по два – три предложения, затем передает снежинку другому).

Воспитатель: «Ребята, ежик уснул, а Степашка не вернулся. Отправляемся на поиски, пока не стало темно в лесу».

По карте определяют первую остановку «Лес», подходят к фланелеграфу, выясняют: «Что растет в лесу? Кто живет в лесу? Чем является лес для многих растений и животных? Что случилось в лесу? Кто тут побывал? С какой целью человек вырубил деревья в лесу? Как это повлияло на жизнь его обитателей?», уточняют: «Почему животные ушли из своего дома?»

Дети принимают решение помочь лесу – по следам возвращаем животных, проводится дидактическая игра «Узнай по следу».

Выясняют: «Хорошо ли им в лесу?»

Принимают новое решение – посадить лес (дети на фланелеграфе «садят» лес).

Проводится игра, как узнать деревья, которые посадили дети («Игра-жестов»).

Принимаем решение пригласить в лес птиц, и проводится физкультминутка «Любопытная ворона» :

Любопытная ворона

Все ходила вокруг нас,

Что-то возле нас нашла

Только что - не поняла.

Головой она вертела

Что же там? Узнать хотела.

(Дети ходят, оттягивая носок, машут «крыльями», поворачивают голову вправо-влево.)

Ворона лапкой что-то держала.

А на другой она сама стояла.

Довольно трудно так стоять.

Но как приятно что-то поклевать!

(Дети стоят на одной ноге, руки на поясе, лопатки соединены. Выполняют наклоны головы вниз.)

После физкультминутки, дети выкладывают на фланелеграфе силуэты птиц.

Воспитатель: «А хорошо ли птицам в нашем лесу? Как мы можем им помочь?»

В результате беседы определяют недостающее звено в экосистеме леса – насекомое, выясняют: «Как приспособились насекомые к зимним условиям? Как на это отреагировали птицы?» (одни зимуют, другие улетают на юг, т. к. питание разное)

Проводится игра «Покорми птиц» (работа с моделями по способу питания).

Ход игры.

На фланелеграфе выставлены три карточки: модель зернрядных, всеядных, насекомоядных, на подносе карточки с изображением разных птиц. Дети группируют их по способу питания, делают вывод, около какой модели больше всего птиц (насекомоядных).

Воспитатель: «Каких птиц мы не встретили в лесу? Почему?»

Ответы детей.

Воспитатель обращает внимание детей: «На опушке леса появились следы зайки, значит, наш лес ожил. Нам надо побыстрее найти зайку, а то уже темнеет».

Проводится игра «Идем по следу».

Ход игры:

На полу разложены в разных направлениях из картона следы зайца, лисы, волка. Дети по сигналу: «Раз, два, три по зайкиным следам пройди» идут по следам зайки, на пути встречая разные деревья, которые узнают по веткам.

Следы заканчиваются у большой елки, ребята ищут и находят Степашку (заводная игрушка). Степашка очень рад встрече с детьми.

Воспитатель выясняет, какое настроение у детей, почему они рады Степашке.

Дети: «Настроение веселое, потому что отыскали Степашку, помогли ежику, посадили лес, вернули его жителей».

Воспитатель: «А как же сообщить радостную весть ежику?»

Воспитатель вместе с детьми решают, что его не надо бутить зимой, а нарисовать рисунки и, когда весной ежик проснется, отправить письмо.

Воспитатель: «Ну что же пора возвращаться домой, нас на полянке ждет волшебная Снежинка. Тихо-тихо попрощаемся с лесом».

Дети: «До свидания добрый лес!

Полон сказок и чудес.

Мы еще к тебе придем и подарки принесем».

Дети берут в руки снежинку, закрывают глаза, звучит тихая, нежная, успокаивающая мелодия, дети отдыхают.

Воспитатель: «Вот мы и в группе, наше путешествие в зимнюю сказку закончилось. Пока ежик спит, Степашка поживет у нас в группе, познакомьте его с Вашими друзьями, расскажите о своем путешествии в зимний лес».

Дети: «Будем лес любить, оберегать, будем взрослым в этом деле помогать: беречь леса, поля и реки, чтоб сохранить все на веки!»

Проводится рефлексия.

Воспитатель обращается к детям с вопросом: «Что больше всего понравилось в зимнем путешествии?»

Высказывания детей.

Публикации по теме:

Занятие по экологическому воспитанию «Значение воды в жизни человека» Программное содержание: 1. Дать систему знаний о воде. 2. Упражнять в употреблении простых нераспространенных предложений. 3. Пополнить.

Интегрированная НОД по познавательному развитию в старшей группе «Вода в жизни человека» «Вода в жизни человека». Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно – исследовательская, восприятие.

Конспект образовательной деятельности «Деревья в жизни человека» Конспект образовательной деятельности по разделам программы «Коммуникация» и «Познание» в средней группе. Тема:»Деревья в жизни человека».

Конспект лексико-грамматического занятия «Семья в жизни человека и животных» Конспект занятия на тему: Семья в жизни человека и животных Цель: формировать знания детей о семье, родственниках в жизни животных и человека.

Конспект совместной деятельности в подготовительной группе «Мёд и его значение в жизни человека»Конспект совместной деятельности в подготовительной группе «Мёд и его значение в жизни человека» Цель: Расширение представления дошкольников о меде и его значение в жизни человека. Задачи: • Формировать у ребенка позицию активного участника.

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Вода в жизни человека» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ: "ВОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА" ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Обратить внимание детей на значение.

Педагог и педагогика в жизни человека К. Д. Ушинский:"Педагогика, развивая в ребенке будущего человека, не должна забывать, что детство есть период жизни, и часто лучший ее период".Очень.

Транспорт как средство передвижения в жизни человека Тема: «Транспорт как средство передвижения в жизни человека» Цель: Сформировать у детей представления о средствах передвижения, которыми.

«Вода в природе и жизни человека». Экологическое воспитание дошкольников «Вода в природе и жизни человека» (экологическое занятие для детей старшего возраста) Цель: уточнить и обобщить представление детей о том,.

Занятие для детей подготовительной группы «Значение воды в жизни человека» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни; показать, где существует вода, закрепить знания детей о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи «Лес в жизни человека»
Опубликовано: 7 октября 2015 в 17:41
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи «Лес в жизни человека»» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Харитонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД