Татьяна Халанская
«Вода в природе и жизни человека». Экологическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Вода в природе и жизни человека»
(экологическое занятие для детей старшего возраста)
Цель: уточнить и обобщить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек. Вода без цвета, запаха и вкуса. Вода – жидкое вещество, в зависимости от t* она меняет свое определенное состояние (твердая, жидкая, газообразная). В природе вода встречается в виде различных явлений: дождь, роса, лед на реке, град, облака, тучи, туман. Изменение состояния воды в зависимости от температуры воздуха создает ее круговорот в природе. Люди должны беречь воду и экономно ее расходовать.
Публикация «„Вода в природе и жизни человека“, Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предварительная работа: чтение и заучивание стихов о природе и природных явлениях, загадывание загадок, разучивание потешек, чтение художественной литературы (рассказ Л. Н. Толстого «Умная галка»).
Ход занятия:
Воспитатель :
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам верный друг
Снимет грязь с лица и рук,
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего мы скажем прямо
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без (воды).
- Правильно, ребята. Вода – это главное наше богатство. И сегодня к нам в гости пришла «Принцесса Вода» и принесла нам сюрпризы (внести куклу в костюме воды с глобусом и конвертом).
- Как вы думаете, ребята, что на глобусе изображено синим цветом? (ответы детей).
- Правильно, 2\3 нашей планеты занимает вода, а что это за вода? (реки, озера, моря и океаны). Какая вода в морях? (соленая). Какая вода в реках? (пресная).
- Ребята, если мы взглянем на воду (стакан с чистой водой, какого она цвета? (бесцветная). А давайте воду попробуем, понюхаем (каждому ребенку дать стакан с водой, какая она? (без запаха и без вкуса). Какой можно сделать вывод? Правильно, чистая вода, которая поступает к нам в дома по водопроводу, не имеет ни вкуса, ни цвета, ни запаха.
- Посмотрите на воду, я могу ее перелить из стакана в стакан, налить в пробирку, колбу. В этом случае что можно сказать о воде? (она жидкая, принимает форму того сосуда, в котором находится).
- А когда вода замерзает, какой она становится? (твердой, превращается в лед).
- А когда вода кипит в чайнике, что выходит из носика чайника? (пар). Значит какой еще бывает вода? (газообразная). Итак, можно сделать вывод: вода бывает жидкая, при низкой t* - твердая, при высокой – газообразная.
- Ребята, а скажите пожалуйста, в природе в каких явлениях нам встречается вода? (ответы детей).
Принцесса вода приготовила для вас загадки (на выбор воспитателя).
- Ребята, а как человек использует воду? (ответы). Правильно, человеку для жизни нужно много воды для приготовления пищи, для поддержания в чистоте своего тела, одежды, жилища. Наш замечательный поэт К. И. Чуковский даже написал гимн воде (прослушивание).
- Давайте теперь рассмотрим с вами схему круговорота воды в природе (на доску вывешивается схема, проводится беседа).
Дайте мне водицы!
- Море, дай свежей водицы,
Жаждой устал я томиться!
- Солоны воды морские
В выси идут голубые,
Солнышко их испаряет
И в облака собирает.
- Облако, дай мне напиться
Чистой студеной водицы!
- Чтобы помочь челевеку
Воду я вылило в реку!
- Речка, дай пить, весь горю я!
- Озеру воду дарю я!
- Озеро, дай мне водицы,
Хочется пить и умыться!
- Здесь лишь рубашку замочишь,
Кран даст воды сколько хочешь.
- Краны гораздо добрее….
Кран, дай воды поскорее!
- Дам и тебе, и всем детям,
Лучше воды нет на свете!
Мойте в ней личико, пейте
И никогда не болейте!
Физминутка
(игра – имитация по стихотворению А. Мошковской)
Кран откройся,
Нос умойся,
Мойтесь сразу
Оба глаза
Мойтесь ушки,
Мойся шейка.
Шейка мойся хорошенько.
Мойся, мойся, обливайся.
Грязь смывайся, грязь смывайся!
- Ребята, а сейчас мы с вами рассмотрим схему, кому нужна вода и кто чем пьет? (человек – ртом, слон – хоботом, собака и кошка – языком, птица – клювом).
Давайте вспомним, какой рассказ мы с вами недавно читали? (пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Умная галка», подвести к опыту).
Опыт: в стакан с небольшим количеством воды начинаем класть камушки, чтобы наглядно было видно что вода поднимается все выше и подтвердить прочитанное.
- Ребята, а как вы думаете, чем пьют растения? Ведь у них нет ни хобота, ни клюва. (ответы детей). У всех растений есть корни, которые спрятаны в земле. Вот они-то и тянут воду из земли. А дальше вода поднимается по тоненьким канальцам-трубочкам, которых в стволе видимо-невидимо. По ним вода бежит, спешит накормить, напоить каждую почку, каждый росток.
Вода нужна всем, без нее мы не можем обойтись. С водой можно даже играть. (игра с мыльными пузырями).
Дети делятся на две команды, одна читает стихотворение, другая пускает пузыри, затем меняются. Каждый ребенок читает одну строчку.
Осторожно – пузыри,
Ой, какие, ой, смотри.
Раздуваются, блестят,
Отрываются, летят.
Мой – со сливу,
Мой – с орех,
Мой не лопнул дольше всех.
- Ребята, а мы же с вами еще не посмотрели, что нам принесла Принцесса Вода в конверте. (заглядывают в конверт и находят там капельки). Мы с вами сегодня говорили о том, что вода – это наше богатство, она нужна всем. Поэтому человек должен очень бережно с ней обращаться. Принцесса Вода поручила нам провести акцию «Берегите воду». Возьмите по капельке и приклейте ее около каждого крана в детском саду. Этот знак будет означать, что кран следует закрывать плотно и беречь воду. Не только в детском саду, но и дома, вы будете следить, чтобы ваш кран не капал и обращать внимание родителей на это.
(во второй половине дня можно выучить с детьми стихотворение С. Погореловского)
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана – кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря, зря, зря,
А то пройдет немного лет
И нет водицы, нет, нет, нет.