Людмила Макарова
Лексико-грамматическое занятие в старшей группе детей с ОВЗ «Здравствуй, праздник Новый год»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные задачи: Активизация и расширение словаря по теме “Новогодний праздник”.
Совершенствование грамматического строя речи.
Развитие диалогической и связной речи.
Коррекционно-развивающие задачи: Развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику. Развивать зрительное, слуховое восприятие, творческое воображение.
Коррекционно-воспитательные задачи: создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.
Учить создавать радостное настроение и дарить радость другим.
Публикация «Лексико-грамматическое занятие в старшей группе детей с ОВЗ „Здравствуй, праздник Новый год“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Конспекты занятий
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Предварительная работа:
1. Побеседовать о том, какой праздник отмечают, что он означает. Для детей 5-6(7) лет желательно рассказать и помочь запомнить историю Деда Мороза. Рассказ следующего содержания:
Еще в языческие времена силы природы на Руси наделяли именами и характерной внешностью. Не был обойден вниманием и повелитель холода, бурана, метели. В сказаниях и былинах его называют Мороз, Морозко или Мороз Морозович. Он представлялся людям в виде сурового старика с длинной белой бородой, с помощью которой можно закрутить пургу, вьюгу. Подарков он тогда не дарил.
Когда Петр I ввел новую дату празднования Нового года, и в Россию стали проникать европейские обычаи, связанные с этим праздником, постепенно начал складываться образ доброго (для нерадивых детей - строгого) старика, приносящего новогодние подарки. .
Добрый Дед Мороз, живущий в зимнем лесу, - один из самых молодых героев русских сказок. Время его рождения - девятнадцатое столетие. Именно тогда в России закрепился обычай дарить детям в новогоднюю ночь подарки, принесенные Дедом Морозом. Позже появилась Снегурочка. Совсем недавно наш Дед Мороз поселился в городе Великий Устюг, которому насчитывается почти 800 лет.
2. Об обычаях праздновать Новый год в других странах рассказ может быть следующего содержания:
В разных странах мира существуют свои обычаи встречи Нового года. В странах, где распространено христианство, празднование Нового года практически сливаются с рождественскими днями.
На новогодних столах венгров не бывает гусей, уток, кур. По народному обычаю птицу в этот вечер есть никак нельзя - улетит счастье.
В Румынии пекут пироги с сюрпризами: в них запекают мелкие монетки, фигурки, кольца, стручки горького перца.
В Германии Новогодние празднования обязательно включают шествия, маскарады, фейерверки. Всё это отголоски старых поверий, будто таким образом можно отпугнуть демонов и злых духов.
В Англии дома по традиции украшают ветками омелы - символа жизни, здоровья, плодородия. Ложась спать, английский ребёнок оставляет на спинке кровати чулок, чтобы Санта-Клаус положил туда подарки.
Шведский Дед Мороз похож на гнома. Он тащит новогоднюю ёлку и подарки, творит добрые дела, разговаривает с животными и людьми, благословляет птицу и напитки, молодожёнов и новорождённых.
Дед Мороз в Монголии появляется в виде Петуха. У него в руке бич, а ещё несёт он огниво, огонь и табакерку. Когда-то эти вещи были неизменными спутниками кочевника в его одиноких странствиях.
Много стран на свете, везде встречают Новый год по-своему, но во всех странах этот праздник является самым любимым и у взрослых, и у детей.
Ход занятия:
1. Рассмотреть елку, какими игрушками она украшена.
2. Ответить на вопросы:
Что? -. (синие шары, бумажные флажки)
Нет чего? -. (синих шаров, бумажных флажков)
Радуешься чему? -. (синим шарам, бумажным флажкам)
Видишь что? -. (синие шары, бумажные флажки)
Доволен чем? -. (синими шарами, бумажными флажками)
Говоришь о чем? -. (о синих шарах, о бумажных флажках)
3. Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже.
В коробке один шар, а на елке шары.
В коробке звезда, а на елке звезды.
И так далее обо всех игрушках, которыми украшена елка.
4. Упражнение "Назови ласково" на образование существительного с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Шар - шарик, шарики. Звезда - звездочка, звездочки.
Бусина - бусинка, бусинки. Фонарь - фонарик, фонарики.
5. Упражнение на образование прилагательных.
Предложить ребенку ответить на вопросы:
Игрушки для украшения елки - какие? -. (елочные)
Шары из стекла - какие? -. Флажки из бумаги - какие? -.
Зайцы из пластмассы - какие? -. Флажки разных цветов -
6. Упражнение "Узнай словечко" на активизацию словаря.
Белый, пушистый, искрящийся. (снег) Колючая, мохнатая, зеленая. (ёлка) Сладкое, холодное, сливочное. (мороженое) Ледяная, тающая, остроконечная. (сосулька) Уходящий, старый, новый. (год)
7. Пересказать рассказ (развитие связной речи). Ёлка
Папа принес из леса елку. Елку поставили на пол. Ребята украсили ёлку. Повесили игрушки, конфеты, шары. Елка была нарядная, красивая, пушистая. Дети играли вокруг елки. И Дед Мороз играл. Весело было ребятам.
8. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.
Перед нами елочка
(пальцы рук переплетены, из больших пальцев - верхушка "елочки")
Шишечки, иголочки
(кулачки, указательные пальчики выставлены)
Шарики, фонарики (шарики из пальцев вверх, вниз)
Зайчики и свечки (ушки из указательного и среднего пальцев: обе ладони сложены)
Звезды, человечки (ладони сложены, пальцы расправлены;
средний и указательный пальцы стоят на столе)
9. Формирование графомоторных навыков.
Нарисовать две елки: большую - с большими игрушками-шишками, желтыми и красными шарами, маленькую елочку - с маленькими игрушками.
10. Ознакомление с художественной литературой.
Л. Солнцева «Ёлка для больного Илюши»
- Костя, куда это ты бежишь с этой маленькой елочкой? - спросил Дима своего товарища.
- А, здравствуй, Дима! Видишь ли, мы пригласили на нашу ёлку Илюшу - маленького сына ночного сторожа, но он не может прийти к нам, так как заболел и вторую неделю не встаёт с постели. Отец дал мне денег на гостинцы, мама ещё добавила. И вот я на эти деньги купил ёлочку, шесть свечек с подсвечником и два больших яблока и всё это несу больному Илюше.
- Если ты ничего не имеешь против, я пойду с тобой, - сказал Дима. - У меня тоже есть немного денег. Скажи, что я мог бы купить маленькому больному?
- Знаешь, - воскликнул Костя, - купи большую блестящую звезду и пару сладких апельсинов: больным полезно есть фрукты.
Дима купил звезду и апельсины, и они направились к дому, где жил сторож. Ещё в коридоре мальчики повесили на ёлочку свечки, прикрепили звезду. Запасливый Костя достал спички. Они постучали в дверь после того, как зажгли все свечи. Им открыла дверь жена сторожа. От радостного восторга она всплеснула руками. Ёлочку поставили на столик перед больным, который дремал. При виде ёлочки его лицо прояснилось и глаза засверкали. Он протянул мальчикам исхудалые ручонки и сказал:
- Как я рад! Спасибо!
Отец Илюши горячо благодарил добрых детей. Мальчики вышли взволнованные.
- Спасибо тебе. Костя, что ты позволил мне пойти с тобою. - сказал Дима, протягивая Косте руку.
- И подумать только, - удивлялся Костя, - вместо шоколада можно столько радости доставить себе и другим!
Вопросы по содержанию рассказа.
Итог занятия:
А какой подарок вы бы хотели получить от Деда Мороза.
Дети на ушко педагогу говорят свои желания.
О желаниях детей рассказываем родителям.