Лучший педагог года

Конспект занятия по лексической теме «Посуда»

Ирина Ротару
Конспект занятия по лексической теме «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы

Словарь по теме : Посуда

Существительные: посуда, супница, сервиз, тарелка, чашка, блюдце, вилка, ложка, нож, ковш, чайник, половник, кастрюля, сковорода, дуршлаг, скалка, противень, кофейник, миска, сахарница, хлебница, салфетница, соусница, солонка, масленка, молочник, бидон, турка, поднос, стакан, конфетница, ситечко, щипцы, самовар, сервиз, сухарница, сливочник, супница, селедочница, перечница, гусятница, утятница, поварешка, шумовка, терка, доска, решето, сито, термос, стакан, бокал, рюмка, графин;

Публикация «Конспект занятия по лексической теме „Посуда“» размещена в разделах

Глаголы: накрывать, готовить, мыть, жарить, чистить, ухаживать, варить (бережно и правильно относиться, пить, есть, хранить, наливать, резать, раскладывать, ставить, класть, тушить, кипятить, убирать, выдувать, сервировать, накрыть, уронить, разбить.

Прилагательные: глиняный, берестяной, блестящий, фарфоровый, медный, железный, чугунный, серебряный, деревянный, стеклянный, хрустальный, керамический, алюминиевый, металлический, пластмассовый, обеденный, острый, круглый, кухонный, столовый, чайный, кофейный, ломкий, фаянсовый, эмалированный, продолговатый, прочный;

Наречия: остро, быстро, медленно, грязно, чисто, горячо, холодно, аккуратно, неряшливо, наспех, не спеша.

Образовывать прилагательные:

Из фарфора – фарфоровый.

Из дерева – деревянный.

Из стекла – стеклянный.

Из глины – глиняный.

Из металла – металлический.

Из пластмассы – пластмассовый.

Описывать посуду :

Как называется? (столовая)

Какого цвета?

Какой формы?

Какого размера?

Из какого материала сделана? (металла)

Из каких частей состоит? (стенки, дно, крышка, ручки, носик)

Для чего нужна посуда?

Сравнивать посуду :

Чайник – чашка.

Кастрюля – тарелка.

Кувшин – стакан.

Сковорода – ложка.

Художественное слово по теме : Посуда

Загадки

Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю,

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду.

(Ложка)

Вся макушка в дырках мелких,

Перец сыпется в тарелки.

(Перечница)

Щука в море,

А хвост на заборе.

(Поварешка)

Все семейство вечерком

Угощает он чайком.

Хоть и ростом невелик,

А пыхтит, как паровик.

(Самовар)

Из горячего колодца

Через нос водица льется.

(Чайник)

Стихи

А на белой табуреточке,

Да на вышитой салфеточке

Самовар стоит,

Словно жар горит.

У нашего Вовки

На блюде морковка.

У нашей Акульки

Картошка в кастрюльке.

У нашей Наташки

Смородина в чашке.

Ну а у Валерки

Грибочки в тарелке.

А теперь ты не зевай

И посуду называй.

На завтрак Наташе

Сварили две каши.

На выбор две каши

Для нашей Наташи.

Не стала, есть кашу

Капризна Наташа.

Разбила все чашки

Вертушка Наташка.

Лексико-грамматические игры и упражнения по теме : Посуда

Дидактическая игра «Накроем стол к чаю»

Цель: знакомство с названием предметов из чайного сервиза, закрепление и согласования качественных прилагательных с существительными.

Оборудование: чайный сервиз (блюдца, чашки, заварочный чайник, сахарница, десертные тарелки, вазочка для печенья, чайные ложки.

Ход игры: педагог объясняет детям последовательность расстановки приборов для чаепития. Сначала надо поставить вазу с печеньем на середину стола. Вокруг вазы надо поставить блюдца, а на каждое блюдце-чашку. Около каждого блюдца надо поставить десертную тарелку. В десертную тарелку каждый гость положит себе печенье. Справа от каждого блюдца надо положить чайную ложку. Последними ставим сахарницу и заварочный чайник. Они тоже должны стоять на середине стола, чтобы каждому гостю было удобно взять сахар и налить чай.

Затем каждому ребенку дается короткая инструкцию. Все дети выполняют поручения, расставляя чайную посуду на столе. Педагог комментирует их действия: «Саша ставит на стол вазу с печеньем». И так далее.

Дидактическая игра «Накроем стол к обеду»

Цель: знакомство с названием предметов столовой посуды, их формой, цветом; обучение употреблению качественных прилагательных.

Оборудование: предметы столовой посуды : тарелки (глубокая, мелкая, кружка, стакан, ложки (маленькая, большая).

Ход игры: Сначала надо поставить на середину стола хлебницу. Вокруг хлебницы надо расставить глубокие тарелки. Справа от тарелки надо положить большую ложку, которой мы будем, есть суп, Рядом с ложкой надо положить вилку. Она понадобится, когда мы будем, есть второе блюдо. Между глубокой тарелкой и хлебницей надо поставить стакан, из которого мы будем пить компот.

Затем каждому ребенку дается короткая инструкция. Все дети выполняют поручения, расставляя столовую посуду на столе. Педагог комментирует их действия.

Дидактическая игра «Что пропало?»

Цель: закрепления названий предметов столовой посуды; согласование прилагательных «грязный», «чистый» с существительными; обучение пониманию прошедшего и настоящего времени глаголов.

Оборудование: игрушечная столовая посуда, картинки с изображением предметов столовой посуды.

Ход игры: на столе четыре предметных картинки с изображением предметов столовой посуды. Одну картинку педагог убирает и спрашивает: «Что пропало?». Потом можно предложить выступить в роли ведущего какому - нибудь ребенку.

Дидактическая игра: «Три медведя готовят обед»

Цель: уточнение и закрепление понятие «маленький»-«большой»-«очень большой» применительно к предметам кухонной посуды; обучение употреблению превосходной степени прилагательных.

Оборудование: фигурки трех медведей, отличающихся размером; игрушечная плита; набор игрушечных кастрюль.

Ход игры: самый большой медведь вызвался готовить суп. Медведь поменьше стал варить макароны. Самый маленький медведь решил варить компот. Медведям понадобились три кастрюли. Помогите медведям взять нужную кастрюлю. Саша поможет взять большому медведю самую большую кастрюлю, Лена даст кастрюлю поменьше среднему медведю, а Вова даст маленькому медведю самую маленькую кастрюлю. Чтобы сварить суп, макароны и компот надо налить в кастрюли воду, а затем накрыть каждую кастрюлю крышкой, чтобы вода быстрее закипела. Крышки от кастрюль перепутались. Помогите медведям выбрать нужные крышки.

Закрепление лексики и грамматики в связной речи по теме : Посуда

Текст для пересказа: Печенье

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

— Дели по одному, — строго сказал Миша.

Мальчики высыпали всё печенье на стол и разложили его на две кучки.

— Ровно? — спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

— Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда всё печенье было съедено,

Вова вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложкой не начатый чай.

Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку чёрного хлеба. В. Осеева

«Сказка о чайнике» :

«Жил-был чайник. И была у него семья — посуда. Чайник был пузатый-препузатый. У него была крышка, ручка и маленький носик с одной ноздрей. Чайник был железный и очень полезный. Его любили люди, и пили из него чай».

Вопросы к сказке: «Какой по размеру был чайник? С кем жил чайник? Какие части есть у чайника? Чайник из чего сделан? Почему чайник любили люди?»

Беседа о посуде

- Как называется посуда, которой пользуются на кухне, чтобы приготовить первое, второе, третье блюда?

- Какую кухонную посуду вы знаете?

- Из какого материала сделана кухонная посуда? Значит она какая?

- Как называется посуда, которой сервируют стол к завтраку, к обеду, к ужину?

- Какую столовую посуду вы знаете?

- Как называется посуда для чаепития?

- Какую чайную посуду вы знаете?

- Из какого материала сделана столовая и чайная посуда? Значит она какая?

Товарищи

Жили-были два товарища: котёнок и тигрёнок. Однажды котёнок заболел. Тигрёнок решил навестить больного котёнка. Он взял гостинцы и отправился к другу.

— Посмотри, что я тебе принёс,

— сказал тигрёнок. Он налил из термоса в стакан тёплый компот. Потом дал котёнку тарелку с творогом. А с помощью тёрки тигрёнок приготовил морковный салат со сметаной.

— Ах, как вкусно!

— сказал котёнок.

— Я уже совсем здоров! Друзья вымыли посуду и стали раскрашивать бумажные тарелочки. Хорошо, когда есть настоящие друзья!

Игры на развитие психических познавательных процессов по теме : Посуда

Игра: «День рождения куклы»

Цель игры: развитие памяти, внимания, социальных навыков.

Оборудование: 4-5 игрушек, кукла, игрушечные столик и стульчики, игрушечный чайный сервиз.

Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что у куклы Маши сегодня день рождения и скоро придут гости поздравить именинницу. Дети должны угощать чаем и сладостями, обращаясь к каждому гостю по имени. Воспитатель показывает игрушки и называет, как их зовут. Ребенок накрывает на стол, сажает гостей, поит их чаем и обращается к ним по имени. Игру можно усложнять, постепенно увеличивая количество гостей до 6-7.

Игра: «Чашка и блюдце».

Цель: развитие логического мышление, памяти, употребление глаголов в речи.

Оборудование: блюдца, чашки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям проиграть ситуацию которая заключается в том что воспитатель говорит действие ребенок должен проговорить и сделать что он просит.

— Поставь чашку возле блюдца. — Я поставил чашку возле блюдца.

— Поставь чашку на блюдце. — Я поставил чашку на блюдце.

— Возьми чашку с блюдца. — Я взял чашку с блюдца.

— Держи чашку над блюдцем. — Я держу чашку над блюдцем.

— Поставь чашку справа от блюдца. — Я поставил чашку справа от блюдца.

— Поставь чашку под блюдце. — Я поставил чашку под блюдце.

— Поставь чашку перед блюдцем. — Я поставил чашку перед блюдцем.

— Отдай Тане чашку, а у нее возьми блюдце. — Я отдал Тане чашку, а у нее взял блюдце.

— Возьми чашку из-под блюдца. — Я взял чашку из-под блюдца. И т. д.

Игра: «Кто знает – продолжает».

Цель: Развивать слуховую память, быстроту мышления, слуховое внимание, расширять словарный запас детей.

Оборудование: Мяч.

Ход игры: Педагог начинает называть цепочку слов, относящихся к одной лексической теме, передавая ребёнку мяч. Ребёнок должен быстро определить, к какому обобщающему понятию нужно подбирать слова и продолжает цепочку слов.

Например: Тарелка, ложка, кувшин …. вилка, кастрюля, блюдце, нож и т. д. Игра продолжается до последнего названного предмета.

Игра: «Чаепитие»

Цели: Развитие зрительного внимания, умения соотносить цвета. Активизация словаря по теме. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Оборудование: стол, посуда по цветам салфетка.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать из расставленных на столе предметов посуды те, которые нужны для чаепития. Задача детей – накрыть к чаю столик с синей салфеткой (выбирается посуда синего цвета, аналогично проводится работа с другими цветами.

Игра: «Моем посуду»

Цели: Развитие слухового внимания. Формирование логического мышления и фразовой речи.

Оборудование: демонстрационные карточки с грязной и чистой посудой.

Ход игры: Воспитатель говорит, что мама очень устала, предлагает детям помочь ей помыть и вытереть посуду, уточняет, какую посуду моют (грязную, а какую вытирают (мокрую). Затем воспитатель называет: МОКРАЯ ТАРЕЛКА, дети отвечают: БУДЕМ ВЫТИРАТЬ ; воспитатель – ГРЯЗНАЯ КАСТРЮЛЯ, дети – БУДЕМ МЫТЬ и т. п.

Игра: «Чего не хватает»

Цели: Развитие зрительного внимания и памяти. Активизация словаря по теме. Практическое употребление простого предложения.

Оборудование: карточки с изображением посуды.

На столе перед детьми карточки с изображением посуды или кукольная посуда (до 5 предметов). Воспитатель рассматривает и называет ее вместе с детьми. Затем предлагает детям закрыть глаза – «отдохнуть», убирает один предмет. Когда дети открывают глаза, они называют, какая посуда «разбилась». Можно убирать небьющуюся посуду, обращая внимание детей на то, что этот предмет нельзя разбить.

Закрепление лексики в режимных моментах по теме : Посуда

Утренняя гимнастика. Цели: развивать двигательную активность, создать положительный эмоциональный настрой.

Беседа с детьми «Такая разная посуда».

Цель: дать детям знания о разнообразии посуды. Познакомить с посудой. Развивать познавательный интерес; внимание, память.

«Посуда»

Обед мы с бабушкой сварили.

Стол скатертью большой накрыли,

Поставили тарелки, положили ложки,

Налили супа кошке в плошку.

Все вместе сели мы обедать.

Всех просим наших щей отведать.

I часть: Ходьба в колонне по одному, ходьба на наружной и внутренней стороне стопы, ходьба «змейкой», ходьба семенящим шагом. Быстрый бег, ходьба.

II часть: Комплекс ОРУ «Обед мы с бабушкой сварили»

«Ура, сварили мы обед!»

И. п. : о. с., руки вниз. 1 — руки в стороны, вверх с хлопком над головой; 2- и. п. Повторить 6-8 раз.

«Накрываем скатертью стол»

И. п. : ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1-3 — пружинящие наклоны вперед — длительный выдох; 4 — выпрямиться — вдох. Повторить 6-8 раз,

«Раскладываем ложки, ставим тарелки»

И. п. : ноги врозь, руки на пояс. 1 — наклон вправо, левая кисть по туловищу скользит вверх, правая - вниз; 2-й. п. ; 3-4 — то же в другую сторону. Повторить по 3-4 раза в каждую сторону.

«Садимся обедать»

И. п. : о. с., руки на пояс. 1-2 - присесть, колени врозь, руки к плечам. Держать спину прямо. Повторить 6-8 раз.

«Встаем из-за стола»

И. п. : ноги вместе, руки за спиной. 1 — поднять согнутую в колене правую ногу; 2-й. п. ; 3-4 - то же другой ногой. Повторить по 4 раза каждой ногой.

«Мы — молодцы!»

И. и. : ноги слегка расставлены, руки на пояс. 1-4 — подскоки на двух ногах с поворотом вправо; 5-8 — то же в другую сторону. На счет 4 и 8 необходимо возвращаться в и. п. Повторить по 4 раза в каждую сторону

III часть: Быстрый бег, ходьба в колонне.

Рекомендации для родителей по работе над лексической темой : Посуд

Родителям рекомендуется:

1. Рассмотреть с ребёнком предметы посуды, попросить показать, а затем назвать части посуды : носик, крышку, ручку, края, донышко…

Закрепить в словаре обобщающее слово «посуда».

2. Познакомить ребёнка с понятиями «чайная посуда», «столовая посуда», «кухонная посуда». Игра «Кто больше слов назовёт?» (предметы чайной, столовой, кухонной посуды).

3. Упражнение «Поможем маме».

Мама попросила помочь ей разложить соль, сахар, сухари, конфеты, хлеб, масло в соответствующую посуду. Назови, в чём эти продукты должны храниться и подаваться к столу? Пример: сахар- в сахарнице, и т. д.

4. Упражнение «Скажи наоборот». Закончи предложение.

Сковорода тяжёлая, а ковш - … .

Кувшин высокий, а стакан - … .

Кастрюля большая, а тарелка - … .

Блюдце мелкое, а миска - … .

5. Рассказать ребёнку, из каких материалов изготавливают посуду.

Упражнение «Из чего - какой?» закончи предложение.

Если вилка из пластмассы, она пластмассовая.

Если нож из стали, он … .

Если тарелка из картона, она … .

Если вилка из металла, она … .

Если чашка из фарфора, она … .

Если кувшин из глины, он … .

Если стакан из стекла, он … .

Если сковорода из чугуна, она … .

Если ложка из дерева, она … .

Если черпак из алюминия, он … .

Если блюдо их хрусталя, оно ….

Предложите ребёнку совместно с вами выполнить пальчиковую гимнастику.

И бежит, бренчит, стучит сковорода:

(«Бегут», стучат пальцами по столу.)

«Вы куда? Куда? Куда? Куда? Куда?»

(Сжимают и разжимают пальцы.)

А за нею вилки,

Рюмки да бутылки,

Чашки да ложки

(Загибают поочерёдно пальцы.)

Скачут по дорожке.

(«Скачут» пальцами по столу.) К. Чуковский

Предложите ребёнку пересказать текст (по выбору).

Помощники.

Саша с Алёшей помогали накрывать на стол. Все сели обедать. Суп налили, а есть нечем. Вот так помощники. Стол накрыли, а ложки не положили. (И. Калинина)

Мамина чашка.

На улице шёл дождь. Мама не разрешила гулять. Алеше было скучно. Он взял мяч и стал бросать его. Мяч упал на стол и опрокинул мамину любимую голубую чашку. Чашка упала на пол и разбилась. Мама услышала звон стекла, пришла в комнату и спросила, кто разбил чашку. Алеша испугался и показал на Бобика. Мама взяла веник и выгнала Бобика на улицу.

Темнело. Дождь шёл всё сильнее. Мокрый Бобик скулил на крыльце.

Алеше стало стыдно. Он подошёл к маме и во всём признался. Бобика пустили домой и напоили молоком.

Публикации по теме:

Конспект группового логопедического занятия по теме «Закрепление звуков [С], [С’] на основе лексической темы «Посуда» Цель: Автоматизация звуков [с], [сь] в слогах, словах, словосочетаниях, основываясь на артикуляционных и акустических признаках, с опорой.

Конспект комплексного обобщающего занятия для детей с ОВЗ 6–7 лет по лексической теме «Посуда» Программное содержание: Закрепить познания детей о посуде. Учить называть и различать посуду. Полным предложением отвечать на вопросы.

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Посуда» для детей 4–5 лет с ОНР Конспект логопедического занятие по лексической теме «Посуда» для детей 4-5 лет с ОНР. Тема «Посуда». Образовательные задачи: 1. Расширять.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по лексической теме «Посуда» с использованием техники «Синквейн» Конспект логопедического занятия по совершенствованию связной речи и лексико - грамматического строя речи у детей с ТНР в подготовительной.

Конспект НОД по ФЭМП по лексической теме «Посуда» «Поможем бабушке Федоре» Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Поможем бабушке Федоре» (лексическая тема «Посуда») Задачи: 1. Учить детей.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе по лексической теме «Посуда»Конспект НОД по развитию речи в средней группе по лексической теме «Посуда» Тема: «Посуда» Цель: развитие лексико-грамматических компонентов речи по лексической теме «Посуда» Задачи: Коррекционно-образовательные:.

Конспект открытого занятия по аппликации в старшей группе «Федора в гостях у ребят» по лексической теме «Посуда»Конспект открытого занятия по аппликации в старшей группе «Федора в гостях у ребят» по лексической теме «Посуда» Конспект открытого занятия по аппликации в старшей группе Тема: «Федора в гостях у ребят» Лексическая тема: «Посуда» Подготовила воспитатель.

Конспект занятия по лексической теме «Посуда» в старшей логопедической группе Цель: Обобщение знаний и активизация словаря по лексической теме. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные - Согласование притяжательных.

Конспект занятия по лексической теме «Посуда. Продукты питания» (старшая логопедическая группа с общим недоразвитием речи) Составитель занятия учитель-логопед МБДОУ№299: Кулигина С. А. Лексическая тема: ПОСУДА. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ. (старшая логопедическая группа.

Конспект интегрированного занятия «В гостях у сказки» по лексической теме «Посуда» Лексическая тема «Посуда». Социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное и физическое развитие Тема: «В гостях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по лексической теме «Посуда»
Опубликовано: 9 апреля 2019 в 16:31
+34Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по лексической теме «Посуда»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ротару в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД