Сазонова Ольга
Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста в развитии изобразительного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему:
«Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста в развитии изобразительного творчества».
«Дети должны быть окружены миром красоты, сказки, игры, рисунка, музыки, фантазии и творчества. Ведь они – это будущие наши судьи, критики наших действий, воззрений, это люди, идущие в мир строительства новых форм жизни».В. А. Сухомлинский
Публикация «Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста в развитии изобразительного творчества» размещена в разделах
Познание – это процесс приобретения знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях. Теория познания впервые была упомянута Платоном в его книге «Государство». Тогда он выделил два вида познания – чувственное и умственное, и эта теория сохранилась по сей день.
И так, познание – это способность человека умственно воспринимать внешнюю информацию, ее перерабатывать и делать из нее выводы. Основная цель познания заключается как в овладении природой, так и в совершенствовании самого человека. Кроме того, многие авторы видят цель познания в стремлении человека к истине.
Мы сейчас будем касаться творческо-художественного познания. (Оно же – искусство). Этот вид познания отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов.
Дошкольный возраст, как отмечается многими психологами и педагогами, является наиболее благоприятным периодом для становления многих видов деятельности. Именно в дошкольном возрасте, детям свойственна тяга к необычному, придумыванию чего-то нового, виденью в обычном необычного. Их мир гораздо шире, сложнее, чем иногда это кажется взрослым. «Этот период длится определённое, довольно короткое, время и проходит безвозвратно, поэтому пропустить его ни в коем случае нельзя, ведь наверстать упущенное будет практически невозможно» (Д. И. Фельдштейн).
Если познавательные интересы сформированы недостаточно, если взрослый своим вниманием не поддерживает интерес к познанию, то стремления к знаниям не появятся. Ребенок не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний, а это означает, что ребенок будет недостаточно развит.
Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов обучения дошкольников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса, обучение даже у слабых протекает более продуктивно.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов.
Важно создать определенные условия, чтобы увидеть в ребёнке индивидуальность, задатки творчества, помочь ему раскрыться во всех видах деятельности.
«Художественное творчество», одна из образовательных областей в детском саду, охватывает основные направления художественно-эстетического развития детей, раскрывается в разных формах продуктивной детской деятельности детей.
Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.
Художественное творчество является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. Предпосылками продуктивных видов деятельности выступают потребность ребенка в самостоятельности и активности, подражание взрослому, освоение предметных действий, формирование координации движений руки и глаза. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации, ручному труду активизирует познавательный интерес и способствует эффективному развитию воображения и восприятия, образных представлений, мышления, памяти, ручной умелости. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, воображение. В процессе продуктивной деятельности воспитывается интерес к различным видам искусства в целом. Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребёнку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия.
Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.
Использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста. В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов посредством которых исполняется художественное воспроизведение. Под техникой рисунка понимают владение материалом и инструментами, способы их использования для целей изображения художественного выражения. Существуют разные техники рисования — одни из них традиционные, другие нетрадиционные и даже новаторские. Вообще, техника рисования характеризуется не столько использованными материалами, сколько способом нанесения красок. Имеет значение длина и направление штрихов, их яркость, способы смешивания красок. Все это индивидуальное у каждого художника, и формирует его стиль. Но все же есть основные разновидности техник в рисовании, которые выделяются по используемым краскам. Так к самым известным и популярным техникам рисования относятся: рисование карандашом, гуашью, акварелью, маслом, пастелью, крупой, всевозможным природным и не природным материалом (мел, уголь, песок, глина и т. д.).
Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества становится актуальным для многих педагогов и психологов, изучающих детский рисунок.
Нетрадиционные техники рисования – это техники, позволяющие создавать рисунок при помощи разнообразных средств и материалов, находящихся под рукой и отличающие эти работы от традиционных, по выполнению.
Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.
Но любая, даже самая интересная работа, должна иметь свои временные границы для каждого возраста : 3-4 года около 15 минут; 4-6 лет – 20-30 минут; 6-8 лет – 30 – 40 минут.
Одним из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества, является разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе, листы бумаги могут быть разной формы : в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка, квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать.
Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами (мольбертами, за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов и т. д. Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать.
Работать нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды в группе учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие познавательного интереса каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей средой. Собрала подборку нужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д.). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного : палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголки «Творческая мастерская» и «Экспериментирование». Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
• Способствует снятию детских страхов;
• Развивает уверенность в своих силах;
• Развивает пространственное мышление;
• Учит детей свободно выражать свой замысел;
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• Учит детей работать с разнообразным материалом;
• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цвет восприятия; чувство фактурности и объёмности;
• Развивает мелкую моторику рук;
• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
По итогам исследования обучение детей нетрадиционным способом рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.
Таким образом, проблема формирования и развития познавательной активности у детей дошкольного возраста одна из самых актуальных в процессе воспитания и обучения, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности. Вопросами развития познавательной деятельности дошкольников в последнее время уделяется особенное внимание. В процессе исследования установили, что для того, чтобы полноценно развивать познавательный интерес детей, необходимо наполнять ребенка новыми зрительными и чувственными впечатлениями, которые помогут ему разнообразить и обогатить сюжеты рисунков, проводить индивидуальную работу для лучшего усвоения знаний.