Приложение МААМ

Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста в развитии изобразительного творчества

Сазонова Ольга
Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста в развитии изобразительного творчества
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация на тему:

«Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста в развитии изобразительного творчества».

«Дети должны быть окружены миром красоты, сказки, игры, рисунка, музыки, фантазии и творчества. Ведь они – это будущие наши судьи, критики наших действий, воззрений, это люди, идущие в мир строительства новых форм жизни».В. А. Сухомлинский

Темочки:

Познание – это процесс приобретения знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях. Теория познания впервые была упомянута Платоном в его книге «Государство». Тогда он выделил два вида познания – чувственное и умственное, и эта теория сохранилась по сей день.

И так, познание – это способность человека умственно воспринимать внешнюю информацию, ее перерабатывать и делать из нее выводы. Основная цель познания заключается как в овладении природой, так и в совершенствовании самого человека. Кроме того, многие авторы видят цель познания в стремлении человека к истине.

Мы сейчас будем касаться творческо-художественного познания. (Оно же – искусство). Этот вид познания отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов.

Дошкольный возраст, как отмечается многими психологами и педагогами, является наиболее благоприятным периодом для становления многих видов деятельности. Именно в дошкольном возрасте, детям свойственна тяга к необычному, придумыванию чего-то нового, виденью в обычном необычного. Их мир гораздо шире, сложнее, чем иногда это кажется взрослым. «Этот период длится определённое, довольно короткое, время и проходит безвозвратно, поэтому пропустить его ни в коем случае нельзя, ведь наверстать упущенное будет практически невозможно» (Д. И. Фельдштейн).

Если познавательные интересы сформированы недостаточно, если взрослый своим вниманием не поддерживает интерес к познанию, то стремления к знаниям не появятся. Ребенок не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний, а это означает, что ребенок будет недостаточно развит.

Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов обучения дошкольников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса, обучение даже у слабых протекает более продуктивно.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов.

Важно создать определенные условия, чтобы увидеть в ребёнке индивидуальность, задатки творчества, помочь ему раскрыться во всех видах деятельности.

«Художественное творчество», одна из образовательных областей в детском саду, охватывает основные направления художественно-эстетического развития детей, раскрывается в разных формах продуктивной детской деятельности детей.

Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.

Художественное творчество является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. Предпосылками продуктивных видов деятельности выступают потребность ребенка в самостоятельности и активности, подражание взрослому, освоение предметных действий, формирование координации движений руки и глаза. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации, ручному труду активизирует познавательный интерес и способствует эффективному развитию воображения и восприятия, образных представлений, мышления, памяти, ручной умелости. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, воображение. В процессе продуктивной деятельности воспитывается интерес к различным видам искусства в целом. Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребёнку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия.

Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

Использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста. В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов посредством которых исполняется художественное воспроизведение. Под техникой рисунка понимают владение материалом и инструментами, способы их использования для целей изображения художественного выражения. Существуют разные техники рисования — одни из них традиционные, другие нетрадиционные и даже новаторские. Вообще, техника рисования характеризуется не столько использованными материалами, сколько способом нанесения красок. Имеет значение длина и направление штрихов, их яркость, способы смешивания красок. Все это индивидуальное у каждого художника, и формирует его стиль. Но все же есть основные разновидности техник в рисовании, которые выделяются по используемым краскам. Так к самым известным и популярным техникам рисования относятся: рисование карандашом, гуашью, акварелью, маслом, пастелью, крупой, всевозможным природным и не природным материалом (мел, уголь, песок, глина и т. д.).

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества становится актуальным для многих педагогов и психологов, изучающих детский рисунок.

Нетрадиционные техники рисования – это техники, позволяющие создавать рисунок при помощи разнообразных средств и материалов, находящихся под рукой и отличающие эти работы от традиционных, по выполнению.

Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.

Но любая, даже самая интересная работа, должна иметь свои временные границы для каждого возраста : 3-4 года около 15 минут; 4-6 лет – 20-30 минут; 6-8 лет – 30 – 40 минут.

Одним из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества, является разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе, листы бумаги могут быть разной формы : в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка, квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать.

Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами (мольбертами, за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов и т. д. Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать.

Работать нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды в группе учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие познавательного интереса каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей средой. Собрала подборку нужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д.). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного : палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголки «Творческая мастерская» и «Экспериментирование». Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

• Способствует снятию детских страхов;

Развивает уверенность в своих силах;

Развивает пространственное мышление;

• Учит детей свободно выражать свой замысел;

• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

• Учит детей работать с разнообразным материалом;

Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цвет восприятия; чувство фактурности и объёмности;

Развивает мелкую моторику рук;

Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

По итогам исследования обучение детей нетрадиционным способом рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.

Таким образом, проблема формирования и развития познавательной активности у детей дошкольного возраста одна из самых актуальных в процессе воспитания и обучения, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности. Вопросами развития познавательной деятельности дошкольников в последнее время уделяется особенное внимание. В процессе исследования установили, что для того, чтобы полноценно развивать познавательный интерес детей, необходимо наполнять ребенка новыми зрительными и чувственными впечатлениями, которые помогут ему разнообразить и обогатить сюжеты рисунков, проводить индивидуальную работу для лучшего усвоения знаний.

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов «Использование нетрадиционных техник рисования  в развитии изобразительного творчества детей»Мастер-класс для педагогов «Использование нетрадиционных техник рисования  в развитии изобразительного творчества детей» МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей» Цель: расширить.

Дидактические игры в развитии изобразительного творчества детейДидактические игры в развитии изобразительного творчества детей Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе В истории дошкольной.

Консультация «Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста посредством мультимедийных презентаций» Актуальность исследования: В настоящие время проблема развития познавательного интереса остается одой из актуальнейших тем. Педагогической.

Использование ИКТ при развитии изобразительного творчества детей старшего возраста .

Консультация для родителей о развитии познавательных интересов детей 3–4 лет Утро. Большой – маленький. Один – много. Игра «Когда это бывает?» Прочитайте ребенку стихотворение А. Кондратьева «Доброе утро». Доброе.

Консультация для родителей «Роль экспериментирования в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста» Мир глазами ребёнка удивителен и разнообразен и чтобы познать явления окружающего мира и удовлетворить свое любопытство, у детей возникает.

Мастер-класс для педагогов «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей» Цель: расширить знания педагогов в вопросах об использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей. Задачи: - донести.

Развитие познавательных интересов детей раннего возраста на прогулке Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма.

Особенности познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста Возраст от четырех до пяти лет – период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее.

Развитие изобразительного творчества по средствам сказки детей старшего дошкольного возраста УДК00.0 РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ К. Е. Бочко, студентка 5 курса Научный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста в развитии изобразительного творчества
Опубликовано: 20 ноября 2019 в 15:43
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста в развитии изобразительного творчества» (включая файлы) размещена пользователем Сазонова Ольга (УИ 1679526) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД