Людмила Полторак
Конспект занятия «Кто такой настоящий Дед Мороз?»
▼ Скачать + Заказать документы
Кто такой настоящий Дед Мороз?
Н. Найденова
Мы весной его не встретим,
Он и летом не придет,
Но зимою к нашим детям
Он приходит каждый год.
У него румянец яркий,
Борода, как белый мех,
Интересные подарки
Приготовит он для всех.
С Новым годом поздравляя,
Елку пышную зажжет,
Ребятишек забавляя,
Встанет с нами в хоровод.
Дружно мы его встречаем,
Мы большие с ним друзья…
Но поить горячим чаем
Гостя этого нельзя!
ОПРОС ДЕТЕЙ
Публикация «Конспект занятия „Кто такой настоящий Дед Мороз?“» размещена в разделах
В результате опроса, проводимого с детьми, выяснилось, что дети с трудом отличают нашего Деда Мороза от Санта Клауса.
Проблемные вопросы
Когда появился Дед Мороз?
Мы хотим понять:
Кто такой настоящий Дед Мороз?
Актуальность проекта
Данный материал способствует формированию представлений о Деде Морозе, на основании сравнения его с Санта Клаусом.
Задачи проекта:
Сформировать понятие и представление о персонаже Дед Мороз у детей.
Цель проекта:
Повышение интереса к главным героям праздника – Новый год
Методы проекта:
Анализ, сравнение.
Как выглядит Дед Мороз :
Внешность:
высокий представительный старик с белоснежной бородой до пят. В руках держит посох, которым, собственно и морозит.
Характер:
Раньше нрав у Деда был довольно суров и крут. Он не только одаривал тех, кто ему угодил, но и карал строптивцев – ударом посоха замораживал до смерти. С возрастом Дед Мороз стал помягче, а сейчас вообще воспринимается большинством наших соотечественников как добрый волшебник с полным мешком подарочного добра.
Возраст:
Деду Морозу очень много лет. Его прообразом был так называемый Дед, которого древние славяне считали общим предком всех семей и защитником потомков. Зимой и весной Деду воздавались почести и предлагалось угощение, при этом его просили не «бить овес» (или другие актуальные сельскохозяйственный культуры).
Внешние отличия Деда Мороза и Санта Клауса
Головной убор: ДМ - меховая шапка, СК - ночной колпак.
На лице: у СК - очки; ДМ хорошо видит и без очков.
Борода: у ДМ длинная, пушистая; у СК - короткая, в кудряшках.
Верхняя одежда: У ДМ - шуба, у СК - куртка.
Опоясывание: у ДМ - кушак, у СК - кожаный черный пояс с пряжкой.
На руках: у ДМ - рукавицы, у СК - перчатки.
В руках: у ДМ - посох, у СК - ничего.
На ногах: штанов у ДМ под длинной шубой не видно, у СК - штаны под цвет курточки.
Обувь: у ДМ - валенки, у СК - сапоги.
Спутники: у ДМ - Снегурочка, у СК - никого.
Выводы:
Дед Мороз существует очень много лет
Передвигается Дед Мороз на лыжах, пешком.
В стихах Дед Мороз – это волшебник, и живой человек (папа, сосед, учитель)
В сказках Дед Мороз очень популярный герой.
Дед Мороз добрый волшебник.
Результаты работы:
Мы узнали:
Кто такой Дед Мороз.
Как выглядит Дед Мороз.
Чем отличается Дед Мороз от Санта Клауса.
Подборка стихов:
Снежинки
(Г. Новицкая)–
Кто снежинки
Делал эти?
За работу
Кто в ответе?
– Я! – ответил Дед
Мороз
И схватил меня
За нос!
Дед Мороз
(А. Шибаев)
К нам на ёлку - ой-ой-ой!
Дед Мороз идет живой.
- Ну и дедушка Мороз.
Что за щеки!
Что за нос.
Борода-то, борода.
А на шапке-то звезда!
На носу-то крапины!
А глаза-то. папины!
Трое(А. Босев)
На заснеженной
полянке
Я,
Зима
И санки.
Только землю
Снег покроет-
Собираемся мы
трое.
Веселимся на
полянке
–Я,
Зима
И санки
Конспект занятия «Сочиняем сказку про Деда Мороза»
Задачи:
Образовательная область «Коммуникация»
Активизировать и уточнять словарь детей по теме «Новый год».
Развивать диалогическую речь, умение поддерживать беседу.
Упражнять дошкольников в логичности, связности, последовательности высказывания.
Совершенствовать умение грамматически правильно строить фразы.
Образовательная область «Познание»
Закреплять знания и представления детей по теме «Новый год».
Развивать творческие способности детей, воображение, побуждая их придумывать различные варианты событий.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Поддерживать интерес к чтению сказок посредством введения их героев в словесное творчество детей.
Образовательная область «Социализация»
Развивать волевые качества детей: умение ограничивать свои желания, выполнять требования педагога, управлять своим поведением.
Формировать интегративные качества: любознательность, мыслительную и речевую активность, самостоятельность, адекватное использование средств общения, способность управлять своим поведением.
Методы и приё мы: игровой, решение проблемных ситуаций, вопросы поискового характера, рассказывание сказки, демонстрация натурального объекта (золотая рыбка в аквариуме, подведение итога, поощрение.
Оборудование: предметные картинки с героями сказок, с волшебниками, с волшебными предметами; мольберт; указка; аквариум с золотой рыбкой.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Да – Нет». (Воспитатель держит в руках картинку обратной стороной).
Кто мне скажет, что в этой игре будете делать вы?
Дети: Мы будем задавать вопросы.
Воспитатель: Для чего?
Дети: Чтобы узнать, что нарисовано на картинке.
Воспитатель: Что буду делать я?
Дети: Вы будете отвечать на вопросы «ДА» или «НЕТ».
Примерные вопросы:
Дети: Это живое?
Воспитатель: Да.
Дети: Это животное?
Воспитатель: Нет.
Дети: Это ребёнок?
Воспитатель: Нет.
Дети: Это мужчина?
Воспитатель: Да. И т. д.
Дети угадывают деда Мороза.
Основная часть
Воспитатель: Девочки и мальчики, кто знает, откуда приходит дед Мороз в детский сад на праздник?
Дети: Из лесу, приезжает с Севера, прилетает и т. д.
Воспитатель: Скажите, дед Мороз - это волшебный человек?
Дети: Да.
Воспитатель: Значит, его дорога в детский сад обязательно бывает с приключениями. Давайте все вместе придумаем сказку о том, как дед Мороз пришёл в детский сад на Новогоднюю ёлку. Готовы придумывать?
Дети: Да, готовы придумывать сказку.
Воспитатель: Тогда принимаемся за дело. Чтобы сказка была интересной, нам помогут схемы-помощницы. Как обычно начинаются сказки? С каких слов?
Дети: Жил – был. … В некотором царстве государстве. … Однажды… и т. д.
Воспитатель: Итак, жил – был Дед Мороз (воспитатель выставляет картинку с изображением деда Мороза). Где он жил?
Дети: В лесу в ледяном тереме. В замке из сосулек. Во дворце ледяном и т. д.
Воспитатель: Жил – был дед Мороз в ледяном тереме (воспитатель выставляет картинку с изображением терема в лесу).
Пригласили его ребята к себе на праздник в детский сад. А как ему дети сообщили о празднике?
Дети: Написали письмо, отправили телеграмму, позвонили и т. д.
Воспитатель: Получил дед Мороз приглашение и стал в дорогу собираться (воспитатель выставляет карточку - телеграмма).
Ребята, а что дед Мороз с собой взял?
Дети: Мешок с игрушками, конфеты, орехи, апельсины, мандарины…. и т. д.
Воспитатель: Взял Дед Мороз мешок с подарками и отправился в дальний путь (воспитатель выставляет картинку с изображением мешка с подарками).
Дети, а где же проходила его дорога?
Дети: Через леса, через горы, через глубокие сугробы, через реки… и т. д.
Воспитатель: Шёл, шёл Дед Мороз, вдруг выросли на его пути высокие горы (воспитатель выставляет картинку с изображением высоких гор).
Что делать, как перебраться деду Морозу через горы? Дед Мороз мог бы сам перелететь, да посох волшебный забыл в тереме. Кто ему поможет? (воспитатель выставляет карточку – знак вопроса).
Примерные ответы:
Дети.
1 вариант: Вдруг появился волшебник «Дробления – Объединения», попросил его дед Мороз ему помочь. Волшебник коснулся гор, одним концом волшебной палочки, и горы рассыпались на мелкие камушки, и дед Мороз их спокойно перешагнул. Он поблагодарил волшебника, а Волшебник коснулся гор другим концом палочки, и они стали прежними.
2 вариант: Прискакал Сивка-Бурка и встал как вкопанный перед дедом Морозом и говорит : «Садись, я живо тебя перенесу». Дед Мороз сел, положил рядом мешок с подарками, и они поскакали…
Воспитатель: Перелетел дед Мороз через горы, сел отдохнуть около речки и думает, как дальше идти, мешок–то тяжёлый, а он уже устал. Вдруг слышит, кто–то его зовёт. Огляделся кругом – никого нет. Присмотрелся, а из проруби его зовёт… Кто?
Дети: Его зовёт щука (золотая рыбка).
Воспитатель: Говорит ему рыбка золотая: «Не печалься, дед Мороз, я тебе помогу».
Как рыбка помогла деду Морозу? (воспитатель выставляет карточку – знак вопроса).
Дети: Не волнуйся, дед Мороз, вот тебе твой волшебный посох.
Не печалься, я подарю тебе ковёр - самолёт.
Вот тебе, дед Мороз, волшебная палочка, она любое твоё желание исполнит…. и т. д.
Воспитатель: Обрадовался дед Мороз, поблагодарил рыбку, а она говорит ему: «Не надо мне твоей благодарности, лучше возьми меня к ребятам на праздник». Согласился дед Мороз, только вот беда: надо рыбку до детского сада донести, а в чём? (воспитатель выставляет карточку – знак вопроса).
Дети: Взял дед Мороз налил воды в рукавицу и положил туда рыбку.
Слепил дед Мороз из снега аквариум и положил золотую рыбку в него…. и т. д.
Воспитатель: Добрались дед Мороз с рыбкой до детского сада, а ребята их с радостью встречали. Дед Мороз всем ребятам подарки подарил, а рыбка каждому ребёнку желание исполнила.
Дети, давайте всю сказку расскажем. Чтобы ничего не забыть, вам помогут картинки. Кто хочет рассказать? (воспитатель вызывает одного ребёнка, он рассказывает).
Примерный рассказ ребёнка
Жил – был дед Мороз в лесу в ледяном тереме. Пригласили его ребята на праздник в детский сад. Получил он приглашение и стал в дорогу собираться. Взял дед Мороз мешок с игрушками, конфетами, мандаринами, орехами и отправился в дальний путь. Шёл, шёл Дед Мороз, вдруг выросли перед ним высокие горы. Дед Мороз мог бы сам их перелететь, да посох волшебный забыл в тереме. Тут прискакал Сивка– Бурка и говорит: «Садись, дед Мороз, я тебя перевезу». Сел он на Сивку–Бурку, положил рядом мешок с подарками, и они поскакали. Поблагодарил дед Мороз Сивку–Бурку и сел отдохнуть около речки. Вдруг слышит, кто–то его зовёт. Огляделся кругом – никого нет. Присмотрелся, а из проруби зовё т его золотая рыбка: «Не печалься, дед Мороз, я тебе помогу. Вот тебе твой волшебный посох». Обрадовался дед Мороз, поблагодарил золотую рыбку, а она ему говорит: «Не надо мне твоей благодарности, лучше возьми меня к ребятам на праздник». Согласился дед Мороз, налил он воды в рукавицу и положил туда рыбку. Добрались дед Мороз с рыбкой до детского сада, а ребята их с радостью встречали. Дед Мороз всем ребятам подарки подарил, а рыбка каждому ребёнку желание исполнила.
Итог
Воспитатель: Молодец …., хорошо, последовательно рассказал (а) сказку. Интересная она у тебя получилась.
Мне понравилось, как вы сочиняли сказку (воспитатель оценивает работу каждого ребёнка).
А вам, девочки и мальчики, чья сказка понравилась? Почему? (ответы детей).
Воспитатель: Дети, золотая рыбка и к нам пожаловала, чтобы вас порадовать и желания ваши исполнить. Давайте с помощью считалки выберем, кто первый будет загадывать желание (выбранный с помощью считалки ребёнок загадывает желание).