Ирина Ведерина
Конспект НОД. Региональный компонент. Знакомство с крымскими писателями. Поляков Ю. «С крыши нашего сарая»
▼ Скачать + Заказать документы
Региональный компонент.
Конспект НОД.
Старшая группа.
Составитель конспекта : старший воспитатель Ведерина Ирина Александровна.
Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста проводится в рамках реализации региональной парциальной программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек».
Публикация «Конспект НОД, Региональный компонент, Знакомство с крымскими писателями, Поляков Ю, „С крыши нашего сарая“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крым. Родной край
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Поделки из пластиковой и одноразовой посуды
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
( Авторы программы: Л. Г. Мухоморина, Э. Ф. Кемилева, Л. М. Тригуб, Е. В. Феклистова).
Тема: Знакомство с крымскими писателями.
Поляков Ю. «С крыши нашего сарая…».
Козеева И. «Чёрное море».
Цель: создание условий для расширения знаний детей о красоте родного края – Республике Крым.
Задачи:
- обогащать читательский интерес и опыт детей, расширять знания детей о людях Крыма, о Родине; - вызвать интерес к крымским писателям и их произведениям; - развивать связную речь детей;
- развивать познавательную активность, поддерживать и развивать детскую впечатлительность, создать положительный эмоциональный настрой;
- знакомить детей с художественными произведениями, отражающими красоту родного края – Крыма;
- воспитывать гордость за свой народ, патриотические чувства, любовь и бережное отношение к природе родного края.
Оборудование: видеоролик с сопроводительным чтением стихотворения и показом картин о природе Крыма, портреты писателей Ю. Полякова, И. Козеевой, географическая карта Крыма.
Ход НОД.
1. Мотивационно-побудительный этап.
На магнитной доске прикреплены картинки с изображением природных зон Крыма, море, река.
- Отгадайте загадки:
Чайки весело летают
И дельфины проплывают.
И кораблики идут,
Даже скаты там живут. (Море)
Тут, куда ни кинем взгляд,
Травы ровные стоят
И колышутся волнами
Под душистыми ветрами. (Степь)
Вся в вершинах эта местность,
Для людей не робких.
Здесь туристам интересно,
Вверх идти по тропке (Горы)
Не видать её корней,
Вершина выше тополей.
Всё вверх и вверх она идёт,
Но не растёт (Гора)
Летом бежит, зимой спит.
Весна настала - опять побежала. (Река)
Падает со склонов гор река,
Слышен шум воды издалека.
Спросим мы давайте у ребят,
Как зовется это? (Водопад)
- Ребята, где можно увидеть всю эту красоту? (Ответы детей).
Наш Крым - чудесный уголок Отчизны.
Гостеприимны - эти берега.
Крым щедро дарит людям радость жизни
Земля любимая, ты сердцу дорога.
(Инна Козеева).
- Да, вы правы, такую красоту можно увидеть у нас в Крыму.
2. Основная часть. Организационно-поисковый этап.
Демонстрирую географическую карту Крыма. Кратко рассказываю о природе полуострова.
- Крым – это удивительный и неповторимый уголок природы. Природа Крыма уникальна тем, что на малой территории сочетаются различные виды поверхности (рельефа, природных зон, большое разнообразие растительного и животного мира. Крым – это удивительный край, его любят и гости, и сами крымчане. Побывав здесь однажды, люди стремятся попасть сюда снова, каждый раз открывая для себя что-то новое. Природа нашего полуострова необычайно красива, поэтому её воспевают в своих произведениях многие поэты и писатели. Демонстрирую портрет И. Козеевой (см. Приложение 1, с биографией). - Сейчас мы с вами послушаем, как воспевают наш Крым в поэзии.
Чтение стихотворение И. Козеевой «Чёрное море» :
Кто твердит упрямо в споре,
Будто мрачно наше море?
Ты его окинешь взором-
Удивит оно простором.
А разгладится слегка-
Отражает облака.
Море нежно-голубое.
Море дышит, как живое!
На волнах уставших чаек
Море ласково качает.
Все богатство светлых вод
Щедро людям отдает.
И, вбивая солнца жар,
Сберегает звездный дар.
Море, мы навек с тобою
Крепко связаны судьбою.
- О чём это стихотворение?
- Какое море? Какими словами автор описывает красоту моря? (Мрачно, удивит оно простором, отражает облака, нежно-голубое; дышит, как живое; ласковое, щедрое).
- Какими словами вы можете описать море? ( Ответы детей: глубокое, синее, красивое, тёплое, и т. д.)
Игра «Продолжи стихотворение»
1. Повторное чтение стихотворения.
- Ребята, послушайте ещё раз внимательно это стихотворение, постарайтесь запомнить некоторые слова, выражения. (Читаю стихотворение, чётко проговаривая каждую вторую строку).
2. Чтение стихотворение по одной строчке: «Кто твердит упрямо в споре,». Дети продолжают: «Будто мрачно наше море?» и т. д. всё стихотворение.
- Вы молодцы, давайте отдохнём.
Физкультминутка:
У нас в Крыму горы высокие, (руки вверх-на носочки,
Моря глубокие, (наклоны вперёд – коснуться пола,
Степи широкие, (руки развести в стороны-назад,
Леса большие, (руки вверх – наклоны влево-вправо).
А мы ребята вот такие! (руки вперёд-жест «хорошо!»
В. : Ну, отдохнули немножко, внимание на экран.
Чтение стихотворения Поляков Ю. «С крыши нашего сарая…». Просмотр DVD (видеоролик с сопроводительным чтением стихотворения и показом картин о природе Крыма, соответствующих содержанию стихотворения) :
С крыши нашего сарая
Ты увидишь свысока,
Как бежит, во всю сверкая,
В бликах солнечных река.
За рекой полей просторы,
А за ними темный лес,
А за ним синеют горы,
Подпирая край небес.
За горами, вся без края,
Разлилась морская гладь.
(Только с нашего сарая
Моря вовсе не видать).
Но зато увидеть можно,
Если глянуть за забор,
Как собака спит тревожно –
Стережет соседский двор.
Как дорога вдаль стремится
Через поле напрямик,
Как по ней куда-то мчится
Допотопный грузовик,
Как часами ждут улова
Рыбаки на берегу,
Как рогатая корова
Щиплет травку на лугу.
С крыши нашего сарая,
Ты увидишь свысока,
Как земля твоя родная
Бесконечно широка,
Как огромен и прекрасен
Твой родной и тихий край.
Нет, сегодня не напрасно
Я забрался на сарай.
- Ребята, о чём нам автор рассказал в этом стихотворении? (Ответы детей).
- Кто любит наблюдать с крыши сарая за красотой окружающей природы?
- С высоты можно многое увидеть, давайте и мы с вами подойдём к окошку и с высоты второго этажа нашего детского сада полюбуемся природой, которая нас окружает.
- Что вы видите? ( Ответы детей: степь, канал, Сиваш,).
- Какое ещё море омывает берега Крыма? (Азовское).
- Озеро Сиваш — мелководный залив Азовского моря, отделенный от него узкой и низменной песчано-ракушечной косой — Арабатской стрелкой. Дно Сиваша покрыто толстым слоем вязкого темного ила. Озерные солёные воды обладают уникальными, целебными свойствами – это и является наиболее частой причиной посещения его большим количеством людей, приезжающих сюда с целью оздоровления. На первый взгляд Сиваш может показаться безжизненным, но на самом деле в нем произрастает много водорослей и других водных растений. Которые в свою очередь гниют выделяя сероводород, метан и другие газы. Именно поэтому Сиваш именуется ещё как «Гнилое море». А в переводе с татарского «сиваш» - грязь. В некоторых местах Сиваша найдена лечебная грязь.
- А теперь, давайте перейдём к южному окну и посмотрим, что вы видите теперь? (В дали виднеются горы, рядом школа, дорога, жилые дома)
- Молодцы, присаживайтесь вокруг меня на ковре.
3. Рефлексивно-корригирующий этап.
- Ребята, предлагаю поиграть, я буду говорить фразы, а вы говорить «ДА» или «НЕТ», будьте внимательны:
Дидактическая игра "Кто живёт в море?"
- А в воде живёт индюк? (Нет).
- А в воде живёт утюг? (Нет).
- Ну, а корка от арбуза? Нет.
- А вообще живёт медуза? (Да).
- А большие мандарины? (Нет).
- В Чёрном море есть дельфины? (Да).
- Рыбы в нашем море есть? (Да).
- Крокодилов в нём не счесть? (Нет).
- Дети плещутся в воде? (Да).
- Мусор плавает в воде? (Нет).
- Молодцы!
- О чём мы сегодня говорили на занятии?
- Какие стихотворения читали?
- Где бы вы хотели побывать у нас в Крыму?
В. : Крым – наша Родина, помните это!
Души не жалейте ради неё.
Пусть над зелёным островом этим
Мирное, доброе солнце встаёт.