Котенева Светлана
Конспект непрерывной образовательной деятельности «В гости к дедушке — Ытьх». Региональный компонент
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности «В гости к дедушке - Ытьх»
(Открытый просмотр для родителей старшей группы)
Образовательная область : «Познавательное развитие»
Раздел: Формирование целостности картины мира (региональный компонент)
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности „В гости к дедушке — Ытьх“, Региональный компонент» размещена в разделах
Педагогические цели: Систематизировать знания детей о нашей Родине – Сахалинской области; способствовать развитию интереса к народной культуре, продолжать ориентировать детей в сфере человеческой деятельности, их значимости для жизни ребенка и его семьи, развивать воображение, творческие способности.
Планируемый результат: может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач; способен предложить собственный замысел и воплотить его в аппликации; знает народные традиции; адекватно использует вербальные и невербальные средства общения.
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Виды деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Предварительная работа: Чтение народных нивхских сказок; экскурсия в школьный музей, рассмотрение альбомов с иллюстрациями узоров народных мастериц; встреча с мастерицей Ивановой Ю. А.
Расширение словаря: Нарты, промысел; легенда, остров, жилище, долбленка (лодка).
Средства реализации: макет жилища нивхов, макет лодки долбленки, нарты, картинки рыб обитающих в реке Тымь; образцы узоров; фигурки животных; цветная бумага ножницы, клей, заготовка рукавицы из бумаги.
Организационная структура непрерывно образовательной деятельности
Этапы деятельности :
1. Мотивационно – побудительный
Звучит музыка дети входят в зал:
Воспитатель: Ребята сегодня нас в гости приглашает дедушка Ытьх.
Отгадайте загадку:
Суши маленький кусочек, -
Но бывает иногда
Он большим, и даже очень,
А вокруг всегда вода.
Ответ детей: Остров
Правильно ребята это остров, и мы с вами живем на острове, а как он называется?
Ответы дошкольников.
2. Организационно поисковый:
Воспитатель читает стихотворение:
Вдали, на глади океана,
На самом краешке земли,
Укрытый облаком тумана,
Лежит царь- остров Сахалин.
Волна его качает нежно,
Вскипая пеной из глубин,
Снега сияют белоснежно-
Красавец остров Сахалин!
Почему Сахалин называют островом? Чем богат наш край?
Ответы дошкольников.
В давние-давние времена на островной земле ЫХ- миф (так называют остров нивхи, возле холодных рек жили люди. Они ходили на охоту, ловили рыбу, разводили оленей. Все необходимое для жизни у них было: из дерева и оленьей шкуры строили жилье, делали орудия труда, посуду, шили одежду. Эти добрые красивые люди живут и сейчас рядом с нами - это нивхи.
Я предлагаю отправиться в путешествие к дедушке Ытьх.
Закройте глаза и повторяйте за мной:
Ветер за море летал,
Ветер певчих птиц считал.
Посчитал всех до одной!
А потом взял выходной.
Наша очередь считать!
Раз, два, три, четыре, пять
Воспитатель: Ну, вот ребята мы оказались на берегу реки. А как наша река называется.
Ответы дошкольников: Тымь.
Воспитатель: отгадайте загадку
«Без рук, без ног ходит и следов не видно?»
Ответ дошкольников: рыба
Воспитатель: какие виды рыб водятся у нас в реке?
(Кета, сема, красноперка, налим, кумжа, таймень, амурка, мальма)
Воспитатель: Правильно ребята, а дедушка Ытьх живет на том берегу реки, как же нам добраться до его стойбища?
Проводится игра: «На чем переплыть реку?»
Отгадайте загадку:
Когда пришла, когда ушла- не видно и следа.
Ответ детей: лодка
Воспитатель ну вот мы и перебрались на другой берег.
А как называлась лодка, на которой мы переплыли реку?
Ответы детей: Долбленка.
А из чего она сделана?
Ответы детей: Из целого ствола дерева - тополь.
Проводиться физкультминутка:
Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Воспитатель: Вот мы и отдохнули, продолжим наш путь.
Ребята, что за шум и гамм, вы слышите?
Дедушка Ытьх (воспитатель говорит за куклу) : ребята беда у меня в лесу, звери перессорились. Кричат, спорят. Кто же должен жить в островном лесу, а кто нет? Помогите ребята.
Проводиться дидактическое упражнение: «Животные нашего края».
Дедушка Ытьх (воспитатель говорит за куклу) : Спасибо ребята, какие вы молодцы. Продолжим наш путь.
Дедушка Ытьх : Ну, вот ребята добрались мы до моего жилища.
Рассказ дедушки Ытьх о жилище нивхов :
Дом у нивхов называется таф, летний нё, делают его из дерева на высоких сваях, чтобы ни дикий зверь, ни вода не проникли в дом. Каждая вещь имеет свое место. В доме есть очаг, под ним железный круг, круг закрывает проход для злых духов. Добрые духи входят в дом, если ты ничего не сделал плохого. Отсюда, второе правило: в доме твоем всегда будет хорошо, если ты поступаешь хорошо. Нивхи верят, что каждая вещь имеет свою душу, побывав у одного человека, она к нему привыкает, а другого может обидеть. Отсюда, строгий завет: не воровать, иначе будешь строго наказан.
После рассказа дедушки Ытьх дошкольники рассматривают дом, утварь, нарты.
3. Рефлексивно-корригирующий:
Воспитатель: Ребята вот и закончилось наше путешествие к дедушке Ытьх, пора нам отправляться в детский сад. Давайте поблагодарим дедушку и спросим, чтобы он хотел получить в подарок от ребят.
Дедушки Ытьх : Отгадав загадку вы узнаете какой подарок я бы хотел получить.
Пять остяков в одном чуме живут.
Ответ дошкольников: Рукавица
Изготовление рукавиц для дедушки ЫТЬХ.