Корюкина Марина Петровна
Кружок по развитию речи для детей первой младшей группы «Разговорчивые пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
для детей первой младшей
группы «Разговорчивые пальчики»
Воспитатель:
Корюкина М. П.
МАДОУ детский
сад №7 «Ромашка»
2017-2018 гг.
Пояснительная записка
Ранний возраст признан особо важным периодом в развитии ребенка. В период от рождения до 3лет происходит формирование основных компонентов языка: лексико- грамматического и фонетико- фонематического. Поэтому освоение речи является одним из основных достижений ребенка 3-го года жизни. Под влиянием речи перестраиваются его психические процессы: восприятие, мышление и память.
Публикация «Кружок по развитию речи для детей первой младшей группы „Разговорчивые пальчики“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Кружок умелых пальчиков, мелкая моторика
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
В 2017-2018 учебном году в мою группу пришли двухлетние дети. Проблемы в речевом развитии малышей- одна из наиболее частых причин обращения родителей за помощью к воспитателю. Многие дети в адаптационный период общались на уровне звукоподражаний. При общении с родителями я выяснила, что проблемы в развитии речи детей связаны прежде всего с отсутствием или нехваткой времени у родителей на развивающее общение с детьми. В семьях отсутствовали необходимые знания по организации общения, по проведению простейших игр, направленных на развитие речи и мышления. Родители также не знали, какое влияние оказывает развитие мелкой моторики руки на речь. В связи с этим мною было принято решение организовать кружок по развитию речи «Разговорчивые пальчики».
Занятия проводятся с детьми с октября по май (сентябрь-период адаптации). Длительность занятий 10-15 минут, периодичность - 1 раз в неделю, занятия по подгруппам в 5 человек.
Предполагаемый результат: сформированность общих речевых навыков, обогащение активного и пассивного словаря; развитие внимания, памяти; способность выражать свои чувства и понимать чувства других; развить интерес к фольклору и пальчиковым играм; развитие мелкой моторики.
Перспективный план развивающих игр и упражнений, стимулирующих развитие речи детей раннего возраста.
Сентябрь (период адаптации). С детьми проводятся индивидуальные занятия и беседы.
Октябрь. Тема: «Мы пришли в детский сад»
1-ая неделя.
Чтение художественной литературы. А. Барто «Игрушки»
Цель: учить слушать и воспринимать текст стихов в сопровождении показа игрушек. Побуждать производить действия с игрушками в соответствии с текстом. Побуждать договаривать отдельные слова.
2-ая неделя.
Разучивание стихотворения с движениями.
Здравствуйте, ладошки,
Хлоп-хлоп-хлоп! (хлопать)
Здравствуйте, ножки,
Топ-топ-топ! (топать)
Здравствуйте, щечки, (погладить свои щечки)
Плюх-плюх-плюх! (пошлепать себя по щечкам)
Пухленькие щечки, (снова погладить щечки)
Плюх-плюх-плюх! (пошлепать по щечкам)
Здравствуйте, губки,
Чмок-чмок-чмок! (3 раза ритмично почмокать губами)
Здравствуйте, зубки,
Щелк-щелк-щелк! (3 раза ритмично пощелкать зубками)
Здравствуй, мой носик, (потрогать кончик носика)
Бип-бип-бип! (3 раза нажать на свой носик)
Здравствуйте, ребятки, (протянуть ручки вперед)
Привет! (помахать рукой над головой)
Цель: формировать умение имитировать слова стихотворения, а в комплексе с движениями развивать эмоции, чувство ритма; учить договаривать слова и фразы.
3-ая неделя.
Игры и упражнения, подготавливающие артикуляцию и произношение звуков.
1. Упражнения для лица (изменение мимики): сделать лицо веселое (улыбнуться, засмеяться, сердитое (нахмурить брови).
2. Упражнения для губ: выпячивание губ трубочкой вперед и разведение их в стороны в сомкнутом виде.
3. Упражнения для языка: показать широкий и узкий язык; движение узким языком влево-вправо; движение широким языком вперед-назад по верхней губе; пощелкивание языком (присасывание языка к небу и оттягивание вниз –«лошадка»).
Игра «Шарик».
Губы выпятить трубочкой вперед, как при надувании шарика; при словах «шарик лопнул» губы раздвинуть произнести долгий звук Ш.
4-ая неделя.
Игра- инсценировка «Жила-была девочка» (с пальчиками).
(Для проведения игры необходима игрушка – кукла или вырезанный из бумаги ее силуэт. Взрослый демонстрирует детям куклу и показывает на ней все то, о чем говорит. Дети повторяют все движения).
- Жила-была девочка. Вот она у нас какая. (Показывает детям куклу). Жили-были у девочки две ножки. А у вас есть ножки? Покажите их мне. Что любят ваши ножки? (Дети отвечают или показывают: «Прыгать, бегать, топать, вставать на носочки, вставать на пяточки»).
- На ножках жили-были коленочки. Покажите их мне! Они любили приседать.
- Жили-были у девочки ручки. Они любили обниматься. (Дети обнимают себя, затем друг друга). Еще ручки любили тянуться вверх. Потянемся высоко-высоко, а теперь низко-низко.
-Жили-были у девочки пальчики на ручках: мизинчик, безымянный, средний, указательный и большой. (Дети поочередно показывают названные пальцы на обеих руках). Они любили здороваться. (Дети собирают руки в замочек).
- Жили-были у девочки глазки. Они любили смотреть. (Дети подносят к глазам руки, сложенные как для наблюдения в бинокль).
-Жили-были у девочки ушки. Они любили слушать. Приставим ручки к ушам, чтобы было лучше слышно.
-Жили-были у девочки волосы на голове. Они любили, когда их осторожно гладили. (Дети тихонько гладят себя и друг друга руками по голове).
- Мы с вами молодцы- похлопаем себе в ладоши. (Дети хлопают в ладоши).
Цель: развитие мелкой моторики рук и как следствие развитие речи детей и их творческой деятельности.
Ноябрь. Тема: «Осень. Овощи и фрукты».
1-ая неделя.
Пальчиковая игра «Осенний букет».
Пошли пальчики гулять, «пробегают» пальчиками по бедрам к
коленям
Стали листья собирать: поочередно прикасаются подушечками паль-
Красный листик, желтый листик. цев, начиная с указательного к большому
А потом давай считать: поочередно загибают пальцы на одной руке
Один, два, три, четыре,пять!
Сколько листиков собрали? Протягивают вперед ладошки, поднимают
Пять! вверх одну руку, широко раздвинув пальцы
Цель: развитие моторики речедвигательного аппарата.
2-ая неделя.
Игра, развивающая речевое дыхание «Осенние листья».
Цель: Обучение плавному, свободному выдоху.
Материал: Вырезанные из тонкой бумаги желтые и красные листочки, ведерко или ваза, где стоят листья.
Ход игры:
Воспитатель говорит, показывая ребенку ведерко: «Смотри, ведерко! А что в ведерке? Листья. Вот какие они красивые! Какие у нас листья?» Ребенок отвечает: «Очень красивые листья!» Взрослый произносит с ребенком эту фразу несколько раз, следя за тем, чтобы ребенок произносил ее выразительно.
«Листья, которые мы собрали упали с дерева. Подул ветер и сорвал их с дерева. Они закружились и опустились на землю. Сейчас я дам тебе красивые желтые листья, а ты сделаешь ветерок, и твои листочки будут кружиться в воздухе». Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели.
Упражнение повторяется 2-3 раза.
3-ая неделя.
Дидактическая игра «Что в лукошке лежит».
Атрибуты: лукошко с овощами и фруктами по количеству детей.
Ход игры: дети поочередно достают из лукошка предмет, называют его. Воспитатель может предложить назвать детям цвет и форму.
- Это помидор.
- Помидор какого цвета?
- Помидор красного цвета и. т. д.
Цель: обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия овощей и фруктов. Формировать слуховое и зрительное восприятие. Поощрять попытки детей по собственной инициативе или просьбе воспитателя рассказывать о предмете.
4-ая неделя.
Сказка «Репка» (инсценировка с куклами).
Цель: вызывать желание следить за развитием действия в кукольном спектакле, умение сопереживать происходящему.
Декабрь. Тема: «Зима. Новый год».
1-ая неделя.
Игра с пальчиками «Весело зимой» .
Стали дети кататься ладони держатся горизонтально перед грудью
и делают движения вперед- назад, словно ка-
таясь на лыжах.
И в снегу кувыркаться. синхронные круговые движения руками перед
грудью: правой рукой- по часовой стрелке, а ле-
вой- против часовой стрелки («кувыркание»).
Захотели в снежки поиграть. перекладывайте воображаемый «снежок» из
одной ладони в другую, дыша на руки.
Стали лепить их и кидать. «слепите» воображаемый снежок, а затем так же
«бросьте» его вперед.
Начали снежные комья катить, имитация соответствующих движений.
Начали снежную бабу лепить. обе руки снизу вверх округлыми движениями
изображают три стоящих друг на друге снежных
кома: большой, средний и маленький.
Весело зимой! руки торжественно поднимаются вверх.
Не хочется домой! голова делает отрицательные покачивания, руки-
отрицательные взмахи.
Цель: развитие мелкой моторики и как следствие развитие речи. Тренировка слухового восприятия. Продолжать вызывать у детей интерес к пальчиковым играм, а также формировать личностные качества ребенка- его пространственно- образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию.
2-ая неделя.
Игра, развивающая речевое дыхание «Снежинки».
Цель: развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).
Материал: несколько рыхлых кусочков ваты.
Ход игры: взрослый показывает кусочек ваты и говорит детям: «На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает! Оля оделась и пошла гулять. Большая и красивая снежинка опустилась на Олину варежку. Оля подула на нее (дует на кусочек ваты, и снежинка полетела. А ты хочешь подуть на снежинку?»
Взрослый дает ребенку небольшие рыхлые кусочки ваты и показывает, как надо дуть. Упражнение выполняется 2-3 раза.
3-ая неделя.
Игра с движениями «У елочки».
Как у нашей елочки слегка приподнимаем руки в стороны, покачиваем,
Зеленые иголочки. пальцы растопырены.
Стоит она высокая поднимаемся на носочки, тянем руки вверх.
Пушистая, широкая. разводим руки в стороны.
Висят на елке шарики руки согнуты в локтях, пальцами изображаем ша-
рики, слегка вращаем ладони.
Горят на ней фонарики сжимаем и разжимаем кулачки.
И дождик серебрится руки поднимаем вверх и плавным движением
опускаем вниз.
А (имя ребенка) веселится! хлопают в ладоши.
4-ая неделя.
Пальчиковая игра «Наряжаем елку».
1, 2, 3, 4, 5- поочередно соединяют подушечки пальцев обеих
рук, начиная с большого.
Будем елку наряжать. Соединяют ладони над головой «домиком» и раз-
Водят руки в стороны.
Мы повесим шарики, соединяют подушечки пальцев обеих рук, образуя шарик.
Яркие фонарики, прижимают ладони друг к другу, пальцы раздвину-
ты, выполняют вращательные движения ладонями
вперед-назад.
Веселого Петрушку- показывают руками длинный нос.
И разные игрушки: вытягивают вперед ладони
И мишку- шалунишку, показывают «мишкины лапы» и покачиваются из
стороны в сторону.
И заиньку- трусишку. прикладывают раскрытые ладони к голове «ушки».
Потом всех за руки возьмем берутся за руки, встают в круг.
И хоровод свой заведем.
Цель: что и в предыдущей игре.
Январь. Тема: «Домашние животные».
1-ая неделя.
Пальчиковые упражнения «Домашние животные» (показывает воспитатель).
«Кошка»
«Мягкие лапки, Руку поставьте на локоть вертикально. Средний и
А в лапках цап-царапки». безымянный пальцы соедините, вытяните, повер-
ху слегка прижмите большим, и всю конструкцию
округлите. Это «мордочка» кошки. Указатель-
ный палец и мизинец приподнимите, согнув в
суставе-кошачьи ушки. Изображая кошку, надо
мяукать в разном характере- весело и сердито.
«Собака»
«С хозяином дружит, Средний, безымянный и большой пальцы вы-
Дом сторожит, тяните, соедините концы, это «морда» собачки.
Живет под крылечком, Указательный палец и мизинец поднимите
А хвостик колечком». вверх- это «уши». Показывая собачку, изобра-
зите ее голос: «Гав-гав!».
Цель: познакомить детей с русскими народными загадками о домашних животных, учить произносить звукоподражания.
2-ая неделя.
Разучивание потешки с движениями «Как у нашего кота».
Как развести руки
у нашего ручки к себе
кота «ушки» над головой
Шубка очень хороша, повернуться, похваляясь вправо-влево
Как развести руки
у котика «ушки» над головой
усы пальчиками провести над верхней губой
Удивительной покрутить пальчиками над губой
красы, гордо выпрямиться
Глазки смелые показать пальчиками глазки
Зубки белые показать пальчиками улыбку
Цель: развивать координацию речи с движениями (это помогает развитию слухового и фонематического восприятия, способствует плавности и ритмичности речи).
3-ая неделя.
Инсценировка «Перед сном» (с использованием игрушек).
Атрибуты: кукла, кукольная кроватка с набором постельных принадлежностей, игрушечные лошадь, корова, свинья, собака, кирпичики (для дорожки).
Ход инсценировки: Воспитатель ведет куклу, раздевает ее, укладывает в кровать. Привлекает внимание к тем, кто пойдет по дорожке, и ведет по очереди корову, лошадь, свинью, собаку. При последних словах от лица куклы укладывает собаку на подушечку под кровать и поет или произносит нараспев какую-либо колыбельную. Идет корова по дорожке,
Говорит: «Устали ножки
По лугам ходить,
Молоко копить.
Ночку эту ночевать
Пусти, детка, на кровать!»
Идет лошадка по дорожке,
Говорит: «Устали ножки,
То я по полю хожу,
То людей вожу, вожу.
Ночку эту ночевать
Пусти, детка, на кровать!»
Идет свинка по дорожке,
Говорит: «Устали ножки»,
Говорит: «Устало рыло,
Целый день я землю рыла.
Ночку эту ночевать
Пусти, детка, на кровать!».
Идет собачка по дорожке,
Говорит: «Устали ножки,
Ночку эту ночевать
Пусти, детка, на кровать.
Буду сон я твой беречь,
Буду домик твой стеречь!»
Кукла:
«Нет, корова, на кровать
Не пущу тебя я спать,-
Ты, корова, тяжела,
А кроватка так мала!
Нет, лошадка, на кровать
Не пущу тебя я спать,-
Ты, лошадка, велика,
А кроватка коротка.
Нет, свинушка, на кровать
Не пущу тебя я спать,-
Ты грязнее всех и хуже,
Вся ты вымазалась в луже.
Иди, собачка милая,
Со мною ночевать
На мягкую подушечку,
Под теплую кровать».
Цель: обогатить детей впечатлениями, расширить их кругозор, развить мышление, воображение, память, развить речь и умение слушать.
4-ая неделя.
Рассказывание сказки «Курочка Ряба» (с показом иллюстраций и последующим заданием: разложить их в определенном порядке).
Цель: пробудить интерес детей к слушанию сказки, активизировать внимание, развить память, речь и логическое мышление.
Февраль. Тема: «Дикие животные».
1-ая неделя.
Пальчиковая игра «Зайчики».
Жили-были
кистями рук покрутить перед собой «фонарики»
зайчики показываем пальчиками «ушки»
На лесной прямые руки вверх, пальцы врозь-«дерево»
опушке, ладонями нарисовать плоскость
Жили-были «фонарики»
зайчики «ушки»
в беленькой избушке «домик» над головой
Мыли пальцами правой руки провести по указательному
пальчику
свои ушки, то же по среднему
Мыли потереть правой рукой левую
свои лапочки, потереть левой рукой правую
Наряжались покрутить кистями рук внизу
зайчики «ушки»
надевали топать правой ногой
тапочки топать левой ногой
Цель: познакомить с новой потешкой, побуждать слушать и повторять, рассматривать иллюстрации к потешке, в ходе этого активизировать речь.
2-ая неделя.
Игра «Мишка косолапый»
Цель: развитие понимания речи, умение подражать движениям рук взрослого, координировать движения в соответствии с текстом стихотворения. Побуждать договаривать слова.
Мишка косолапый ходят вперевалочку
по лесу идет.
Шишки собирает, делают движения, словно подбирают с земли
шишки
песенку поет.
Вдруг упала шишка легонько ударяют ладошкой по лбу
прямо мишке в лоб!
Мишка рассердился делают сердитое выражение лица и топают ногой
и ногою топ!
3-ая неделя.
Игры с пальчиками «Дикие животные» (показывает воспитатель).
Методические рекомендации: познакомить детей с дикими животными и изобразить их с помощью пальчиков. Загадать загадки.
«Заяц»
«Длинное ухо, сожмите руку в кулак, а указательный и средний
Комочек пуха, пальцы поднимите. Пошевелите ими-это «заячьи
Прыгает ловко, ушки».
И любит морковку».
«Волк»
«Серовато, зубовато, соедините ладони вместе, большие пальцы
По полю рыщет, поднимите вверх, это- волчьи «уши». Согните
Телят, ягнят ищет». указательные пальцы – это волчий «лоб».
Остальные пальцы образуют «пасть».
«Лиса»
«Хитрая плутовка, упражнение «лиса» выполняется так же, как
Рыжая головка. упражнение «волк». Но лисья мордочка острее,
Хвост пушистый – краса! чем волчья, поэтому придется согнуть не толь-
А зовут ее….(лиса)». ко указательные пальцы, но и мизинцы. Боль-
шие пальцы, изображающие уши, также чуть
согните.
«Медведь»
«Кто в лесу глухом живет, поверните руку ладонью вниз, поставьте на стол
На все пальцы, средний подожмите к ладони.
Кулак второй руки приставьте к месту головы.
Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу?»
Цель: познакомить детей с загадками про диких животных, учить слушать, развивать воображение.
4-ая неделя.
Сказка «Теремок» (кукольный театр).
Цель: развивать устойчивый интерес к кукольному спектаклю, умение сопереживать происходящему, помогать договаривать отдельные слова и предложения.
Март. Тема: «Весна красна идет.
1-ая неделя.
Чтение песенок, потешек о весне.
1. Солнышко,
Колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди:
Нам в поля
Бежать,
Нам весну встречать!
3. «Ласточка» 4. Весна, весна красная,
(песенка народов мира (армянская) Пришла весна ясная!
Ласточка тивит-тивит! Птицы громко поют
- К нам летит, Долго спать не дают.
Ах, к нам летит!
А под крылышком ее
Весна сидит,
Ах, весна сидит!
Цель: закрепить умение слушать, познакомить с устным народным творчеством.
2-ая неделя.
Дыхательные упражнения.
1. дуть на пластмассовые и бумажные игрушки, плавающие в тазике.
2. дуть на лежащие на столе палочки, карандаши разной формы и длины, стараясь сдвинуть их с места.
Цель: упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного речевого дыхания, продолжительного выдоха, развивают его силу.
3-ая неделя.
Слушание рассказа «Лодочка».
Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка поплыла, а дети бежали за ней, кричали, ничего впереди себя не видели и в лужу попали. (Л. Н. Толстой).
Цель: учить воспринимать содержание рассказа на слух, отвечать на вопросы.
4-ая неделя.
Стихотворение А. Барто «Солнышко» (заучивание).
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату,
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
Цель: развивать память, доставить детям радость.
Апрель. Тема: «Птицы».
1-ая неделя.
Игра, развивающая речевое дыхание «Чья птичка дальше улетит?».
Цель: выработка длительного, направленного, плавного ротового выдоха. Активизация мышц губ.
Материал: фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные.
Ход игры: двух птичек ставят на стол у самого края на расстоянии 30 см друг от друга. Двое детей садятся напротив птичек. По сигналу «птички полетели», дети начинают дуть на фигурки птиц, а остальные следят, чья птичка дальше улетит (проскользит к противоположному краю стола).
Воспитатель следит за тем, чтобы дети не надували щеки, когда дуют на бумажных птичек. Ребенка предупреждают, что передвигать фигурку можно только на одном выдохе, а дуть несколько раз подряд нельзя.
2-ая неделя.
Пальчиковая игра «Птичек стая».
Методические указания: пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Услышав названия птиц, дети разжимают по одному пальцы сначала правой, а затем левой руки. На последние слова, пальцы обеих рук сжимают в кулаки.
Пой-ка, подпевай-ка!
Десять птичек -стайка.
Эта птичка- соловей,
Эта птичка- воробей,
Эта птичка- совушка,
Сонная головушка.
Э та птичка- свиристель,
Эта птичка-коростель,
Эта птичка-скворушка,
Серенькое перышко.
Это зяблик, это стриж,
Это развеселый чиж.
Ну, а это злой орлан…
Птички, птички, по домам!
Методические указания: пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Услышав названия птиц, дети разжимают по одному пальцу сначала правой, а затем левой руки. На последние слова, пальцы обеих рук сжимают в кулаки.
Цель: развитие мелкой моторики и как следствие развитие речи.
3-ая неделя.
Заучивание стихотворения А. Плещеева «Ласточка».
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
Цель: тренировка памяти, развитие речи.
4-ая неделя.
Слушание рассказа Л. С. Славиной «Девочка и птичка».
Жила-была девочка Зина. Пошла девочка Зина один раз в садик погулять. Вдруг видит: маленькая птичка лежит на дорожке и пищит. Девочка поймала мушек, дала птичке покушать и потом положила птичку в гнездышко.
Цель: учить воспринимать содержание рассказа на слух, отвечать на вопросы.
Май. Тема: «Мир вокруг нас».
1-ая неделя.
Пальчиковая игра «Гусеница».
Гусеница, гусеница, ладонь одной руки «ползет», как гусе-
ница, складываясь и разгибаясь, по
внутренней стороне другой руки от
от плеча до кончиков пальцев. Словно
гусеница заползла на травинку с зем-
ли.
Бабочкина дочка. ладонь- гусеница ползет обратно к
плечу, но уже по внешней стороне ру-
ки.
По травинкам ползает, движения повторяются другой рукой:
Кушает листочки. от плеча к пальцам и обратно.
Ам! Ам! Ам! Ам! ладони складываются вместе перед
собой. При каждом слове «Ам! одна
ладонь скользит по другой ладони
вверх и «кусает» всеми пальцами,
кроме большого, прямые пальцы дру-
гой ладони. Потом ладони меняются
ролями.
Поела, поела, останавливаемся, сложенные вместе
ладони расслабляются.
Спать захотела. одна ладонь сжимается в кулачок,
другая ее накрывает- держит кулачок,
как яблоко.
Уснула, проснулась, постепенно расправляем ладони.
Бабочкой обернулась! руки перекрещиваем в районе запяс-
тий, ладони теперь- крылья бабочки.
Полетела, полетела, машем «крыльями» (запястья или
Полетела, полетела! предплечья перекрещены, левая ла-
донь машет возле правого плеча и
наоборот). Можно постепенно разги-
бать локти, имитируя, будто бабочка
летит вверх или влаль.
2-ая неделя.
Игра, развивающая речевое дыхание «Чей одуванчик улетит дальше?».
Цель: развитие у ребенка умения длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.
Ход игры: проводится на воздухе: на участке, где есть одуванчики. Воспитатель предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3-4 раза.
3-ая неделя.
Заучивание стихотворения Я. Акима «Дождик».
Дождик, дождик, кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять.
Мы намочим ножки.
4-ая неделя.
Пальчиковая игра «Цветочки растут и засыпают».
Описание: обе руки согнуты в локтях и выставлены вертикально, ладонь слегка закруглена, изображая чашечку цветка. Пальчики прямые и напряженные. По команде взрослого: «Один цветок заснул»! одна кисть должна расслабиться и начать опускаться вниз. По второй команде: «Оба цветка заснули!» вторая кисть также должна опуститься вниз. Через некоторое время взрослый дает команду: «Первый цветок просыпается!» Первая кисть постепенно набирает силу и вновь принимает вертикальное положение. Последняя команда: «Второй цветок просыпается!» И поднимается вторая кисть. При этом у «бодрствующего цветка» все пальчики должны быть напряжены, а у «спящего», наоборот, кисть должна быть совершенно расслаблена, до кончиков пальцев.
Можно познакомить детей с прибауткой:
Два цветка стоят, спать они хотят.
Вот один уснул, и второй за ним. Спим, спим, спим…
Ночь прошла, настало утро,
И пора вставать кому-то.
Встал первый цветок, распрямил стебелек.
И второй за ним. Стоим, стоим, стоим! (М. А. Давыдова).
Список литературы.
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей. М. : ООО «ИКТЦ «Лада», 2009.- 170 с. - (Серия «Обучение с пеленок»).
2. Елецкая О. В. Вареница Е. Ю. День за днем говорим и растем: пособие по развитию детей раннего возраста. М. : ТЦ Сфера, 2005.-224 с.
3. Развивающие игры с малышами до 3х лет/ Сост. : Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2008.-240 с.
4. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования/ Под ред. Т. Н. Дороновой, Т. И. Ерофеевой. -М. : Обруч,2010.-304 с.
5. Янушко Е. Помогите малышу заговоритЬ! Развитие речи детей 1,5-3лет. М. : Теревинф, 2010.