Елена Долгорук
Кружок «Абвгдейка» подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №3 «Дюймовочка» с. Екатеринославка
Кружковая работа по развитию речи
«АБВГДейка»
Воспитатель 1квалификационной категории
Е. В. Долгорук
2019г
Пояснительная записка:
Публикация «Кружок „Абвгдейка“ подготовительная группа» размещена в разделах
Неумение читать или медленное чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова. Дети постигают определенную систему закономерностей родного языка, определенную ориентировку, у них закладывается фундамент будущей грамотности.
На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка сказывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития.
Цель : Формирование основ грамотности.
Задачи:
1. Формировать звуковую сторону речи
2. Ознакомить с основами грамоты, со знаковой системой языка
Взаимодействие с родителями:
*Совместное формирование нравственно-этического словаря детей ;
*Индивидуальные беседы.
Особенности программы.
Настоящая программа включает три направления работы с детьми дошкольного возраста. Развитие познавательных способностей способствует осознанному отношению детей к различным сторонам речевой действительности (звуковой и знаковой).
Основы грамоты рассматриваются в программе «как пропедевтический курс фонетики родного языка» (по Д. Б. Эльконину).Обучение проходит в увлекательной игровой форме. Содержание программы построено с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и основывается на их избирательной восприимчивости к разным сторонам языковой действительности.
Особенность возрастной группы
В ходе работы с детьми седьмого года жизни особое внимание должно уделяться развитию желания и умения будущих дошкольников проявлять любознательность и инициативу с целью получения новых знаний. Для этого необходимо создавать эффективную речевую среду.
Детей учат понимать объяснения педагога и отражать в речи знания природоведческого, исторического, математического характера; выделять существенные признаки предметов, доступные пониманию дошкольников; сравнивать предметы между собой и т. д.
Производить сравнение, анализ, обобщение, объяснять связи между явлениями ребенок может лишь в том случае, если он умеет использовать в речи не только простые, но и сложные грамматические конструкции, имеет достаточно богатый активный словарь.
Способы и формы работы с детьми
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня в рамках кружка по развитию речи. Общее количество занятий 32 в год, 16 часов. Время занятий 30 - 35 минут.
Программа ориентирована на работу с дошкольниками подготовительной группы на один год.
Форма проведения кружковой работы : теоретические, практические, групповые.
В процессе проведения использовали различные методы и приемы: словесные (дидактические игры, скороговорки и т. д, наглядные (пальчиковые игры, практические, игровые.
Форма занятий – совместная деятельность педагога и детей в форме кружковой работы.
Основные методики:
Лексическо-грамматические игры и упражнения формируют умения правильно употреблять существительные во множественном числе родительного падежа, согласовывать слова в предложении в роде, числе,
образовывать существительные при помощи суффиксов, глаголы при помощи приставок, ориентироваться в звуковой стороне речи.
Ознакомление детей со знаковой системой языка, знакомство с буквами русского алфавита, графическим изображением слов, предложений.
Подготовка руки к письму, освоение конфигурации печатных букв.
Предполагаемые результаты
К концу дошкольного возраста дети в результате обучения достаточно хорошо ориентируются в звуковой стороне речи. Они овладевают действием звукового анализа слов. К концу года складывается весь комплекс готовности к письму: сочетание темпа и ритма речи с движением глаз и руки.
В процессе игр, занятий активизируется познавательно-речевая, игровая, деятельность, повысится компонент устной речи детей.
Учебно-тематический план
месяц содержание кол-во
часов
октябрь Занятие 1. Знакомство с гласными буквами А,Я
Звуковой анализ слов
Занятие 2. Звуковой анализ слов
Занятие 3. Знакомство с гласными буквами О,Е
Занятие 4. Повторение правил написания А,Я,О,Е
Графическая запись 30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
ноябрь Занятие 5. Знакомство с гласными буквами У,Ю
Звуковой анализ слов
Занятие 6. Звуковой анализ слов
Занятие 7. Знакомство с гласными буквами Ы,И
Звуковой анализ слов
Занятие 8. Знакомство с гласными буквами Э,Е
Графическая запись 30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
декабрь Занятие 9. Знакомство с буквой М
Звуковой анализ слов
Занятие10. Знакомство с буквой Н
Звуковой анализ слов
Занятие 11. Знакомство с буквой Р
Звуковой анализ слов
Занятие 12. Знакомство с буквой Л
Графическая запись 30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
январь Занятие13. Знакомство с буквой Г
Звуковой анализ слов
Занятие14. Знакомство с буквой К
Звуковой анализ слов
Занятие15. Знакомство с буквой С
Звуковой анализ слов
Занятие 16. Знакомство с буквой З
Графическая запись 30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
февраль Занятие17. Знакомство с буквой Ш
Звуковой анализ слов
Занятие18. Знакомство с буквой Ж Звуковой анализ слов
Занятие19. Знакомство с буквой Д
Звуковой анализ слов
Занятие20. Знакомство с буквой Т Графическая запись 30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
март Занятие21. Знакомство с буквой Ь
Смягчающая функция
Занятие22. Знакомство с буквой П
Звуковой анализ слов
Занятие23. Знакомство с буквой Б
Звуковой анализ слов
Занятие24. Знакомство с буквой В
Графическая запись 30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
апрель Занятие25. Знакомство с буквой Ф
Звуковой анализ слов
Занятие26. Знакомство с буквой Й
Звуковой анализ слов
Занятие27. Знакомство с буквой Ч
Звуковой анализ слов
Занятие28. Знакомство с буквой Щ
Графическая запись 30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
май Занятие29. Знакомство с буквой Ц
Звуковой анализ слов
Занятие30. Знакомство с буквой Х
Звуковой анализ слов
Занятие31. Знакомство с буквой Ъ
Разделительная функция
Занятие32. Разделительная функция знаков Ь,Ъ 30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
Итого: 32 занятия 16 часов
Литература:
Н. С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте». Изд. Мозаика-Синтез 2009г
А. А. Гуськова «Обучаем дошкольников пересказыванию», Изд. «Сфера»2013г.
Л. Е. Кыласова «Дидактический материал по развитию речи занятия со старшими дошкольниками» Изд. «Учитель» 2013г.
Диагностика кружковой деятельности детей в подготовительной группе
Дата
Воспитатель
Цель: Оценка результатов деятельности детей
Фамилия, имя
ребенка Развитие способности ориентироваться в звуковой стороне речи
Ознакомление со знаковой системой языка Подготовка руки к письму
Умение подбирать слова с определенным звуком в начале, середине, конце слов Умение делить предложение на отдельные слова
Знание букв алфавита Освоение конфигурации печатных букв Графическое изображение предложения (3-5 слов)
с м с м с м с м с м
Высокий уровень- Дети достаточно хорошо ориентируются в звуковой стороне речи, овладели действием звукового анализа слов, состоящих из 3-5 звуков, дифференцируют звуки на гласные и согласные. Могут проанализировать речевой поток, вычленяя слова в предложении, графически записывая их (_ _ _.).Знают буквы алфавита, освоили конфигурацию печатных букв.
Средний уровень- Дети не достаточно хорошо ориентируются в звуковой стороне речи, частично овладели действием звукового анализа слов, состоящих из 3-5 звуков, не дифференцируют звуки на гласные и согласные.
Могут с помощью воспитателя проанализировать речевой поток, частично вычленяя слова в предложении, графически записывая их. Частично знают буквы алфавита, не достаточно освоили конфигурацию печатных букв. (по образцу воспитателя)
Низкий уровень- Дети не ориентируются в звуковой стороне речи, не овладели действием звукового анализа слов. Не могут вычленять слова в предложении, графически записывая их. Не знают букв алфавита, не освоили конфигурацию печатных букв.