Романова Наталья Сергеевна
Конспект открытого занятия по образовательной программе «Абвгдейка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
по образовательной программе «АБВГДейка»
Тема: «Число и цифра 9»
Подготовила:
педагог дополнительного
образования
Махметова Н. С.
Возраст обучающихся:
6- 7 лет
2018 год
Тема: «Число и цифра 9»
Цель: Создать условия для закрепления знаний о составе числа 9 и знакомства с цифрой 9, ее написанием.
Задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия по образовательной программе „Абвгдейка“» размещена в разделах
- научить детей правильно писать цифру 9;
- закрепить знания детей о составе числа 9, умение считать до девяти;
- формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя;
- закрепить счётные умения;
- тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение;
- формировать опыт самоконтроля;
- закрепить образование чисел 7 и 8, последовательность дней недели, месяцев, времен года.
Методы и приемы работы с детьми:
- демонстрация (рассматривание)
Практические методы:
- задания по учебнику и на доске.
Игровые методы:
- игра «Считай дальше»
Словесные методы:
-рассказ воспитателя;
- беседа.
План занятия :
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала
3. Физкультминутка
4. Работа с учебником
5. Физкультминутка
6. Закрепление изученного материала
7. Подведение итогов занятия
Ход занятия:
I. Организационный момент.
«Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
На урок торопит нас,
Математика сейчас».
- Ребята, мы начинаем урок. Я попрошу вас улыбнуться друг другу, помахать ручкой друг другу и гостям и отправить воздушный поцелуй. Молодцы.
Игра «Считай дальше»
- Ребята, я предлагаю посчитать числа от 1 до 8. Дети, сидя на своих местах, ведут счет от 1 до 8 и обратно. Счет с заданием от 3 до 7, от 8 до 3, от 2 до 8, от 5 до 1.
- Молодцы, справились с заданием.
II. Изучение нового материала.
Задание на магнитной доске.
- Я попрошу вас обратить внимание на доску. Что вы видите? (числовой ряд от 1 до 9, предметные картинки). Ваша задача соединить цифру с нужным количеством предметов на картинке.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Дети работают у доски. Проводят линии от картинки до нужной цифры.
1. Назовите соседей числа 7.
2. Назовите числа больше 6, 3, 7.
3. Назовите числа меньше 8, 2.
4. Какое число стоит слева от 3, от 5.
5. Какое число стоит справа от 7, справа от 8.
Повторение образования чисел.
- Ребята, давайте с вами решим несколько «Веселых задач». Слушайте, внимательно веселые задачи в стихотворной форме. Внимание!
1. Шесть грибов нашел Вадим,
А потом еще один.
Вы ответьте на вопрос,
Сколько он грибов принес? (7)
- Ребята, у вас на столах лежат предметные картинки. С их помощью покажите сколько грибов нашел Вадим сначала? (6, дети показывают карточку с грибочками). Сколько он нашел потом? (1). Сколько грибов он нашел всего? (7). А теперь я попрошу эту задачу в стихах записать на доске цифрами (6+1=7) и показать на числовом отрезке. Провести стрелочку от числа 6 до числа 7. (Дети рисуют стрелки на листочках, а воспитатель – на доске.)
2. Семь малюсеньких котят
Что дают им – все едят,
А один сметаны просит
Сколько всех котят? (8).
- А как вы получили число восемь? Покажите с помощью предметных картинок.
Покажите на числовом отрезке. - Покажите с помощью предметных картинок, сколько котят едят? (карточка с семью котятами). А теперь запишем на доске.
(7+1=8) и на числовом отрезке.
2. У наседки моей восемь славных детей.
Восемь милых, послушных цыплят,
Кто умеет считать?
Сколько птиц поспешило гулять? (9).
- У кого восемь славных детей? (у наседки). Покажите предметную картинку? Сколько у нее милых цыплят? (8).
Покажите. Посмотрите, внимательно на свои картинки и скажите, сколько же птиц поспешило гулять? (9). Давайте покажем на числовом отрезке.
- Ребята, образование каких чисел мы с вами повторили? (7, 8).
- Какое число образовали сами? (9).
- А как у вас получилось число 9? (8+1=9).
- Сколько нужно сделать шагов на числовом отрезке, чтобы получить следующее число? (один).
- О каком числе и цифре сегодня мы будем вести речь? (9). Правильно о числе 9. (Педагог наклеивает цифру 9 к гусенице, и на магнитную доску). Ребята, посмотрите на цифру 9. На какой предмет она похожа? (крючок). На какую цифру она похожа? (6). Чем отличаются? (ответы детей).
- Ребята, послушайте стихотворения.
Девять, как и шесть,
Взгляни, только хвост не вверх, а вниз. (Показывается наглядно).
Цифра девять, иль девятка – цирковая акробатка. Если на голову встанет, цифрой шесть девятка станет. (Педагог показывает наглядно).
-Где мы встречаем число 9? (Номер дома, квартиры, на часах, День Победы 9 мая).
- А бывает девятый день недели? (нет). Почему? (В неделе только 7 дней). Назовите их.
- А какой девятый месяц года? (сентябрь, если дети затрудняются, то педагог загадывает загадку.)
Дождик с неба кап-кап-кап,
Листья желтые кружат.
Как известно, детворе,
Пора в школу в.
(Сентябре)
III. Физкультминутка.
Как живешь? Как Идешь? Как бежишь? А плывёшь? Ждешь обед? Машешь вслед? Утром спишь? Как шалишь? Пошалили мы сейчас, но занятие у нас. Успокоится охота и приняться за работу.
IV. Рабата с учебником.
Задание 1. - Сейчас я попрошу вас обратить все ваше внимание на учебник. Посмотрите на числовой ряд. Какое число выделено красным цветом? (9). Почему? (ответы детей). Итак, ребята как мы получили с вами число 9? (к 8 прибавили 1).
Если бы вам предложили показать число 9, как вы бы это сделали? (9 палочек, 9 кружочков, 9 точек на домино) А как автор показал нам число 9?Посмотрите внимательно на страничку в учебнике и скажите (наседка и 8 цыплят, домино).
Задание 2. -Ребята, а какой цифрой обозначается число 9?
Вот какая цифра есть –
Перевернутая шесть.
- Число 9 записывается знаком – цифрой 9. Она состоит из 2 элементов: небольшого овала и большого правого полуовала. (Педагог пишет элементы цифры на доске).
Ребята! Давайте рукой в воздухе нарисуем образ цифры 9. А теперь возьмите красный карандаш и обведите в учебнике большую девятку. Начинаем обводить с правого верхнего угла. Ведем линию влево, прорисовывая овал, возвращаясь в начальную точку. От этой точки ведем линию полуовала вниз. Вот у нас с вами получилась цифра 9. Ребята, где вы видите еще девятки? (На ветках, в виде гусеницы). Давайте мы их раскрасим.
V. Физкультминутка.
Хомка – Хомка, Хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет,
Шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хочет Хомка сильным стать.
Задание 3. – Сейчас мы с вами будем разбивать число девять на части. Давайте, вспомним, как у нас получилось число 9? (8+1=9). А сколько надо к семи прибавить, чтобы получилось 9? Используйте числовые отрезки. (2). К шести, к пяти? (Дети отвечают и рисуют бусины красного цвета, дополняя их количество до 9).
Задание 4. Дети, внимательно посмотрите на первую картинку в тетради и скажите: Почему под ней записано равенство 5+4=9?
Как вы думаете? Правильно вы думаете: потому что нарисовано 5 красных кружочков и 4 синих. Давайте выделим части и целое. ( Дети отвечают: 5 и 4 – это части числа 9, а 9 – это целое).
Докажите и объясните следующее равенство: 4+5=9. Что можно сказать?
Если части переставить, то результат не изменится – получится опять 9.
А что получится, если из целого взять первую часть? – останется вторая часть: 9-5=4. А если из целого взять вторую часть? ( Останется первая часть: 9-4=5).
Теперь внимательно посмотрите на второй рисунок и скажите, что под ним записано и почему? (7+2.) Как вы думаете (Нарисовано 7 зеленых квадратиков и 2 желтых квадратика, поэтому написано 7+2). Ребята, давайте прокомментируем свои действия если к 7 зеленым квадратикам прибавить 2 желтых квадратика, то получится всего 9 квадратиков 7+2=9. Если части переставить местами, результат не изменится и все равно получится 9 квадратиков : 2+7=9. Теперь разберемся с вычитанием. Если от целого 9 взять первую часть – 7 зеленых квадратиков, то останется вторая часть – 2 желтых квадратика : 9-7=2. Если из целого 9 квадратиков взять вторую часть – 2 желтых квадратика, то останется первая часть – 7 зеленых квадратиков : 9-2=7. Третий столбик сделайте самостоятельно.
VI. Закрепление изученного материала.
- Ребята, я попрошу закрыть вас учебники и отложить их в сторону. Мы сегодня познакомились с числом и цифрой 9. Назовите мне пожалуйста соседей числа 9. (8 и 10. Числа меньше 9, больше 9. Сейчас я предлагаю вам еще одно задание. (Педагог показывает числовой домик). Что это? (Числовой домик). Зачем он нам нужен? (Чтобы запомнить состав числа). Я раздаю каждому числовой домик. Какое число у нас живет на крыше? (9). Ваша задача заполнить этот числовой домик.
VII. Подведение итогов занятия.
1) С каким числом мы сегодня познакомились? (9).
2) Какой цифрой обозначается число 9? (цифрой 9).
3) Назовите девятый месяц года (сентябрь).
4) Скажите, как мы получили число 9? (8+1=9).
5) Из каких элементов состоит цифра 9? (овала и полуовала).
6) Что больше всего понравилось на уроке?
7) Что было трудно?
8) Что мы делали перед началом занятия? (друг другу улыбались).
- Сейчас я хочу раздать вам за хорошую работу вот таких радостных смайликов.
- На этом наше занятие подошло к концу. Давайте скажем спасибо друг другу. И «До свидания» нашим гостям.