Алборова Людмила
Проект по социальному партнёрству семьи и ДОО «Абвгдейка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
по социальному партнёрству
семьи и ДОО «АБВГДейка»
Информационная часть
Паспорт проекта
Название проекта : «АБВГДейка»
Тип проекта : Долгосрочный, практико-ориентированный
Название учреждения МБДОУ д/с № 32
Авто проекта Алборова Л. Р.
Срок осуществления проекта Октябрь 2018 - май 2019
Содержательная часть проекта
Публикация «Проект по социальному партнёрству семьи и ДОО „Абвгдейка“» размещена в разделах
1. Аннотация проекта
Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа:
I этап – подготовительный: первая неделя октября 2018 года.
II этап – организационно – проектировочный вторая неделя октября 2018 г.
III этап – практический: 15.10.2018 – 30.05.2019 г.
IV этап – аналитический: сентябрь 2019 года.
Участники проекта : дети подготовительной группы, их родители и воспитатели. Данный проект долгосрочный и рассчитан на один год обучения.
Дошкольники- маленькие фантазеры и открыватели. Они творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру поиска и проявления инициативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Наш проект предполагает раскрытие творческих возможностей и проявление инициативы и познавательной активности не только детей, но и родителей.
Материал, представленный в проекте, имеет общеобразовательную направленность, что позволяет использовать его при обучении детей, как с речевыми нарушениями, так и с нормальным речевым развитием.
2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект
В последние годы увеличилось количество детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушения письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из целей обучения превращается для учащихся в средство дальнейшего получения знаний.
Поэтому целенаправленную работу по профилактике нарушений чтений и письма следует проводит в старшем дошкольном возрасте. Профилактика нарушений письменной речи является одним из актуальных направлений коррекционной работы в системе специального дошкольного образования.
Психофизиологические предпосылки для овладения письмом и чтением в онтогенезе формируются задолго до начала обучения грамоте
Актуальность профилактики дисграфий у дошкольников с состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии аномального ребенка.
3. Цели и задачи проекта.
Цель проекта - создание и организация коррекционной деятельности, обеспечивающей индивидуальный подход к ребёнку с речевой патологией и последующие равные стартовые возможности при обучении в школе.
Задачи проекта :
• разработать организационную базу для создания и функционирования НОД группы компенсирующей направленности, апробировать организационно – содержательные и методические условия индивидуальных НОД в присутствии родителей.
• обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
• познакомить с правилами школьной жизни;
• развить умения и навыки, необходимые для занятий в школе;
• познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение);
• обогащать словарный запас и развивать речь;
• формирование грамматического строя речи ребенка;
• проделать первые шаги к рефлексии.
Подготовительная (исследовательская) часть проекта.
Успешность построения механизма реализации проекта на основании сформулированной актуальности требует определения объекта и предмета работы.
Объектом проекта является дети, посещающие подготовительную группу компенсирующей.
Предмет проекта - комплекс организационно-развивающих мероприятий, направленных на повышение речевых возможностей дошкольников и профилактики нарушений чтения и письма.
Анкетирование родителей младших и средних групп показало, что 100 % родителей считают важной проблему развития речевых функций ребёнка. Из них отметили что:
• речевые нарушения затрудняют общение со сверстниками в ДОУ - 21 %;
• являются причиной будущих проблем при обучении в школе - 35 % семей;
• помешают полноценному общению с людьми в будущем - 44 % опрошенных.
Для преодоления трудностей: 72 % - считают целесообразной консультацию и занятия со специалистом ДОУ; 47 % - видят проблемы в развитии своего ребёнка; в то же время 40 % - не придают значения недостаткам речевого развития в этом возрасте.
4. Возможные риски и пути их преодоления.
В ходе нашего исследования мы просчитали возможные риски и предусмотрели пути их преодоления.
Факторы, представляющие возможности
(благоприятные факторы) внешней среды: • семьи и дети получат своевременную помощь специалиста учителя-логопеда.
• возможность (при необходимости) раннего вмешательства, консультирования ребёнка у узких специалистов (невропатолога, психиатра, ЛОР и т. д.)
• возможности изучения опыта инновационной деятельности других школ;
Факторы, представляющие угрозы для ОУ: Низкая компетентность родителей в вопросах развития и воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста ведет к смещению приоритетов в воспитании ребенка в сторону раннего обучения, а не развития ребенка.
Сильные стороны ОУ: • у учителя-логопеда имеется большой опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста
• режим работы детского сада позволяет организовать занятия в утреннее и вечернее время.
• потенциал педагогического коллектива достаточно высок, т. е. педагоги работающие в с детьми способны к внедрению инноваций и работе в проектной деятельности
• система стимулирования работников ДОУ за инновационную деятельность, разработку и реализацию логопедических программ и пополнение материальной базы и развивающей среды.
• в практике ДОУ используются парциальные программы, а также имеются различные программы, что облегчает разработку логопедических программ и их индивидуализации под конкретного ребенка.
• функционирует сайт школы имеется электронная почта, что позволит обеспечить открытость деятельности учреждения по оказанию логопедической помощи детям
• на базе школы существует психологическая служба
Слабые стороны ОУ: • Недостаточный уровень квалификации некоторых воспитателей для выполнения отдельных видов работ, внедрения инноваций.
5. Планирование работы по реализации проекта.
Направления Действия по реализации задач Ожидаемые результаты Участники реализации
I этап – подготовительный
Изучение нормативно-правовой базы регионального и федерального уровня Ранжирование законодательной базы по осуществлению деятельности в условиях реализации ФГОС Оформление папки «Нормативно-правовое сопровождение дошкольников» Учитель-логопед
II этап – организационно-проектировочный
Нормативно-правовое обеспечение • Разработка изменений для внедрения проекта.
• Перспективные планы.
Учитель-логопед,
педагог-психолог и
педагоги работающие с детьми
Проектирование модели комплекса коррекционных занятий в группе компенсирующей направленности по обучению грамоте детей с ОВЗ • определение направлений,
• форм деятельности Комплекс коррекционных занятий
Программно-методическое обеспечение • подбор методической литературы
• согласование и утверждение планов работы Пакет документов по каждому направлению:
- индивидуальный образовательный маршрут.
- перспективно-календарное планирование
- методическое обеспечение
- диагностические материалы
Создание условий для реализации проекта Оснащение материально-технической базы; приобретение материалов и оборудования согласно требованиям СанПиН Комфортная предметно-развивающая среда по всем направлениям.
III этап – практический
Игровая деятельность Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», День рождения буквы»
Дидактические игры: «Звонкий – глухой», «Игротека», «Подбери и назови», «Звуковое лото», «Найди общий звук», «Звукоедик», «Упрямые звуковички», «Живая модель», «Исправь букву», «Звуковая цепочка», «Звуковые и слоговые кубики», система упражнений Е. Н. Рыжанкова, В. А. Ракитина «Пальчиковая азбука». Учитель-логопед,
воспитатели
Речь и речевое развитие Составление рассказов на тему: «Моя любимая буква», «Путешествие в Звукоград, Буквоград», «Как мы делали букву».
Сочинение стихотворений, загадок о буквах.
Сотворчество детей и родителей по теме проекта.
Художественная литература Чтение: Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»; В. Крупин «Первый букварь»; В. Драгунский «Заколдованная буква».
Заучивание стихотворений: С. Михалков «Лесная академия»; В. Берестов «Читалочка», «Гласные тянутся к песенке звонкой…»; С. Маршак «Ты эти буквы заучи…»; Б. Заходер «Песенка-азбука».
Загадки на тему: «Чтение, письмо»
Изобразительная деятельность Рисование на тему: «Путешествие в библиотеку»,
Оформление выставок: «Ну-ка буквы, встаньте в ряд!», «Такая разная «Азбука»
Лепка из соленого теста на тему: «Буквы твоего имени».
Аппликация на тему: «Надела буква праздничный наряд».
Сотворчество детей с родителями по теме проекта.
Учебная деятельность Познавательные занятия.
Подготовка к обучению грамоте.
• Цикл занятий по компьютерным программам: «Уроки азбуки», «Баба-Яга учится читать».
• Беседа: «Об истории азбук и букварей».
• Экскурсии: «Путешествие в книжное царство»
«Скоро в школу мы пойдем!»
• Создание альбомов «От звука к слову»
• Цикл образовательных и развлекательных видеопрограмм для детей «Уроки тетушки Совы», «Азбука-малышка».
Музыка Разучивание песен: «Азбука», «Урок» (игровая - шуточная).
Проведение праздника «По дороге к АЗБУКЕ»
Взаимодействие с родителями Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе»
Сотворчество детей и родителей в оформлении мини-музея «Моя любимая буква»
Участие в конкурсе дизайнерского творчества «Здравствуй, буква!»
Семинары практикумы по темам: «Все о городе звуков», «Играем – фонематический слух развиваем», «Готовим ребенка к школе», «Подготовка руки ребенка к письму», «Во что играют наши дети».
Консультации по темам: «Учите, играя», «Что и как читать ребенку»
Презентация мини-музея «Моя любимая буква»
Участие в логопедическом досуге «По дороге к АЗБУКЕ».
IV этап – аналитический
Промежуточный мониторинг • Анализ результатов выполнения проекта :
• Анкетирование;
• Анализ эффективности работы логопедической КНОД. Учитель-логопед
Формы работы:
• занятия: подготовка к обучению грамоте
• игры: словесные, сюжетно-ролевые, дидактические.
• конкурсы: семейный конкурс дизайнерского творчества «Здравствуй, буква!», «Умники и умницы», конкурс мини-музеев в ДОУ.
• речевые праздники.
• презентация мини-музея «Моя любимая буква»
• работа с родителями: семинары-практикумы, консультации, анкетирование.
6. Образ конечного результата, критерии его оценки.
Результат проекта – модель организации коррекционно-развивающей работы с детьми.
Ожидаемые результаты проекта :
Качественные
• Снижение количества детей с проблемами нарушений письменной речи;
• Создание банка методических материалов (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива).
• Обогащенная пространственная и предметно-развивающая среда групп ДОУ.
• Наличие логопедической программы психолого-педагогической поддержки семей воспитанников (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива).
• Удовлетворенность родителей и педагогов (критерий оценки – результаты анкетирования потребителей).
• Планирование работы консультационного пункта для родителей (тренинги, семинары, консультации).
Количественные
• Выполнение ФГОС по повышению качества образования.
• Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми.
• Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к началу школьного обучения
• Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе
Результат проекта :
• Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, установлен контакт с членами семьи, согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка.
• Разработана и апробирована система коррекционных занятий для детей 6-7 лет с нарушениями речи.
• Проведена профилактика дисграфии, результатом которой является отсутствие у детей оптической формы дисграфии
• Создана копилка методических, практических и электронных пособий, картотек.
• Выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании.
Приложение №1
Анкета для родителей
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в опросе.
Пожалуйста, отметьте вариант ответа, совпадающий с Вашей точкой зрения.
1. Знакомы ли Вы с речевым заключением Вашего ребенка?
А) Нет.
Б) Частично.
В) Знаком (а, изучил (а) большое количество литературы.
2. Как сильно Вас беспокоит речевое развитие Вашего ребенка?
А) Нет причины волноваться.
Б) Волнение есть, но я думаю, что речь придет в норму за период посещения логопедической группы.
В) Думаю, что проблема с речью будет и в школе.
3. Какие мероприятия, по вашему мнению, необходимо проводить для улучшения речевого развития Вашего ребенка?
А) Логопедические занятия.
Б) Выполнение рекомендаций невролога и психиатра.
В) Занятия с ребенком дома, закрепление полученных навыков.
Г) Все варианты ответов.
4. Какова, по-Вашему мнению, степень участия семьи, родителей в работе над преодолением речевого недоразвития?
А) Достаточно занятий с воспитателем и логопедом.
Б) Родители иногда должны заниматься с детьми.
В) Родители должны принимать деятельное участие в этой работе, выполняя рекомендации специалистов.
5. Как Вы считаете, осознает ли ребенок свое речевое недоразвитие?
А) Да.
Б) Нет.
6. Посещал ли Ваш ребенок занятия с логопедом ранее?
А) Да.
Б) Нет.
7. Каких результатов от логопедических занятий Вы ожидаете на конец учебного года?
А) Норма речи.
Б) Значительное улучшение речи.
В) Незначительное улучшение речи.
Ф. И. О. анкетируемого:___
Благодарим за сотрудничество!
Приложение №2
Тематический план занятий по ОБУЧЕНИЮ грамоте в подготовительной группе
№
Тема занятия
1 Звуки речи. Гласные и согласные.
2 Звук и буква А
3 Звук и буква У
4 Звуки [А]- [У]
5 Звук и буква О
6 Звук и буква И
7 Звук и буква Ы
8 Звуки и буквы Ы — И
9 Звук и буква Э
10 Звуки [М], [М']; [М] - [М']. Буква М
11 Звуки [Н], [Н']; [Н] - [Н']. Буква Н
12 Звуки и буквы М-Н
13 Звуки [П], [П']; [П] - [П']. Буква П
14 Звуки [Т], [Т']; [Т] - [Т']. Буква Т
15 Звуки [К], [К']; [К] - [К']. Буква К
16 Звуки [П] - [Т] - [К]
17 Звуки [X], [X']; [X] - [X']. Буква X
18 Звуки [Г], [Г’]; [Г] - [Г’]. Буква Г
19 Звуки [К] - [Г], [К'] - [Г’]
20 Звуки [Б], [Б']; [Б] - [Б']. Буква Б
21 Звуки [Б] - [П]; [Б'] - [П']
22 Звуки [В], [В']; [В] - [В']. Буква В
23 Звуки [Ф], [Ф']; [Ф] - [Ф']. Буква Ф
24 Звуки [В] - [Ф]; [В'] - [Ф']
25 Звуки [Д], [Д']; [Д] - [Д']. Буква Д
26 Звуки [Т] - [Д], [Т'] - [Д']
27 Звуки [С], [С’]; [С] - [С’]. Буква С
28 Звуки [3], [3']; [3] - [3']. Буква 3
29 Звуки [С]— [3], [С] - [3']
31 Звук и буква Ц
32 Звуки [Ц] - [С]
33 Звуки [Л], [Л']; [Л] - [Л’]. Буква Л
34 Звук и буква Й
35 Звуки [Л'] - [Й].
36 Буква Я
37 Буква Я
38 Буква Е
39 Буква Ё
40 Буквы Е-Ё
41 Буква Ю
42 Буквы Я, Е, Ё, Ю
43 Буквы Я, Е, Ё, И, Ю
44 Звук и буква Ш
45 Звук и буква Ш
46 Звуки [С] - [Ш]
47 Звук и буква Ж
48 Звуки [3] - [Ж]
49 Звуки [Ж] - [Ш]. ЖИ-ШИ
50 Звук и буква Ч
51 Звуки [Ч] - [Т’]
52 Звук и буква Щ
53 Звуки [Щ] - [С]
54 Звуки [Ч] - [Щ]
55 Парные звуки (твердые-мягкие)
56 Парные звуки (звонкие - глухие)
57 Звук и буква Р
58 Звук [Р']
59 Звуки [Р - Р']
60 Звуки [Л] - [Р]
61 Звуки [Л'] - [Р']
62 Буква Ь перед согласными
63 Буква Ь разделительный
64 Буква Ъ
65 Буква Ъ
66 Предложение. Слова - предметы.
67 Предложение. Слова - действия.
68 Предложение. Слова - признаки.
69 Знаки препинания.
70 АЛФАВИТ