Иванова Светлана Евгеньевна
Программа дополнительного образование по речевому развитию «Абвгдейка»
▼ Скачать + Заказать документы
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа кружка «АБВГДЕЙКА» (старший дошкольный возраст) разработана:
в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
Публикация «Программа дополнительного образование по речевому развитию „Абвгдейка“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Веракса 2014год;
по технологии Л. Е. Журовой, Н. С. Варенцовой «Обучение дошкольников грамоте»;
на основе программы по подготовке к обучению грамоте Е. В. Колесниковой «От звука к букве».
В программе соблюдается преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка, а не дублируют школу.
Дошкольный возраст – уникальный период развития ребенка, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями.
Обучение грамоте – своеобразный старт для дошкольников в изучении родного языка, его богатств и возможностей в выражении мыслей, чувств, побуждений. Важно, чтобы этот старт был удачным и победным.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации. Именно игра помогает создать такие ситуации. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку».
Активизировать речевое развитие помогает вовлечение детей в игровую деятельность. Речь ребенка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребенка. На занятиях по развитию речи дошкольников используются лингвистические игры во всем их многообразии, так как они способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребенка. Именно благодаря им у ребенка происходит становление культуры речи: формируется интонационно-динамическая выразительность, ее темпоритмические качества, четкость произношения каждого слова, правильность ударения в слове, грамотность, ясность, умение верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятыми другими; развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует собственную речевую активность ребенка.
1.1.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы включает в себя два основных компонента:
• развитие познавательно-речевой деятельности детей;
• подготовка к овладению грамотным чтением и письмом.
Задачи программы :
• Формировать понятия о звуко - буквенном и звуко - слоговом анализе.
• Развивать умения говорения и слушания, формирование навыков чтения по слогам.
• Обогатить активный и пассивный словарь тематическими группами.
• Совершенствовать звуковую культуру речи.
• Формировать графомоторные навыки.
С учетом тематики в занятия программы включаются также следующие разделы:
• Обучение звуко - слоговому анализу (звуковой анализ состава слогов, слов; дифференциация понятий «звук» и «буква», соотнесение букв и звуков).
• Развитие звуковой культуры ( знакомство с классификацией звуков: гласные, согласные; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные).
• Лексическая работа (конструирование словосочетаний).
• Развитие связной речи (составление предложений по картине, ответы на вопросы полными предложениями, составление рассказов по серии картинок, рассказывание по теме из опыта детей, словесные картинки, чтение слогов, слов и т. п.).
• Развитие мелкой моторики (штриховка, обведение по контуру и т. п.).
Для активизации речевого развития детей на занятиях используются упражнения и игры, которые направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи – это развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь у ребенка дошкольного возраста. Все задачи тесно связаны между собой, и предполагаемые игры и упражнения развивают у детей внимание к слову.
1. 1. 2. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
Принцип научности – учебный материал отвечает современным требованиям.
Принцип систематичности и последовательности – изучение материала в определенной последовательности и темы занятий взаимосвязаны.
Реализация принципов научности, систематичности и доступности требует четкого соответствия между изучаемым материалом и познавательными возможностями детей.
Принцип развивающего обучения - под влиянием обучения у детей не только приобретаются знания, формируются умения, но и развиваются все познавательные психические процессы, связанные с ощущением, восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевые и эмоциональные процессы, т. е. развивается личность ребенка в целом.
Принцип наглядности – обучение детей должно быть наглядным в той мере, которая необходима для сознательного усвоения знаний и выработки умений и навыков, опирающих на живые образы предметов, явлений и действий.
Принцип доступности предусматривает подбор такого материала, чтобы он был не слишком трудным.
Принцип гуманности – создание оптимальных условий для интеллектуального и социального развития ребенка; уважительное отношение к личности ребенка.
Принцип культуросообразности - ориентация на потребности детей; формирование творческих способностей и установок детей на потребление, сохранение новых знаний.
Принцип природосообразности – учет физических и психических особенностей при включении их в разные виды деятельности.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода – учет индивидуальных особенностей детей; разработка мер педагогического воздействия с учетом особенностей детей.
При применении принципа осознанности и активности обучения используются различные приемы и способы, позволяющие стимулировать познавательную деятельность детей, способствующие восприятию, запоминанию, сохранению, переработке учебного материала, его самостоятельному анализу и обобщению и последующему применению.
Принцип деятельностного подхода – во время занятия дети находятся в постоянном поиске новых знаний.
1.1.3. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Специально – организованная деятельность воспитателя с детьми;
Совместная деятельность взрослого с детьми;
Самостоятельная деятельность детей.
Самостоятельная деятельность детей невозможна без соответствующей среды развития, поэтому необходимо построить комфортную предметно – развивающую среду.
работа в прописях и тетрадях;
работа с книгой;
использование новых технологий.
1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу учебного года дети старшего дошкольного возраста овладевают:
• умением вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки.
• умением интонационно выделять заданные звуки в словах, делить слова на слоги.
• знанием букв по общепринятым группам на материале алфавита как знаками звуков (фонем).
• умением различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
• умением определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).
• знанием графического изображения слова – прямоугольник (моделирование).
• знанием условного обозначения звуков: гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат (моделирование).
• умением обозначать место звука в слове на схеме, используя графические изображения звуков.
• умением писать слова с помощью графических изображений, писать печатные буквы в клетке, используя образец.
• умением соотносить звук и букву.
• умением писать слова, предложения печатными буквами.
• умением проводить звуковой (фонетический) анализ слова
• знанием об ударении, ударном слоге, ударных гласных.
• умением составлять предложение из двух, трех, четырех слов. Учить записывать предложение условными обозначениями.
• умением понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
1.3. КРИТЕРИИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В программе также представлен диагностический лист, по критериям которого можно отследить динамику при овладении дошкольниками данной программы.
Критерии:
• различают понятия: звук, буква, слог, слово, предложение;
• могут разделить простое предложение на слова с указанием их последовательности;
• делят слова на слоги (определяют их количество, последовательность);
• составляют слова из слогов;
• производят звуковой анализ слов;
• дифференцируют звуки (гласные, согласные: твёрдые, мягкие, звонкие, глухие);
• находят в предложении слова с заданным звуком;
• владеют чтением.
В начале и конце учебного года проводится мониторинг, которые в течение года посещали кружок, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоение программного материала. Мониторинг проводится по 3 балльной системе диагностирования:
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла) – ребёнок правильно отвечает на все вопросы самостоятельно.
Средний уровень (2 балла) – ребёнок отвечает на вопросы с помощью взрослого.
Низкий уровень (1 балл) – ребёнок затрудняется ответить на вопросы
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание форм, способов, методов и средств обучения
В процессе кружковой работы используются различные формы обучения:
- традиционные
- комбинированные
- практические занятия
- игры, конкурсы
Методы:
- словесный метод (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);
- метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры - конкурсы);
- практический метод (выполнение работ на заданную тему, по инструкции);
- наглядный метод (картинки, рисунки, плакаты, фото и т. д.)
Для решения поставленной цели подобраны следующие средства обучения:
• Слоговые таблицы.
• Таблицы для чтения.
• Картинки – образы букв.
• Схема для слияния букв.
• Магнитная азбука
• Наборы дидактических игр.
• Разнообразные лото.
• Печатные буквы большого формата.
• Разрезные азбуки.
• Буквари Н. С. Жукова.
• Предметные и сюжетные картинки
• Схемы слов, слогов, предложений (красные, синие, зеленые).
• Карточки с текстом для чтения.
• Рабочие тетради Е. В. Колесникова.
• Ресурсы интернета.
Данная программа выстраивает образовательный процесс так, что согласно принципу интеграции познавательное развитие детей осуществляется не только в процессе специфических игр, упражнений и занятий в образовательной области «Познание», но и при организации всех видов детской деятельности в других областях.
2.2. Содержание программы
Содержание программы позволяет :
• предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут усвоить программу;
• подготовить детей к школе, способствуя:
- формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе;
- овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);
- формированию умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
- развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
- овладению навыками речевого общения;
- развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Новизна данной программы заключается в том, что выбор форм проведения занятий по обучению грамоте определяется с учетом интересов детей – это занятие - знакомство, занятие-игра, занятие-упражнение, занятие - творчество, занятие - путешествие, занятие - конкурс, занятие - сказка, самостоятельная деятельность. А также для прочного усвоения материала используются рабочие тетради на печатной основе с игровыми заданиями для ребенка, которые обеспечивают наглядно-практические действия ребенка по усвоению программного материала :
• Колесникова Е. В. От А до Я (звуки и буквы) / рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. – М., 2015.
Все задания, предлагаемые для выполнения ребенком, приспособлены к детскому развитию, создают эмоциональный фон, при котором дети эффективнее усваивают учебный материал.
Данная программа также предусматривает системную работу с родителями, которая отражает такие формы работы как: консультации, практикумы, памятки. Включение данного направления в содержание программы помогает обеспечить оптимальный уровень освоения грамотой старших дошкольников.
2.2. Описание образовательной деятельности
Комплексно – тематическое планирование
сентябрь МОНИТОРИНГ
октябрь 1. У буквы «А» - хороший вкус, начинает «А» - арбуз!»
2. «Посмотри на колесо и увидишь букву «О»
3. «У» улитка на дорожке - смело вытянула ножки!»
4. «Вот шагает буква Ы. Без Ы не выучитесь ВЫ»
5. На букву Э - как ни взгляни - увидишь клещи и клешни.
6. «Закрепление знаний о буквах А, У, О, Ы,Э «Друзья заблудились»
7. «Алфавит продолжит наш буква Л – лесной шалаш»
8. «Закрепление знаний о букве и звуке «Л»
ноябрь
1. «Вот качели – Буква М! здесь качаться можно всем!»
2. «Н» - похожа на кровать, если спинкам ближе встать»
3. «Буква Р - на мачте парус, вдаль плывет, небес касаясь»
4. «Закрепление знаний о звуке и букве «Р»
5. «Я - бродяга с рюкзаком, путешествует пешком» - знакомство со звуком «ЙА» и буквой «Я»
6. «Закрепление звука «ЙА» и буквы «Я»
7. Как верчу юлу свою, вспоминаю букву «Ю».
8. «Закрепление знаний о звуке «ЙУ» и букве «Ю»
декабрь
1. «Е» похожа на расческу, сделать может всем прическу
2. «Закрепление знаний о звуке и букве «Е»
3. «Ё» в словах нередко ставим, нужной буквою объявим!»
4. «Закрепление знаний о звуке «ЙО» и букве «Ё»
5. «Вот зигзагом буква И, будто молния - гляди».
6. «Буква Г как уголок. Проще некуда урок».
7. «Сигнальщик держит два флажка. С флажками он – как буква К»
8. «Закрепление знаний о буквах и звуках «Г - К»
январь 9. Повторение пройденного материала»
10. «Буква Д - как будто дом, но всего с одним окном»
11. «На антенну Т похожа и на зонт как будто тоже»
12. «Закрепление знаний о букве и звуке «Т»
13. «Закрепление знаний о звуке и букве «Д -Т»
14. Буква В - верблюд двугорбый, он большой и очень гордый
февраль 1. «Закрепление знаний о звуке и букве «В»
2. «Буква «Ф» надула щеки или встала руки в боки»
3. «Нарисуем полукруг- Буква С (эс) возникла вдруг»
4. .«Закрепление знаний о букве и звуке «С»
5. .«На эту букву посмотри! Она совсем как цифра 3»
6. «Закрепление знаний о звуке и букве «З - С»
7. «Буква Б с большим брюшком, В кепке с длинным козырьком»
8. Палка, палка, сверху крыша - буква П на строчку вышла
март 1. «Закрепление знаний о звуке и букве «П»
2. «Закрепление знаний о звуке и букве «П-Б»
3. «Х» - на ножницы похожа, но в работе, а не лежа.
4. Стала снежинка буквой Ж солнце её не растопит уже
5. Буква Ш совсем простая, как забор стоит, прямая.
6. Анализ слогов ША, ШО, ШУ; СА, СО, СУ
7. «Закрепление звуков и букв А, У, О, М, С, Х, Ш, Г»
8. «Буква Щ – зубная Щетка, непоседа и трещотка»
апрель 1. «Ч – курносый Чайник, он большой начальник»
2. «Буква Ц стоит бочком и цепляет всех крючком.»
3. Закрепление знаний о звуке и букве» Ч» и «Ц»
4. .«Й» на хвостах у птиц и зверей: Вот горностай, вот — воробей».
5. «Сопоставление звуков «Й» и «И»
6. «Буква Р перевернулась - мягким знаком обернулась»
7. Буква Ь в середине слова.
8. «Мягкий знак – смягчает слово. Твёрдый знак – наоборот»
май 1. «Два братца»
2. «Алфавит»
3. Закрепление пройденного материала: звуки, слоги
4. Закрепление пройденного материала: слова, предложения
5. «Как хорошо уметь читать!»
6. «Путешествие в страну «АБВГДейка»