Людмила Белякова
Программа кружка «Абвгдейка» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи программы
Принципы Программы
Целевые ориентиры
Характеристика речевого развития детей 4—5 лет
Комплексно-тематический план на 2017- 2018
учебный год
Список используемой и рекомендуемой литературы
Учебно – методическое обеспечение
Программы
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Содержание Программы ориентировано на речевое развитие детей 4-5 лет, которое осуществляется в двух направлениях:
Публикация «Программа кружка „Абвгдейка“ в средней группе» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
- систематизация и учет речевого развития детей, полученного из разных источников (игры, общения, обучения и т. д.);
- организация работы с детьми по освоению ими содержания Программы.
В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий (познавательно-исследовательской деятельности, в игре, общении, самостоятельной деятельности детей, для которой педагог создает условия, сопровождает ее, поддерживает.
Содержание Программы представляет одно из направлений об-разования в области «Речевое развитие», включающее не только решение речевых задач, но и формирование любознательности, познавательной мотивации, предпосылок учебной деятельности.
Методика реализации Программы способствует развитию у детей аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Использование УМК в работе с детьми обеспечивает коммуникативную и учебную включенность детей в образовательный процесс. И как итог, достижение ребенком необходимого уровня в области «Речевое развитие» для успешного освоения им программы начального общего образования на основе индивидуального подхода и использования специфических видов деятельности для детей дошкольного возраста.
Реализация Программы в УМК предусматривает комплексный подход к речевому развитию детей: на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи - фонетические, лексические, грамматические и - на их основе - развитие связной речи.
Программа (ее теоретическая часть) опирается на федеральный закон «Об образовании РФ», Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования и научно-методическую литературу по данной проблеме.
В основе концептуальной идеи лежит теория А. В. Запорожца о само-ценности дошкольного периода развития: основной путь развития ребенка - это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности, - путь амплификации.
А также:
— исследования отечественной науки о закономерностях речевого развития ребенка в дошкольном возрасте (Д. Б. Эльконин, Ф. А. Со- хин, М. М. Алексеева, В. И. Яшина, О. С. Ушакова, Л. Е. Журова и др., которые предполагают пути освоения ребенком языка в единстве сознания и деятельности;
— положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным,
A. Н. Леонтьевым о деятельностном подходе в обучении;
- психолого-педагогические исследования Н. Н. Поддьякова,
B. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Л. А. Венгера, которые научно обосновали и доказали, что умственные возможности детей в процессе обучения родному языку значительно больше, чем считалось ранее.
Содержание Программы реализуется в различных видах деятельности - игре, общении, занятиях как сквозных механизмах развития ребенка (ФГОС ДО).
Цели и задачи Программы
1. Развитие фонематического слуха
- Продолжать знакомить с терминами «слово», «звук»
- Знакомить с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и похоже
- Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «С-СЬ», «З-ЗЬ», «Ц», «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», «Р-РЬ», «Л-ЛЬ», «М-МЬ», «Б-БЬ», «К-КЬ», «Г-ГЬ», Д-ДЬ», «Т-ТЬ» изолировано, в словах и во фразовой речи
-Познакомить с термином «слог», учить делить слова на слоги
-Познакомить с тем, что слово можно обозначить прямоугольником (простейшее моделирование)
Формировать умения:
- различать на слух твердые и мягкие согласные
- определять и изолировано произносить первый звук в слове
- называть слова с заданным звуком
- Ознакомление со способами интонационного выделения звука в слове
- Продолжать работу по развитию интонационной стороны речи: умению произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание
- Продолжать учить говорить согласно нормам литературного произношения
2. Развитие графических навыков
- Продолжать рисовать вертикальные и горизонтальные линии; рисовать округлые линии; рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые линии; заштриховывать различные предмет
3. Развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук) - Способствовать развитию произвольных движений пальцев и кистей рук
При разработке Программы использовались следующие принципы:
- принцип развивающего и воспитывающего образования;
- сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
- принцип активности и самостоятельности;
- принцип полноты, необходимости и достаточности;
- принцип единства воспитательных, образовательных, развивающих задач;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
- принцип решения программно-образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей на занятиях, при проведении режимных моментов, игр, общения и т. д. ;
- принцип применения познавательно-исследовательской, про-дуктивной деятельности, чтения художественной литературы.
Принципы:
- создания условий для самостоятельной деятельности детей;
- взаимодействия с семьей по реализации Программы;
- обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка;
- поддержки индивидуальности и инициативы детей;
- создания условий для принятия детьми решений;
- развития умения работать в группе сверстников;
- построения Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на их интересы;
- личностно-развивающего и гуманистического характера взаи-модействия взрослых и детей;
- реализации Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы;
- возможности освоения Программы на разных этапах ее реализации;
- построения педагогического процесса, при котором ребенок становится субъектом образования;
- признания ребенка полноценным субъектом образовательных отношений;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Все это позволяет обеспечить:
- равные возможности усвоения Программы каждым ребенком;
- преемственность целей, задач, содержания образования, реа-лизуемых в рамках Программы;
- развитие познавательной деятельности;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс по формированию аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте в различных видах деятельности (в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в игре, занятиях);
— формирование инициативности, самостоятельности, ответственности ребенка;
- формирование предпосылок учебной деятельности;
- вариативность и разнообразие методических приемов, органи-зационных форм;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- комплексный подход речевого развития детей во всех пяти вза-имодополняющих образовательных областях; социально-коммуни- кативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической (ФГОС);
- повышение компетентности педагогов, родителей в вопросах речевого развития детей.
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
к концу учебного года ребенок
- правильно произносит все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи (если не произносит какие- либо звуки, необходимо обратится к логопеду);
- различает короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие;
- делит слова на слоги;
- дифференцирует твердые и мягкие согласные, называет их изолированно;
- определяет и называет первый звук в слове (без призвука гласного);
- произвольно регулирует темп, силу голоса, речевое дыхание;
- рисует вертикальные, горизонтальные, округлые линии, может штриховать несложные предметы;
- выполняет упражнения для пальцев и кистей рук.
Характеристика речевого развития детей 4 – 5 лет
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов. Дошкольники начинают подбирать слова с противоположным значением (антонимы) и близким (синонимы, употребляют обобщающие слова.
К 5 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 2000 — 2500.
Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок.
Некоторые дети неправильно согласовывают существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; употребляют существительные в родительном падеже множественного числа.
Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, которая заключается в том, что ребенок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом — неправильно. Типична и обратная замена звуков (шапка - «сапка», жук - «шук»).
У многих наблюдается несовершенное произношение сонорных звуков («Р», «Л», что обусловлено недостаточным развитием Рече двигательных механизмов.
Вместе с тем дошкольники 4 — 5 лет отличаются особой чувствительностью, восприимчивостью к звукам речи, что очень важно для обучения элементам грамоты.
В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться на окончания слов
(красный шар, красное платье); начинают активно использовать в речи предлоги (в, на, под, между, около) и т. д.
Речь становится связной и последовательной. Происходит переход от ситуативной речи к контекстной. Развивается как диалогическая, так и монологическая речь. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам или используя игрушки.
Дошкольники овладевают правильным произношением практически всех звуков родного языка, однако у некоторых дошкольников наблюдается нечеткое произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Таким детям необходима помощь логопеда.
У дошкольников 4-5 лет формируется осознание своих произносительный умений.
Работа в средней группе по развитию фонематического слуха строится с учетом психических и физических способностей детей и подготавливают ребенка к следующему этапу обучения-развитию звуко-буквенного анализа.
Комплексно-тематический план на 2017- 2018 учебный год
№ Тема Содержание
Сентябрь
1 «Знакомство с многообразием слов. Моделирование. Рисование линий»»
- Познакомить с многообразием слов, моделированием;
- Учить рисовать короткие, отрывистые линии.
2 «Многообразие слов. Моделирование. Нахождение различий в рисунках»
- Продолжать знакомить с многообразием слов, моделированием;
- Учить находить различия в двух похожих рисунках.
3 «Звучание слов. Протяженность слов: «длинные», «короткие». Моделирование. Рисование иголок ежикам»
- Учить сравнивать слова по звучанию.
- Познакомить с протяженностью слов «длинные», «короткие», моделированием.
- Учить рисовать иголки ежикам
4 «Многообразие слов. Звучание слов (звонко, громко, тихо. Рисование солнышка»»
- Продолжать знакомить с многообразием слов.
- Познакомить с их звучанием «громко», «звонко», «тихо».
- Учить рисовать солнышко.
Октябрь
5 «Деление слов на слоги. Рисование иголок на елке»
- Продолжать знакомить с многообразием слов.
- Учить делить слова на слоги.
- Учить рисовать иголки на елках.
6 «Многообразие слов. Деление слов на слоги. Нахождение различий» - Продолжать знакомить с многообразием слов.
- Продолжать учить делить слова на слоги.
- Продолжать учить находить различия в двух похожих рисунках.
7 «Многообразие слов. Игра «Подскажи словечко. Нахождение несоответствий в рисунке» - Продолжать знакомить с многообразием слов.
- Развивать умение и желание играть в игру «Подскажи словечко».
-Учить находить несоответствия в рисунках
8 «Многообразие слов. Деление их на слоги. Заучивание стихотворения Я. Козловского. Рисование дорожек». - Продолжать знакомить с многообразием слов.
- Закреплять умение делить его на слоги.
- Прослушивание и заучивание стихотворения Я. Козловского.
- Продолжать учить рисовать дорожки.
Ноябрь
9 «Звуки «С – СЬ» -Познакомить со звуками «С – СЬ»
(«песенка большого и маленького насоса»).
- Познакомить с твердыми и мягкими согласными.
- Продолжать учить закрашивать листья на березе.
- Заучивание стихотворения Г. Сангира.
.
10 «Звуки «З - ЗЬ»
- Познакомить со звуками «З – ЗЬ».
(«песенка большого и маленького насоса»).
- Познакомить с твердыми и мягкими согласными.
- Заучить стихотворение Б. Заходера.
- Закреплять умение рисовать уши зайчикам.
11 «Звуки «С – СЬ», «З – ЗЬ»»
- Закрепить твердые и мягкие согласные.
- Моделирование слов.
- Продолжать развивать умение находить различия в двух похожих рисунках
12 «Звук «Ц»»
- Познакомить со звуком «Ц».
- Закреплять умение рисовать огурцы.
- Заучивание стихотворения Г. Сапгира.
Декабрь
13 «Звук «Ш»» - Познакомить со звуком «Ш» («песенка ветра»).
- Продолжать учить рисовать шарики.
- Заучивание потешки.
14 «Звук «Ж»»
- Знакомство со звуком «Ж» («песенка жука»).
- Моделирование слов.
- Заучивание стихотворения И. Солдатенко.
- Рисование желудейю.
15 «Звуки «Ш – Ж»
- Закрепление звуков «Ш – Ж».
- Моделирование слов.
- Повторение проученных ранее стихотворений.
16 «Звук «Щ»»
- Познакомить со звуком «Щ»
- Моделирование слов.
- Заучивание стихотворения С. Михалкова.
- Рисование щеток.
Январь
17 «Звук «Ч»»
- Познакомить со звуком «Ч».
- Моделирование слов.
- Рисование предметов.
18 «Звуки «Ч – Щ»
- Закрепление согласных звуков «Ч – Щ»
- Моделирование слов.
- Нахождение различий в двух похожих рисунках.
- Заучивание потешки.
19 «Звуки «Р – РЬ»»
- Познакомить со звуками Р- РЬ.
- Заучивание стихотворения О. Высотской.
- Закрашивание предметов.
Февраль
20 «Звуки «Л – ЛЬ»»
- Познакомить со звуками «Л – ЛЬ»
- Моделирование слов.
- Учить рисовать неваляшку.
- Заучивание стихотворения Е. Александровой
21 «Звуки «М – МЬ»
- Познакомить со звуками «М – МЬ»
- Рисование мишки.
- Заучивание стихотворения Т. Шорыгиной.
22 «Звуки «Б – БЬ»»
- Познакомить со звуками Б-БЬ
- Продолжать закреплять умение моделировать слова.
- Заучивание стихотворения Г. Сапгира.
-Рисование бус
23 «Звуки «К - КЬ»»
- Познакомить Со звуками «К – КЬ».
- Закрашивание овощей.
- Заучивание стихотворения Г. Сапгира.
Март
24 «Звук «Г»»
- Познакомить со звуком «Г»
- Закреплять умение находить различия в двух похожих рисунках.
- Заучивание стихотворения Г. Сапгира.
25 «Звуки «Г - К» - Закрепить звуки «Г –К»
- Моделирование слов.
- Заучивание стихотворения Т. Шорыгиной.
26 «Звуки «Д – ДЬ»».
- Познакомить со звуками «Д – ДЬ».
- Штриховка и рисование кругов.
- Заучивание стихотворения М. Дружининой.
27 «Звуки Т –ТЬ»»
- Познакомить со звуками «Т – ТЬ».
- Продолжать закреплять умение моделировать.
- Заучивание стихотворения В. Берестовой.
Апрель
28 «Звуки «Д – ДЬ», «Т – ТЬ»»
- Закрепить звуки «Д – ДЬ», «Т – ТЬ».
- Продолжать закреплять умение моделировать.
- Рисование домика.
- Повторение заученных стихотворений.
29 «Закрепление пройденного материала. Звуки «З -ЗЬ», «Ж», «С- СЬ»»
- Закрепить проученные звуки
«З -ЗЬ», «Ж», «С- СЬ».
- Повторить и закрепить проученные стихотворения.
- Штриховка.
30 Закрепление пройденного материала. Звуки «Р - РЬ», «Ш»» - Закрепить звуки «Р - РЬ», «Ш».
- Моделирование.
- Закрашивание предметов.
31 «Звуки «Л – ЛЬ», «Б- БЬ»»
- Закрепление пройденного материала: звуки «Л – ЛЬ», «Б- БЬ».
- Продолжать закреплять моделирование.
- Рисование березки.
- Повторение стихотворений.
32 Повторение пройденного материала
Список используемой и рекомендуемой литературы
Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М. 2000
Давыдов В. В О понятии развивающего обучения. Томск, 1995.
Ерофеева Т. И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. М. 1999.
«Истоки» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М., 2011.
«От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. М., 2010.
«Разноцветная планета» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под редакцией Е. А. Хамраевой. М., 2012.
Репкина Н. В. Что такое развивающее обучение? Томск, 1995
Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 1979.
Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М., 1999
Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. М., 1995.
Ушакова О. С., Струнина Г. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 2004.
Учебно – методическое обеспечение Рабочей программы
«От звука к букве»
«Развитие фонематического слуха у детей 4- 5 лет». Методическое пособие. М., 2016.
«От слова к звуку» Рабочая тетрадь для детей 4 -5 лет. М., 2017.
«Слова, слоги, звуки». Демонстрационный материал для детей 4 – 5 лет. М., 2008 – 2014.
«Учимся составлять слоговые схемы». Рабочая тетрадь для детей 4 – 5 лет. М., 2016.