Наталья Рябова
Кружковая работа в старшей группе «Школа безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
Целевой раздел
Пояснительная записка …3
Возрастные особенности детей (с 4 до 6 лет….5
Содержательный раздел
Психолого-педагогическая работа с детьми старшей группы….9
Тематическое планирование старшей группы ….…10
Организационный раздел
Материально –техническое обеспечение…. 13
Список литературы…14
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
Публикация «Кружковая работа в старшей группе „Школа безопасности“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Рабочая программа кружка разработана на основании действующих нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования :
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)
Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях.
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Программа кружка «Основы безопасности жизнедеятельности детей дома, на дороге в природе» разработана на основе парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (автор Р. Б. Стеркина СП., 2002). Определяя основное содержание и направление развития детей, в программе учитываются и используются различные формы и методы организации обучения: индивидуальные и возрастные особенности детей, социокультурные различия, своеобразие домашних и бытовых условий, а также общая социально-экономическая и криминогенная ситуации.
Используется организация различных видов деятельности (игра, чтение, беседа) в которых закрепляются навыки поведения, опыт.
Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном детстве самостоятельности и ответственности за свое поведение.
Цель: сформировать у ребенка навыки разумного, адекватного поведения, научить вести себя в опасных ситуациях, способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.
Задачи:
- Формирование поведения на основе определенных правил взаимоотношений, уточнение связи правил с конкретными ситуациями и поступками в жизни детей.
- Воспитание доброжелательности, умении видеть связь между действиями и эмоциональным состоянием взрослых.
- Соблюдение правил поведения со взрослыми и сверстниками, правил поведения в общественных местах (на улице, в транспорте) правил дорожного движения, способов обращения к незнакомым людям, технике безопасности в обращении с огнём, электроприборами.
Основные принципы программы на основе ФГОС:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
5) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
Условия формирования у детей основ безопасности.
Необходимым условием для накопления опыта безопасного поведения являются : мотивация детей, методическая готовность воспитателя такой работе, активная поддержка со стороны члена семьи, совпадение позиций и единство требований в семье и в детском саду, тесное сотрудничество педагога и родителей по передаче ребёнку способов безопасного поведения. Привитие детям навыков защиты и самозащиты, в ситуациях, опасных для их здоровья и жизни.
Возрастные особенности детей (от 4 до 6 лет)
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив.
В группах начинают выделяться лидеры.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования :
• ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
• ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
II. Содержательный раздел
Содержание программы
1. Ребенок на дороге.
1.1. Безопасность на дорогах.
1.2. Кого называют пешеходом,
водителем и пассажиром, что такое транспорт.
1.3. Что такое проезжая часть дороги.
1.4. Сказка о колобке.
1.5. Если ты потерялся или заблудился.
1.6. Внешность человека может быть обманчива.
1.7. Происшествие с игрушками (итоговое).
2. «Огонь – друг, огонь – враг»
2.1. Знакомство с профессией пожарного. Пожарная машина.
2.2. Пожар - это опасно.
2.3. О поведении во время пожара.
2.4. Чем опасен дым.
2.5. Пожароопасные предметы.
2.6. Хрюша попал в беду.
2.7. Осторожно – огонь! (итоговое)
3. Здоровый ребенок.
3.1. Врачи – наши друзья.
3.2. Болезни и первая помощь.
3.3. Витамины – полезны для здоровья.
3.4. Тело человека.
3.5. Смотри во все глаза.
3.6. Чистота и здоровье.
3.7. Мы болеть не будем. (итоговое)
4. Ребенок дома.
4.1. Когда ты дома один.
4.2. Если «чужой приходит в дом».
4.3. Балкон, открытое окно и другие опасности.
4.4. Предметы, требующие осторожного обращения.
4.5. Использование и хранение опасных предметов.
4.6. Как вызвать милицию и скорую помощь.
4.7. Один дома (итоговое)
5. Ребенок и природа.
5.1. Мир природы.
5.2. Лесные опасности.
5.3. Маленький да удаленький.
5.4. Собака бывает кусачей.
5.5. Безопасность у воды зимой и летом.
5.6. Ребенок и комнатные растения.
5.7. Игры в лесу (итоговое)
Психолого-педагогическая работа с детьми 4-6 лет.
Блок
Цели и задачи.
Дети на дороге
- закреплять знания детей о правилах дорожного движения: переходить улицу только со взрослым, на зелёный сигнал светофора
- познакомить детей с дорожными знаками, «Остановка общественного транспорта», «Дети», «Пешеходный переход»
- закреплять знания детей о правилах поведения в общественном транспорте
-объяснить детям,что, чтобы помочь себе, ребенок должен: уметь обращаться за помощью к взрослым, знать и называть свое имя и фамилию, знать и называть свой возраст, свой полный домашний адрес (улица, дом, квартира).
Огонь – друг, огонь - враг
- сформировать у детей чёткое представление о пожароопасных предметах которыми нельзя самостоятельно пользоваться, (свеча, печь, обогреватель, зажигалка)
- научить делать выводы о последствиях неосторожного обращения с опасными предметами
- научить детей пользоваться телефоном для вызова пожарных (01, милиции (02, скорая помощь (03)
Ребенок дома
- продолжать учить правильно вести себя дома, когда вдруг остаешься один, формировать представление о том, что нельзя открывать двери никому из посторонних.
-научить правильному обращению с предметами, требующих осторожного обращения.
Ребенок и природа
- продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривая растения, не наносить им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых; не брать на руки бездомных животных
- объяснять детям, что нельзя рвать растения без разрешения взрослых и есть их – они могут оказаться ядовитыми
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Старшая группа
№ п/п Тематика Количество занятий Месяц
1. Ребенок на дороге
1.1 Безопасность на дорогах 1 сентябрь
1.2 Кого называют пешеходом,
водителем и пассажиром, что такое транспорт.
1
сентябрь
1.3 Что такое проезжая часть дороги.
1 сентябрь
1.4 Сказка о колобке. 1 сентябрь
1.5 Если ты потерялся или заблудился.
1 октябрь
1.6 Внешность человека может быть обманчива.
1 октябрь
1.7 Происшествие с игрушками (итоговое).
1 октябрь
2. «Огонь – друг, огонь – враг»
2.1 Знакомство с профессией пожарного. Пожарная машина. 2 октябрь
2.2 Пожар - это опасно.
1 ноябрь
2.3 О поведении во время пожара.
1 ноябрь
2.4 Чем опасен дым.
1 ноябрь
2.5 Пожароопасные предметы. 1 ноябрь
2.6 Хрюша попал в беду.
1 декабрь
2.7 Осторожно – огонь! (итоговое) 1 декабрь
3. Здоровый ребенок.
3.1 Врачи – наши друзья.
1 декабрь
3.2 Болезни и первая помощь.
1 декабрь
3.3 Витамины – полезны для здоровья 1 январь
3.4 Тело человека. 1 январь
3.5 Смотри во все глаза.
1 январь
3.6 Чистота и здоровье 1 февраль
3.7 Мы болеть не будем. (итоговое)
1 Февраль
4. Ребенок дома.
4.1 Когда ты дома один.
1 февраль
4.2 Если «чужой приходит в дом».
1 февраль
4.3 Балкон, открытое окно и другие опасности 1 март
4.4 Предметы, требующие осторожного обращения 1 март
4.5 Использование и хранение опасных предметов.
1 март
4.6 Как вызвать милицию и скорую помощь. 1 март
4.7 Один дома (итоговое)
1 апрель
5. Ребенок и природа.
5.1 Мир природы.
1 апрель
5.2 Лесные опасности. 2 апрель
5.3 Маленький да удаленький.
1 апрель
5.4 Собака бывает кусачей.
1 май
5.5 Безопасность у воды зимой и летом 1 май
5.6 Ребенок и комнатные растения.
1 май
5.7 Игры в лесу (итоговое)
1 май
Итого: Количество НОД старшая группа – 36 занятий
III. Организационный раздел
Рабочая программа предусматривает следующие формы работы :
- индивидуального и дифференцированного подхода т. е. учёт личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
- взаимодействия «дети - дорожная среда», «дети - пожарная безопасность», «дети - личная безопасность». Чем меньше возраст ребёнка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребёнка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
- возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов; правила пожарной безопасности; соблюдение правил личной безопасности.
- социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения.
-самоорганизация, саморегуляция и самовоспитания.
Эти формы реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения.
Кружковая работа, способствующая успешному развитию навыков ОБЖ у детей старшей группы проводится во второй половине дня, один раз в неделю по 20-25 минут, 36 занятий в год
В конце каждого учебного блока проводится итоговое мероприятие (развлечение, досуг)
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13
Весь учебно-практический материал разделен на 5 блоков:
«Ребенок на дороге», «Огонь – друг, огонь – враг!», «Здоровый ребёнок», «Ребенок дома», «Ребенок и природа».
Программа составлена с учетом образовательных областей:
«Социально- коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие», «Речевое развитие»; «Художественно- эстетическое развитие»; «Физическое развитие».
При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках ВООД, но и при проведении режимных моментов - как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Программа предусматривает работу с родителями :
Родительские собрания, консультации, наглядная информация, папки передвижки, памятки, индивидуальные беседы.
Материально-техническое обеспечение:
1. Для эффективности и проведения кружковой работы в группе имеется уголок ОБЖ, где созданы условия для практической работы с наглядными пособиями:
- пожарная безопасность
- набор плакатов по правилам безопасного поведения на дорогах.
-дорожные знаки
2. Демонстрационный материал для совместной и самостоятельной деятельности.
3. Игровой дидактический материал («На воде и в природе»; «Во дворе и на улице»)
4. Обучающие карточки («Безопасность дома и на улице»; «Что такое хорошо и что такое плохо»).
5. Машины для игр по ПДД
6. Настольно-дидактические игры.
7. Иллюстрации по ПДД, ПБ, познавательная и художественная литература.
Список литературы
1. Т. Г. Храмцова «Воспитание безопасного поведения в быту» учебное пособие. Москва 2005г.
2. Т. Г. Храмцова «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице». учебное
пособие Москва 2007г.
3. Т. В. Иванова «Пожарная безопасность» разработка занятий старшая группа. Волгоград 2005г.
4. Е. Я. Хабибуллина «Дорожная азбука в детском саду» конспекты занятий
Санкт – Петербург 2010г.
5. Т. А. Шорыгина «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5 – 8 лет»
Москва 2010 г.
6. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного
возраста», «Безопасность» воспитатель №2 2009 г.
7. И. А. Бойчук «Организация безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»
дошкольная педагогика ноябрь 2008г.
8. Н. А. Горохова, Н. И. Колесник, Е. А. Кузнецова «Берегись огня!» сборник
методических разработок к занятиям по пожарной безопасности дошкольных
образовательных учреждениях. Екатеринбург 2006г.
9. Елисеева,Л. Н. Хрестоматия для маленьких/ М. : Просвещение,1982
10. Дзюба, П. П. Дидактическая копилка воспитателя детского сада. / Ростов- на – Дону. 2009
11. Н. С. Голицына ОБЖ для младших дошкольников. Москва «Издательство «Скрипторий 2003 2012