Бурнашева Валентина
Кружковая работа «Пальчиковый театр»
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковый театр- это набор фигурок- персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие- то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок, уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет сыграть роль любого героя, прекрасный речевой и сенсорно- двигательный тренажер.
Публикация «Кружковая работа „Пальчиковый театр“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Мелкая моторика
- Пальчиковый театр
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики- один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и навыков ручной умелости.
Направленность программы:
Программа включает в себя следующие разделы:
-пальчиковая гимнастика;
-пальчиковые игры;
-инсценировки;
-игры и действия с предметами.
Целью является приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность. Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей.
Задачи:
-Образовательные: формировать, активизировать у детей речевую активность;
-Развивающие: развивать интонационную выразительность речи, мышление, развивать мелкую моторику с помощью пальчиковых игр, развивать артистические, творческие способности;
-Воспитательные: воспитывать любовь к сказкам, умение сопереживать героям сказок, попавшим в беду, желание прийти на помощь.
Техническое обеспечение: музыкальный центр, компьютер, проектор.
Режим занятий:Программа рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в группах 10 человек 20-30 минут согласно действующим СанПиН.
Тематический план работы кружка пальчикового театра (4-5лет).
Месяц Тема Содержание
Сентябрь «Что такое театр?» Выявление знаний детей о театре (беседа). Знакомство с историей возникновения театра. Дать представление о профессиях людей работающих в театре.
«Знакомство с видами театров» Дать представление о разных видах театров.
Октябрь «С чего начинается театр» Закрепление знаний о театре, его назначении и видах. Знакомство с правилами поведения в театре.
«Из какой сказки?» Знакомить с куклами театральной студии. Развивать у детей умение определять, из какой данные куклы.
«Жесты» Поощрять желание участвовать в театрально-игровой деятельности. Обогащать словарный запас детей. Поддерживать стремление самостоятельно создавать игровые образы с помощью жеста.
Ноябрь «Мимика» Поощрять желание участвовать в театрально-игровой деятельности. Обогащать словарный запас детей. Поддерживать стремление самостоятельно создавать игровые образы с помощью мимики
«Движения» Поощрять желание участвовать в театрально-игровой деятельности. Обогащать словарный запас детей. Поддерживать стремление самостоятельно создавать игровые образы с помощью движений.
«Эмоции» Поощрять желание участвовать в театрально-игровой деятельности. Обогащать словарный запас детей. Поддерживать стремление самостоятельно создавать игровые образы с помощью эмоций.
«Инсценируем потешки» Поощрять желание участвовать в театрально-игровой деятельности. Обогащать словарный запас детей, побуждать их включаться в беседу, отвечать на вопросы педагога. Формировать умение характеризовать душевное состояние и настроение человека и животного. Поддерживать стремление самостоятельно создавать игровые образы с помощью движения, мимики, жеста.
Декабрь «Пальчиковый театр» Знакомить с пальчиковым театром. Закреплять умение внимательно смотреть и слушать кукольный спектакль, сосредоточивать внимание на происходящем, после просмотра спектакля участвовать в обсуждении.
«Путешествие в сказку «Курочка Ряба»» Продолжить знакомство с пальчиковым театром. Обучать детей приемам манипулирования пальчиковыми куклами. Разучить пальчиковый спектакль «Путешествие в сказку «Курочка ряба»»
«Путешествие в сказку «Колобок»» Закрепление знаний о пальчиковом театре. Обучать детей приемам манипулирования пальчиковыми куклами. Разучить пальчиковый спектакль «Путешествие в сказку «Колобок»»
«Настольный театр» Знакомить с настольным театром. Закреплять умение внимательно смотреть и слушать кукольный спектакль, сосредоточивать внимание на происходящем, после просмотра спектакля участвовать в обсуждении.
Январь «Путешествие в сказку «Репка»» Продолжить знакомство с настольным театром. Обучать детей приемам манипулирования деревянными моделями настольного театра. Приучать внимательно слушать партнера, вовремя произносить свои реплики. Развивать мелкую моторику рук. Разучить настольный спектакль «Путешествие в сказку «Репка»»
Путешествие в сказку «Три поросенка»» Совершенствование приемов манипулирования деревянными моделями настольного театра. Приучать внимательно слушать партнера, вовремя произносить свои реплики. Развивать мелкую моторику рук. Разучить настольный спектакль «Путешествие в сказку «Три поросенка»
«Конусный театр» Изготовление конусных кукол для театра из бумаги.
Февраль «Путешествие в сказку «Теремок»» Совершенствование приемов манипулирования конусными куклами. Приучать внимательно слушать партнера, вовремя произносить свои реплики. Развивать мелкую моторику рук. Побуждать самостоятельно придумывать движения для куклы. Разучить настольный спектакль «Путешествие в сказку «Теремок»»
«Кукольный театр» Продолжать знакомство с кукольным театром. Закреплять умение внимательно смотреть и слушать кукольный спектакль, сосредоточивать внимание на происходящем, после просмотра спектакля участвовать в обсуждении.
«Путешествие в сказку «Три медведя» Совершенствование приемов манипулирования куклами-игрушками. Приучать внимательно слушать партнера, вовремя произносить свои реплики. Развивать мелкую моторику рук. Побуждать самостоятельно придумывать движения для куклы. Разучить настольный спектакль «Путешествие в сказку «Три медведя»»
Март «Театр ложек» Продолжать знакомство с театром ложек. Изготовление кукол для театра из ложек.
«Придумаем сказку» Закреплять знание правил манипулирования ложковыми куклами. Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. Побуждать детей к импровизации.
«Театр из бросового материала» Продолжать знакомство с театром из бросового материала (коробочек, одноразовых стаканчиков и т. д.). Изготовление кукол для театра из бросового материала.
Апрель «Театр на дисках» Продолжать знакомство с театром из дисков. Изготовление кукол для театра на дисках.
«Театр масок» Продолжать знакомство с театром масок. Изготовление масок для спектакля.
«Сказка о глупом мышонке» Формирование у детей интереса к театрализованной деятельности. Побуждать принимать участие в спектакле. Развивать стремление различать и изображать различные эмоции с помощью мимики и жестов. Побуждать понимать душевное состояние литературного персонажа, сочувствовать ему, изображать его с помощью мимики и жестов.
Тематический план работы кружка пальчикового театра (5-7лет)
месяц тема задачи
Сентябрь Первое посещение студии в новом учебном году. Игра «Назови свое имя ласково»
Пантомимические задания. Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности.
Представьте себе… Вызвать у детей радостный, эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить детей интонационно проговаривать фразы; развивать воображение.
Встреча со знакомыми сказками. Способствовать снятию психологического напряжения и мышечному расслаблению.
Настольные театр «Два жадных медвежонка» Учить владеть куклой, согласовывать слова с вождением куклы.
Октябрь Инсценировки- импровизации Развивать творчество
Беседа о театре. Д/игра «Сложи сказку», «Доскажи словечко» Расширять словарь театральных терминов
Показ сказки детям «Лучшие друзья» Поддерживать стремление детей участвовать в показе сказки
Литературная страничка произведений С. Я. Маршака
(игры, загадки) Расширять знания детей о произведениях С. Я. Маршака.
Развивать воображение, мимику, жест, пластику.
Ноябрь Сказка «12 месяцев» С. Маршака Познакомить детей со сказкой. Учить с помощью мимики, интонации передавать характер персонажей, их отношение к людям.
Театральная игротека «Веселые стихи» Закрепить умение владеть театральными куклами. Развивать четкую, выразительную речь.
Репетиция сказки «12 месяцев» С. Маршака Работа над мимикой, жестами. Учить детей импровизировать.
Этюд «Живая картинка» На развитие воображения, пластики, мимики.
Декабрь «Веселые сочинялки» Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети. Развивать связную речь детей (диалогическую).
Подготовка к спектаклю «12 месяцев» Продолжать участвовать в театральной деятельности, пробовать проявлять себя в разных ролях, испытывать радость от общения.
Янвварь Показ спектакля «12 месяцев» С. Маршака Помочь детям испытать чувство удовлетворения от полученного результата творческой работы
Рассказывание украинской сказки «Рукавичка» (настольный театр) Воспитывать желание детей рассказывать и показывать сказки другим детям
Ритмопластика Развивать гибкость, подвижность кистей, пальцев и рук.
Сказка «3 поросенка» (пальчиковый театр) Упражнять в рассказывании сказок с использованием пальчикового театра.
Февраль «Весна пришла» Учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами. Воспитывать коммуникативные навыки общения, учить сочетать напевную речь с пластическими движениями.
Показ сказки «3 поросенка» для детей средней группы Развивать разговорную речь.
Закрепить у детей представление о том, что в сказке есть мудрое поучение.
Ритмопластика Развивать творчество, воображение и фантазию.
Сказка «Гуси лебеди» Вспомнить содержание сказки
Март «Ладушки-ладушки» Учить воспроизводить текст знакомой сказки в театральной игре, развивать память, учить подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного героя, воспитать доброжелательные отношения и партнерские качества.
Развивать артикуляционный аппарат, формировать живой интерес к русскому фольклору.
Ритмопластика Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки.
Драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом».
Для детей средней группы. Развивать творчество, учить импровизировать.
Культура и техника речи.
Скороговорки. Формировать правильное произношение, артикуляцию, учить детей быстро и четко проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.
Апрель Театральная игра «Сам себе режиссер» Создать условия для импровизации мини-спектакля
Репетиция сказки «Гуси лебеди» Работа над текстом, голосом
Подготовка к спектаклю Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Показ спектакля «Гуси лебеди» Творческий отчет по театральной деятельности.
Форма работы :
-пальчиковая гимнастика;
-пальчиковые игры;
-беседа;
-экскурсия;
-игры и действия с предметами;
-инсценировки.
В целом следует отметить, что кружковая деятельность по пальчиковому театру в группе является одним из показателей уровня развития детей. Кружковая работа показала, что театр позволяет ребенку развивать артистичность, речевые навыки, эмоциональность, гибкость и подвижность пальцев и кистей рук, а также память и воображение. Таким образом, театральная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка.