Веретенникова Елена Борисовна
Кружковая работа «Угадай-ка!» по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении.
Задачи:
- Учить охотно вступать в речевое общение.
- Учить задавать вопросы.
- учить говорить по очереди, не перебивая собеседника.
- Учить составлять короткие описательные рассказы о предметах их ближайшего окружения путём сочинения описательных загадок.
- Учить использовать в речи названия предметов, материалов, из которых они сделаны; названия живых существ и среды их обитания; слова обозначающие свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вкус); степень и качества объектов; слова, обозначающие некоторые видовые и родовые обобщения, а также лежащие в основе обобщений существенные признаки.
Публикация «Кружковая работа „Угадай-ка!“ по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
- Учить свободно пользоваться простыми полными распространёнными предложениями с однородными членами.
- Учить понимать отношения между объектами на основе отгадывания загадок с отрицанием.
- Развивать умение использовать в речи все части речи.
При обучении детей отгадыванию и придумыванию загадок используются следующие методы и приёмы работы.
Наглядные методы:
- наблюдение (осмотр, экскурсии, рассматривание натуральных предметов) :
- словесные методы (беседы на интересные детям темы, разговоры воспитателя с детьми, высказывания детей из личного опыта, чтение журналов, энциклопедических статей, познавательной и художественной литературы, проблемные ситуации)
- практические методы (дидактическая игра, словесная игра, игра-драматизация, инсценировка, подвижная игра, игра-фантазия, обследование предметов, моделирование, проблемно-поисковая деятельность).
Задачи по обучению детей отгадыванию и придумыванию загадок решаются на НОД кружка, в совместной детей и педагога, в самостоятельной детской деятельности.
Связи с другими видами деятельности
1. Познавательная деятельность:
- знакомство с предметами и их свойствами, материалами;
- знакомство с взаимосвязью и взаимодействием целого и частей, освоение родовых и видовых понятий;
- знакомство с природными явлениями и явлениями общественной жизни; с живыми существами и средой их обитания;
- понимание взаимосвязи между живыми и неживыми объектами;
- отношение к происходящему.
2. Развитие речи :
- овладение связной речью;
- формирование грамматической правильности речи и звуковой культуры речи.
3. Изобразительная деятельность:
- рассматривание картин, иллюстраций;
- рисование, лепка, аппликация;
- художественный труд.
4. Музыкальная деятельность:
- прослушивание музыкальных произведений;
- разучивание песен.
5. Художественная литература:
- ознакомление с произведениями писателей и поэтов разных стран.
6. Трудовая деятельность:
- труд в природе;
- хозяйственно-бытовой труд;
- ручной труд;
- интеллектуальный труд.
Игровая деятельность:
- развивающие игры; сюжетно-ролевые игры;
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры;
- подвижные игры.
Учебный план.
1. Рифмованные загадки: отгадывание рифмованных загадок:
- количество часов – 5;
- всего часов – 5.
2. Описательные загадки:
- отгадывание описательных загадок, содержащих 3 – 4 признака:
- количество часов – 5;
- всего часов – 11.
- придумывание описательных загадок, содержащих 4 – 5 признаков (предметы из ближайшего окружения) :
- количество часов 6.
3. Загадки с отрицанием: отгадывание загадок, содержащих не более 4 отрицаний:
- количество часов – 10;
- всего часов – 10.
Планирование
Раздел I. Рифмованные загадки: отгадывание загадок, содержащих ответ в рифме:
1. Тема: «Что такое рифмованная загадка?» Цель: продолжать упражнять в отгадывании рифмованных загадок, опираясь на наглядность.
2. Тема: «Знакомство со схемой» Цель: познакомить со схемой рифмованной загадки.
3. Тема: «Отгадай-ка» Цель: учить отгадывать рифмованные загадки о предметах ближайшего окружения, опираясь на схему.
4. «Подходит – не подходит» Цель: учить подбирать загадки к схеме рифмованных загадок.
5. «Отгадай, кто спрятался» Цель: продолжать учить отгадывать загадки, опираясь на смысловое значение слова.
Раздел II. Описательные загадки:
- отгадывание (по 3 – 4 признакам) :
1. «Что такое описательная загадка?» Цель: продолжать знакомить с описательными загадками.
2. «Угадай, что это?» Цель: учить отгадывать описательные загадки по 3 – 4 признакам, опираясь на наглядность.
3. «Расскажи обо мне» Цель: учить отгадывать загадки, стараясь узнавать домашних животных по описанию характерных признаков внешнего вида и по голосам.
4. «Схема описательной загадки» Цель: учить пользоваться схемой описательной загадки.
5. «Я всё про тебя знаю» Цель: учить отгадывать описательные загадки о предметах ближайшего окружения по схеме.
- придумывание загадок с 2 – 3 признаками предметов:
1. «Расскажи, что видишь?» Цель: учить подбирать наиболее характерные признаки предмета для его описания.
2. «Найди по схеме» Цель: учить сопоставлять отличительные признаки предмета со схемой.
3. «Отгадай мою загадку» Цель: учить придумывать описательные загадки о предметах ближайшего окружения, опираясь на схему (по 4 признакам)
4. «Я тебе загадаю» Цель: учить придумывать описательные загадки по 4 признакам о предметах ближайшего окружения по схеме.
5. «Самый загадочный» Цель: упражнять в придумывании загадок по 3 – 4 признакам.
6. «Самая интересная загадка» Цель: закрепить навыки речи-описания.
Раздел III. Загадки с отрицание: отгадывание загадок, содержащих не более 5 отрицаний:
1. «Что такое загадка с отрицанием?» Цель: познакомить с загадками с отрицанием.
2. «На что похоже?» Цель: учить отгадывать загадки с отрицанием на основе наглядности (игрушка)
3. «Найди сходства» Цель: учить находить идентичные признаки у предметов ближайшего окружения.
4. «Найди отличия» Цель: учить находить отличия у предметов ближайшего окружения.
5. «Найди один из многих» Цель: учить отгадывать загадки с отрицанием о предметах ближайшего окружения на основе наглядности (несколько предметов, похожих, например, по форме)
6. «Что это?» Цель: учить отгадывать загадки с отрицанием о предметах из группы (не более 5 отрицаний)
7. «Кто это?» Цель: учить отгадывать загадки с отрицанием о животных, знакомых детям (не более 5 отрицаний, с простыми сравнениями, по картинке.
8. «Угадай, что я задумал?» Цель: учить отгадывать загадки с отрицанием о предметах без наглядности.
9. «Кто придёт к нам в гости?» Цель: учить отгадывать загадки о животных без наглядности.
10. «Знаешь ли ты свою группу?» Цель: закрепить навыки отгадывания загадок с отрицанием (не более 4 отрицаний)