Папки-передвижки

Танец — как средство создания театрального образа у детей старшего дошкольного возраста. Кружковая работа в ДОУ

Наталья Нагорная
Танец — как средство создания театрального образа у детей старшего дошкольного возраста. Кружковая работа в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

На сегодняшний день единой точки зрения на преподавание танцевального искусства в ДОУ практически не существует, но невозможно оспорить тот факт, что именно детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке, танцу. И это позволяет смотреть на обучение элементам танцевального искусства в дошкольном учреждении как на важный и нужный процесс развития детей.

Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения к хореографии. Поэтому преподавание элементов танцевального искусства подчас сводится только к автоматическому заучиванию танцев для выступления на утренниках, конкурсах. Но не берется во внимание то, что танец, как и музыка, это огромный мир искусства, а не какая-то вспомогательная часть, служащая для украшения детского праздника или для престижа педагога. Если преследовать только эти цели, и чисто механически заучивать набор движений, то вряд ли подобные занятия принесут большую пользу детям и вряд ли они вызовут у детей положительные эмоции.

Публикация «Танец — как средство создания театрального образа у детей старшего дошкольного возраста, Кружковая работа в ДОУ» размещена в разделах

К сожалению, в нашей культуре, и педагогика дошкольного образования не исключение, подразумевается, что танец – это либо профессиональное искусство, либо бесполезное развлечение. И именно такое отношение к танцевальному искусству мы наблюдаем в большинстве дошкольных учреждениях. Хореографы либо пытаются перенести на маленьких детей законы профессиональной хореографии (что для детей младшего возраста в силу многих причин является недоступным, либо вообще забывают о возможностях танца.

Танцевальная деятельность очень нравится детям. И работать с ними – значит ежедневно отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт, приобщать маленького человека к миру прекрасного. Танец, также как и музыка, обладает уникальной возможностью воздействия на эмоциональное состояние, на чувства и на мировоззрение ребенка.

Для преподавания элементов танцевального искусства в ДОУ педагогу необходимо, в первую очередь, самому четко представлять что такое танец, и какие функции он в себе несет.

«Соврем6енный словарь справочник по искусству» дает такое определение танцу: Танец – один из древнейших видов искусства выделившийся из первичного единства с музыкой и пением из целостного ритуального действа. Танец раскрывает внутренний мир человека, передает эмоционально эстетическую оценку бытие средствами выразительных движений человеческого тела.

А известный хореограф из Австралии Стефан Пейдж писал: «Танец – это изначальная, наиболее древняя форма человеческого выражения. Через тело и язык движений танец обретает глубинную связь с эмоциональным и духовным миром.

Танец – это универсальный язык. Он воплощает человеческую идентичность и празднование человеческого духа. Танец – это творческое сердце родства всего живого. Танец – это универсальное священное лекарство».

Танец существует столько же тысячелетий сколько и человек. Человеческое общество еще в начале своей истории через движение открыло способы выражения своих эмоций и мыслей. В танце нет слова, но выразительность пластики человека настолько сильна, что язык танца понятен всем, он интернационален.

Интегративный смысл танца состоит в том, что: интеллектуальные, эмоциональные, физические и духовные процессы в танце соединяются в одно единое целое действие. Для выражения чувств в танце нет посредника, такого как музыкальные инструменты для музыканта или холст и краски для художника. И создателем и инструментом является само тело человека.

По мнению авторов книги «Интегративная танцевально-двигательная терапия» (Козлов В. В., Гиршон А. Е., Веремеенко Н. И.) танец может : «быть способом общения; быть способом самовыражения, позволяющим ощутить танцорам и зрителям чистую радость движения; воплощать весь спектр человеческих чувств; рассказывать истории; усиливать, дисциплинировать, обновлять и питать целостность личности; в некоторых культурах – исцелять, спасать душу, давать земное воплощение богам; сохранять и изменять культурные традиции; изменять человека, изменять его/ее самоощущение; изменять состояние, облегчать депрессию; приносить ощущение компетентности и силы; помогать человеку стать другим (а на время – совсем другим); помогать понять другие культуры и благодаря этому лучше понять собственную культуру».

Именно эти возможности делают танец эффективным и естественным, целостным и гармоничным способом и развития ребенка и психологической работы.

Учитывая все изложенные возможности танца педагог, именно в дошкольном образовательном учреждении, при работе с детьми обязательно должен учитывать не только профессиональную сторону танцевального искусства, а в большей мере терапевтическое направление в танцевальной деятельности.

История танцевальной терапии, также как и сам танец, берет свое начало с давних пор, от ритуальных танцев. Еще до появления человеческой речи средством общения предков были жесты и мимика, движения и танец. Язык человеческого тела всегда был эффективным способом самораскрытия, т. е. выражения естественных реакций человека и его сокровенных душевных переживаний. С давних пор танец и музыка являются способом выражения чувств и эмоций, которые нелегко было перевести в слова.

Маленькие дети владеют естественной грацией и свободой тела. Шустрые, энергичные, все свое поведение они проявляют через движение. Чем младше ребенок, тем больше свободы и легкости имеет его тело, его движения. Сначала всю информацию об окружающем мире ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на различных участках тела есть, так называемые «островки», запоминающие на всю жизнь отрицательные и положительные соприкосновения с окружающим миром, ведь память тела считается самой крепкой памятью. Поэтому при развитии ребенка очень важно оставить на его теле как можно меньше негативных «островков», зажимов и напряжений и здесь важно понимать, что это не только физические раны, травмы, наказания, но в большей степени психологические зажимы на теле, образующиеся в результате эмоциональных проблем и переживаний.

Чем меньше мышечных зажимов и отрицательных отметин на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает.

Различные исследования в области танца и танцевальной терапии, а также собственный опыт работы, позволяет нам сделать вывод что преподавание элементов танцевального искусства в ДОУ может помочь в решении задач физического, эстетического и, в целом психического развития ребенка. В танцевальном искусстве содержится огромный потенциал для общего полноценного становления личности.

Танец может являться и частью театрализованной деятельности. Для развития выразительности исполнения роли необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Одним из таких условий и является создание театрального образа средствами танцевального искусства.

Сама музыка, движения, мимика и жесты помогают ребенку войти в образ. Манера танцевального шага обусловливает в дальнейшем и оттенок выразительной речи героя спектакля. Танцевальный выход ребенка на сценическое пространство дает возможность ему еще до начала текста показать кто он, какой характер у его героя. Благодаря этому маленькому исполнителю уже легче будет говорить слова. Например, если ёжик появляется в спектакле под весёлую музыку, и с игривой манерой исполнения движений, то и общаться он будет в этой манере исполнения.

Так же через танец детям легче передать эмоции героев, их переживания, их действия, даже если у этих героев нет слов. Веточки яблони (девочки) средствами танцевального искусства создают целостный единый образ, хотя он состоит из нескольких исполнителей. Но зритель, когда смотрит танец яблони и веточек, понимает что перед ним не просто взрослый исполнитель и несколько двигающихся детей, а красивая яблоня с грациозными ветками.

Театрализованная деятельность представляет собой синтез искусств, и танец играет одну из важных ролей при создании и раскрытии театрального образа у детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Экскурсия как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возрастаЭкскурсия как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста Цель: выявить уровень сформированости экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: сформировать уровни развития.

Дидактическая игра как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Проблема развития памяти детей актуальна тем, что это психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка,.

Дидактическая игра театрального содержания «Четвертый лишний» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическая задача: закрепление знаний детей о видах кукольного театра, развитие умения классифицировать предметы по существенному признаку,.

Фольклор как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы обусловлена преобразованиями в обществе, обновлением мировоззренческих позиций в области историографии, изменением.

Конспект интегрированного занятия по пропаганде здорового образа жизни для детей старшего дошкольного возраста Цель. Пропаганда здорового образа жизни. Задачи. Уточнить представление детей о том, что такое здоровье и как его сберечь. Развивать понимание.

Педагогическая мастерская по методу проекта «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»Педагогическая мастерская по методу проекта «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в настоящее время является особенно актуальной.

Программа по формированию основ здорового образа жизни «Нехворайка» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность: Настоящее время характеризуется достаточно быстрыми изменениями природной и социальной среды, а также ведёт к физическим,.

Театрализованные игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста Автор: воспитатель ГБДОУ ЦРР – детский сад № 60 Красносельского района, Санкт-Петербурга. Е. Ю. Позднякова. Развитие связной речи является.

Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Школа здорового образа жизни» Цель: способствовать формированию у дошкольников здоровье сберегающего взаимодействия с миром. Задачи: -Создавать положительный эмоциональный.

Формирование графического образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕХНИК Проблема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Танец — как средство создания театрального образа у детей старшего дошкольного возраста. Кружковая работа в ДОУ
Опубликовано: 21 сентября 2015 в 22:53
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Танец — как средство создания театрального образа у детей старшего дошкольного возраста. Кружковая работа в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Нагорная (УИ 369481) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД