Эльвира Филимонова
«Кружковая работа как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС ДО ориентировал педагогов на признание самоценности дошкольного детства как уникального периода в жизни человека, исходя из этого, задача педагога состоит не только в подготовке ребенка к школе, но и в обеспечении условий для полноценного проживания этого уникального периода.
На сегодняшний день педагогам детских садов приходится постоянно искать новые интересные формы работы с детьми и одной из таких форм является дополнительное образование, позволяющее обучающимся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя.
Публикация «„Кружковая работа как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Для успешной реализации "Программы воспитания и обучения в детском саду", мы считаем ведение кружковой работы важным и практически действенным.
Тема, нашего кружка «Юный эколог», возникла из потребности ответить на волнующий всех нас вопрос - что ждет нашу Землю в будущем? Во многом это зависит от того, какими мы воспитываем наших детей.
Приобщение ребенка к природе способствует воспитанию у него многих положительных качеств личности.
Именно сегодня, возникла необходимость воспитывать поколение, которое не только бы знало, что такое загрязнение окружающей среды
и как оно влияет на здоровье человека, на состояние живой природы, но и эти знания стали бы для них побудительным мотивом экологически целесообразного поведения, их жизненным смыслом. Вряд ли мы встретим сегодня человека, который бы не слышал слово «экология», но далеко не всем оно понятно. А значение этого слова простое и близкое каждому: «экология – наука о доме».
Дом есть не только у человека,дом есть у каждого живого организмаДома всем хорошо. Дом – это защита от врагов, дома есть пища и вода, поэтому все стремятся в свой дом. Поэтому нужно не только научить детей любить и оберегать свой дом, но и окружающую его среду, ведь это тоже чьи-то дома, где живут дети и родители пусть очень маленькие,а иногда даже незаметные, но очень нам нужные. Именно в дошкольном возрасте важно напитать душу ребенка добротой и воспитать такие качества, как сочувствие, внимательность, самостоятельность, активность и доброжелательность.
Педагогическая целесообразность кружка в том, что она дает возможность детям для самоопределения в социуме формирует эстетическое восприятие природы, умения воплощать увиденное в практической творческой деятельности.
Программа направлена на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Формирование «культуры творческой личности» (А. Б. Бакушинский) предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему са-мореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
Специфика данной программы в том, что:
- знание детей усложняются и конкретизируются в соответствии с возрастными особенностями.
- содержание предполагает изучение тем по экологии особенности строение цветка, листа, соцветия и их виды.
- ведущие виды деятельности для детей дошкольного возраста - поисково-познавательная деятельность, творческая работа.
- использование технологии арт- терапии для проявления свободного творческого самовыражения и появление членами группы в ходе занятий с природным материалом своих чувств, мыслей, фантазий.
Основной целью кружка «Юный эколог» является формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через художественно - эстетическое восприятие природы и отображения ее в декоративно-прикладном творчестве.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Передача и накопление опыта эстетического отношения к миру, формирование экологической культуры ребенка, воспитание духовно богатой личности.
2. Передача и приумножение опыта творческой деятельности, формирование «культуры творческой личности».
3. Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучение «языку изобразительного искусства».
4. Сообщение с учётом возрастных особенностей детей знаний в области изобразительного искусства, приобщение к мировой художественной культуре.
Возраст детей : 3-7 лет.
Программа рассчитана на четыре года обучения (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы). Система художественно-творческих заданий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.
Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять12 человек.
Занятия проводятся с сентября по май один раз в две недели, в вечерний отрезок времени, продолжительность занятий 20 минут.
Формы занятий - тематическая совместная деятельность (игры, беседы, практические работы, викторины, экскурсии, рассматривание репродукций картин, творческие работы, практикумы, выставки).
Ожидаемые результаты:
К семи годам ребё нок:
1. Воспринимает и эмоционально реагирует на художественный образ и средства выразительности в произведениях изобразительного искусства разных видов и жанров;
2. Эмоционально откликается на красоту природы;
3. Может передать сюжетную композицию, используя разные её варианты (многоплановую, линейную);
4. Владеет комплексом технических навыков и умений, необходимых для её реализации;
5. Владеют навыками культуры труда.
Работа кружка ведется в соответствии с учебно-тематическим планом. В нем помесячно распределены темы занятий, техника в которой будет изготовлено изделие и программное содержание.
Структурная особенность программы — блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Содержание каждой ступени основывается на четырех тематических блоках: «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства».
1. Вторая младшая группа «Художник, природа и я».
2. Средняя группа «Художник и природа родного края».
3. Старшая группа «Художник и природа нашей страны».
4. Подготовительная к школе группа «Художник и природа пяти континентов».
Кружковая работа предусматривает занятия на открытом воздухе, когда любование природой связывается в сознании детей с узнанным на занятиях, а впечатления, полученные во время прогулки, непосредственно отражаются в детском творчестве.
С детьми младших групп предлагается проводить занятия в живом уголке, а для подготовительной к школе группы организовать поездку в зоопарк, посетить музей, посмотреть на подлинные произведения искусства, предметы быта, окаменелые ископаемые, показать слайд-фильм, состоящий из выразительных кадров.
Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно-творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.
Содержательная основа кружка «Юный эколог» экологична по своей сути. Основная смысловая установка этого кружка заключается в том, что экология природы и экология культуры — грани одной проблемы: сохранения в человеке человечности. Ребенок-художник, наблюдая за природой, выражает в творчестве свое видение происходящих в ней явлений. Воспитатель помогает ребенку «открыть глаза» на видимый им мир, реализуя основной методический принцип программы — одухотворение природных явлений.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Формы занятий: экскурсии, беседы, рассматривание репродукций картин, творческая деятельность – художественное рисование.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса :
• Беседы, рассказ, сказка, стихотворение; слушание музыкальных произведений; рассматривание иллюстраций, репродукций картин великих художников; показ образца выполнения последовательности работы.
• Дидактический материал: дидактические игры «С какого дерева листок?», «Одинаковые-разные», «На что похож листок?» и т. д. ; репродукции картин; чтение стихотворений и т. д. ;
• Техническое оснащение занятий: бумага разного формата, акварель, карандаши, фломастеры, уголь, мел, восковые карандаши, ножницы, клей, картон, салфетки матерчатые и бумажные.
• Формы подведения итогов по каждому разделу: тематические выставки в группе и индивидуальные выставки в коридоре МБДОУ, участие в конкурсах.
Творческие занятия строятся на создании детьми 3-7 лет изображений различными художественными материалами (гуашь, акварель, уголь и др.) «одухотворённых образов» неба, земли, деревьев, трав, цветов, овощей, фруктов и т. д. Акцент делается на том, что художественные образы всегда уникальны, потому что создаются в сотворчестве с великим художником – Природой.
Дети с интересом занимаются в кружке, осваивают новые приемы работы, создают оригинальные композиции, сувениры, подарки для своих близких. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает интерес к работе, приносит удовлетворение результатами своей деятельности. Благодаря занятиям художественно-эстетической направленности воспитанники детского сада успешно реализовывают свой творческий потенциал.