Ольга Медвецкая
Программа кружковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная логика»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»
Принято Утверждено
педагогическим советом приказом №___от «__»___20___
Протокол №___ Заведующая МБДОУ
от «___»___20___г. ___ В. А. Комарова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по развитию логического мышления детей
«Занимательная логика»
Автор-разработчик:
Публикация «Программа кружковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста „Занимательная логика“» размещена в разделах
Медвецкая Ольга Александровна,
воспитатель
рп. Усть – Абакан, 2020
Табель посещаемости (2020-2021 уч. год)
Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май
№
Ф. И. ребенка
18
25
2
9
16
23
6
13
20
27
4
11
18
25
15
22
29
5
12
19
26
5
12
19
26
2
9
16
23
7
14
21
28
1. Акулова Стеша
2. Горбатова Даша
3. Докторенко Олег
4. Дёмина Лиза
5. Елистратова Софа
6. Зайцева Даша
7. Ибе Даниил
8. Колесников Дима
9. Коротков Кирилл
10. Копылов Ваня
11. Лейнвальд Полина
12. Максимова Софа
13. Савельева Алина
Пояснительная записка
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т. к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.
Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л. А. Венгера «для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире. Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…»
Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил.
Цель: создание условий по овладению детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности.
Задачи:
1. формировать умения находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками, складывать по образцу постройки из конструктора, складывать разрезанную картинку из 2-4 частей и т. д.
2. развивать умение называть обобщающим словом группу предметов, находить лишний предмет в каждой группе, находить пару каждому предмету, подбирать противоположные слова.
3. способствовать развитию логического мышления, способности к саморазвитию.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 25 минут во второй половине дня, по пятницам.
Занятия кружка «Занимательная логика» создают условия для формирования у детей способности к саморазвитию. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры. В программе использованы математические развлечения: задачи – шутки, загадки, головоломки, словесные игры, пальчиковые игры, игры со шнуровкой, лабиринты, игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Например: «Найди недостающую фигуру», «Найди лишнее», «Чем отличается?», «Найди пару»» и др. Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения.
Большое место на занятиях кружка занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной деятельности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение и др., вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний.
В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, на расширение знаний о величине, форме, размере предметов.
Используемые методы:
- практические (игровые);
- развития;
- исследования;
- экспериментирование;
- моделирование;
- воссоздание;
- преобразование;
- конструирование.
Развивающая среда:
Палочки для моделирования.
Обучающие настольно-печатные игры.
Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов.
Геометрические мозаики и головоломки.
Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной и коллективной работы.
Простые карандаши.
Набор цветных карандашей.
Шаблон с геометрическими фигурами.
Ожидаемые результаты
В результате проведения занятий кружка дети будут уметь :
выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;
сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам);
ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу;
разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
сопоставлять части и целое для предметов и действий;
называть главную функцию (назначение) предметов;
расставлять события в правильной последовательности;
выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;
описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
проводить аналогию между разными предметами;
запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.
работать в парах, подгруппах; проявлять доброжелательное отношения к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.
Итогом работы кружка являются : овладение детьми среднего дошкольного возраста приемами логического мышления.
Время проведения кружка :
Пятница, 16.00 – 16.25
Содержание кружковой деятельности «Занимательная логика»
№
п/п Время
проведения Тема занятия Методическое сопровождение
1. 18.09.20 День рождения колобка Т. М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж: ИП Лакоценин С. С. 2009.
2. 25.09.20 Волшебные палочки. В Волина. Праздник числа.
3. 02.10.20 Загадки осени. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Просвещение, М., 1990.
4. 09.10.20 Учимся рассуждать.. Популярное пособие для родителей и педагогов. И учеба, и игра: математика. Ярославль «Академия развития» 1997г
5. 16.10.20 Поиск закономерностей. Занимательная математика для детей. Издательство
«Знание». Москва 1993
6. 23.10.20 Сказочный лабиринт.. Воскобович В. В., Харько Т. Г. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты», С-Петрбург, 2003.
8. 06.11.20 Лесные животные. Ю. Г. Тамберг «Как научить ребёнка думать» -Ростов н/Д. Феникс. 2007.- 445 с.
9. 13.11.20 Учимся сравнивать. Васильева Н. Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, 1997.
10. 20.11.20 Веселый счет. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей). М., 1984.//
11. 27.11.20 Собираем картинки. Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для детей 2-5 лет. М., 2008.
12. 04.12.20 Мы - изобретатели. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2008.
13. 11.12.20 Логические цепочки. Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998.
14. 18.12.20 Вверх или вниз. Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1998.
15. 25.12.20 Ученый кот. Немов Р. С. Психология. Книга 1. М., 2001
16. 15.01.21 Путешествие на поезде. Светлова И. Логика. М., 2007.
17. 22.01.20 Незнайкины помощники. Васильева Н. Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, 1997.
18. 29.01.21 Овощи и фрукты. Васильева Н. Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, 1997.
19. 05.02.21 Пчелка Майя. Васильева Н. Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, 1997.
20. 12.02.21 Животные из Африки. Игралочка-ступенька к школе. Математика для детей 6-7 лет. Ч. 4 (1-2). Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е
21. 19.02.21 Загадки - шутки. Светлова И. Логика. М., 2007.
22. 26.02.21 Сказочный лабиринт. Никитин Б. П. 'Ступеньки творчества или развивающие игры' \\3-е издание, дополненное - Москва: Просвещение, 1990
23. 05.03.21 Ориентирование в пространстве. Б. П. Никитин. Ступеньки творчества или развивающие игры. Москва «Просвещение» 1991.
24. 12.03.21 Цвета радуги.
25. 19.03.21 Раз ромашка, два ромашка (веселый Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи» – Сфера, 2010. – 48с
26. 26.03.21 Выкладывание картин из счётных палочек. Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998.
27. 02.04.21 «Логические цепочки». Светлова И. Логика. М., 2007.
28. 09.04.21 Логический поезд», «Назови одним словом» Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи» – Сфера, 2010. – 48с
29. 16.04.21 «Разложи на группы» Б. П. Никитин. Ступеньки творчества или развивающие игры. Москва «Просвещение» 1991.
30. 23.04.21 Решение логических задач. З. АМихайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Просвещение, М., 1990.
31. 07.05.21 Занимательные вопросы, загадки – шутки З. АМихайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Просвещение, М., 1990.
32. 14.05.21 Витаминка путешествует.. Т. М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж: ИП Лакоценин С. С. 2009.
33.
21.05.21 «Чем похожи и чем отличаются
Ю. Г. Тамберг «Как научить ребёнка думать» -Ростов н/Д. Феникс. 2007.-
34. 28.05.21 Геометрическое конструирование. Светлова И. Логика. М., 2007.