Эльвира Белова
Организация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Организация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста
Время не стоит на месте, а стремительно бежит вперёд, внося свои изменения в нашу жизнь, и жизнь общества в целом. К большому сожалению, эти изменения часто оставляют негативный след на истории нашего прошлого. Кажется, ещё совсем недавно, в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. Что же происходит сейчас? Наше современное поколение, с появлением различных гаджетов и интернета, теряет связь между поколениями, часто забывая об историческом прошлом и культуре своего народа. Чтобы возродить преемственность поколений, задачей каждого из нас, и общества в целом, является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи, главная цель которого – вырастить достойных граждан и патриотов своей страны. Дошкольный возраст – это тот период, в котором происходит развитие и становление личности ребёнка, поэтому необходимо именно в этом возрасте заложить фундамент национального самосознания. Разнообразие форм знакомства ребёнка с культурой и традициями своего народа, позволит ему приобщиться к национальным традициям, даст возможность самовыражения. Одной из таких форм работы, является кружковая работа с детьми, которую я использую в своей практике. Хочу предложить вашему вниманию методику работы в этом направлении. Для успешной и правильной организации работы необходимо:
Публикация «Организация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
1. Определить цель и задачи, систему направлений работы.
2. Подобрать методическую литературу, пособия.
3. Создать предметно-развивающую среду.
4. Составить перспективно-тематическое планирование.
Желательно оборудовать под русскую избу отдельное помещение в детском саду, как, например, у нас, но если такой возможности нет, можно сделать уголок в группе.
Методика работы с детьми.
Перспективный план работы кружка рассчитан на один учебный год. Занятия проводятся два раза в неделю по подгруппам, продуктивная деятельность, в отдельных случаях может проводиться индивидуально. Занятия, в форме развлечений проводятся со всей группой.
Цель: Формирование у детей первоначальных представлений о жизни русского народа, его культуре и традициях.
Задачи:
-Формировать у детей систему знаний о традициях и истории русской народной культуры
-Формирование духовно-нравственных и патриотических качеств у детей.
-Формировать у детей устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, развивать эстетический вкус.
Направления работы:
1. Знакомство с жизнью и бытом русского народа.
2. Знакомство с народными промыслами.
3. Знакомство с народными играми.
4. Знакомство с народными праздниками.
Все эти направления тесно взаимосвязаны между собой. Каждое направление включает в себя широкое использование русского народного фольклора.
Формы работы: подгрупповые, индивидуальные.
Методы работы:
1. Теоретические: беседы с использованием наглядности, чтение и разучивание фольклора, рассматривание изделий народного быта и народного искусства.
2. Практические: развлечения с использованием народных игр, фольклора, создание детьми собственных изделий по мотивам народных промыслов.
Перспективно-тематическое планирование.
Сентябрь.
1. Знакомство детей с мини-музеем «Русская изба» – рассказать детям об особенностях работы кружка, о правилах поведения в музее, познакомить с названиями предметов быта, чтение пословиц, поговорок о русском народном быте.
2. «Как рубашка в поле выросла» – знакомство детей с крестьянской одеждой, с технологией её изготовления, загадывание загадок.
3. «Терпенье и труд – всё перетрут» – знакомство с основными видами труда крестьян, их орудиями труда, чтение пословиц и поговорок о труде.
4. «Осенины» – беседа о празднике, его приметах и традициях, р. н. игра «Кто с нами».
Октябрь.
1.«Сергей Капустник» – знакомство с историей праздника, его традициями, загадывание загадок, разучивание потешек.
2. Развлечение «Капустные вечерки», народные игры.
3. «Покров Пресвятой Богородицы» – беседа с детьми о значении праздника.
4. «Моя малая Родина» – знакомство детей с историей родного города.
Ноябрь.
1.«Путешествие по народным промыслам» – расширять представления детей о многообразии изделий народно-прикладного искусства, рассматривание изделий русских народных промыслов, чтение стихов, загадывание загадок.
2.«Филимоновские свистульки» – знакомство с творчеством филимоновских мастеров, с историей промысла.
3. Продуктивная деятельность – лепка и роспись филимоновской игрушки.
4. Знакомство детей с народной игрушкой. Изготовление детьми куклы - самоделки – познакомить детей с историей происхождения игрушки.
Декабрь.
1.«Пришёл мороз – береги ухо и нос» – беседа о зиме, её приметах, загадывание загадок о морозе, разучивание заклички «Ты, мороз, мороз!»
2.«Дымковская игрушка» - знакомство детей с народным промыслом, с историей его возникновения, рассматривание изделий, чтение стихов, загадывание загадок.
3. Продуктивная деятельность – лепка и роспись дымковской игрушки.
4. Развлечение «Святой Николай, ты подарки нам раздай!», народные игры.
Январь.
1.«Пришла Коляда накануне Рождества» - беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях, разучивание и пение колядок, слушание русских народных песен.
2. Развлечение «Колядки на Святки», традиционные рождественские народные игры.
3. Беседа по ознакомление детей с народно – прикладным искусством «Золотая Хохлома».
4. Продуктивная деятельность – роспись ложек.
Февраль.
1.«Посиделки в горнице» – беседа о том, как работали и отдыхали люди на Руси, повторение пословиц о труде, музыкально – фольклорная игра «А мы просо сеяли».
2.«Городецкие узоры» – знакомство с городецкой росписью и историей её появления.
3. Продуктивная деятельность – роспись деревянной доски.
4.«Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько! – беседа о празднике, разучивание песен, частушек.
Март.
1. Развлечение «Масленица».
2.«Грач на горе – весна на дворе» – беседа о русских обычаях встречи весны.
3.«Синие цветы Гжели» – знакомство детей с Гжельским художественным промыслом.
4. Продуктивная деятельность – роспись тарелок.
Апрель.
1.«Русская матрёшка» – рассказ об истории создания игрушки, чтение стихов, потешек.
2. Продуктивная деятельность – лепка и роспись матрёшки.
3. «Дорого яичко к святому дню» – беседа об истории возникновения, традициях и обычаях праздника, рассматривание и обсуждение иллюстраций.
4. Продуктивная деятельность – рисование «Украшаем пасхальное яичко»
Май.
1.«Волшебная дудочка» – знакомство детей с русской народной музыкой, с обрядовой функцией музыкальных инструментов.
2.«Поэзия народного костюма» - рассказ о народном костюме с использованием видеоматериалов.
3.«Славна богатырями земля русская» - беседа о русских богатырях, знакомство с былинами.
4. Заключительная беседа о прошлом русского народа, просмотр видеоматериалов.
В результате такой работы, у детей формируются первоначальные представления о культуре русского народа, расширяются знания о многообразии народных праздников и традиций. Знакомство с народными промыслами способствует развитию творческих способностей и эстетического вкуса у детей. А, главное, если есть интерес у детей к таким занятиям, то есть надежда на то, что появится интерес и уважение к историческому наследию своего народа.