Елена Галактионова
Конспект занятия «Казачий перепляс» в рамках кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Кружковая работа Детский казачий кружок «Лазорик» МБДОУ детский сад №27
Составила: Музыкальный руководитель
высшей категории:
Галактионова Е. В
г. Новочеркасск, 2020г.
БЛОК «РОДНЫЕ КАЗАЧЬИ РАСПЕВЫ»
Занятие № 2 «Казачий перепляс»
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Казачий перепляс“ в рамках кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
1. Развивать эмоциональную отзывчивость на казачью народную музыку, возможность творческого самовыражения в песне и пляске, варьирование в движениях.
2. Познакомить с лексикой народной казачьей пляски. Учить двигаться легко, ритмично в соответствии с характером музыки. Сочинять простейшие мелодии на короткие стихи, фразы.
3. Воспитывать интерес и любовь к музыке Донского края, потребность под неё двигаться, узнавать ее.
Музыкальный репертуар: г/з «Казачьи плясовые», ансамбль «Любо»,
Казачьи народные песни «Ай, на горе калина», «Эх, донские казаки».
Оборудование:
Иллюстрации «Движения к донской пляске; белые платочки –по количеству девочек, диск с записью казачьих песен, шапочки воробушкам-2 штуки.
Предварительная работа:
Беседа о характерных движениях казачьей пляски, слушание казачьих песен в исполнении педагогов «Ай, на горе калина», «Эх, донские казаки».
Ход занятия:
Звучит «Ай, на горе калина» в исполнении педагога.
Дети слушают песню, беседуют по содержанию, говорят о характере мелодии, интересных казачьих распевах в припеве:
Удаль моя, жаля, моя, калина,
Жалюшенька - жаля, моя, калина.
Педагог предлагает обыграть песню движениями свободного перепляса.
Педагог: Кто скучает в самом деле? Выходите поскорее!
Ну, скорей ко мне идите, каблучками постучите!
(педагог приглашает девочек.)
Разминка для девочек
Каблучками я стучу,
Казачью плясочку учу!
( «Горошек» - мелкое, дробное постукивание ногами;
«Дробь» - выстукивание ногами простейшего ритмического рисунка;
шаг с приподанием и притоп)
Казачья плясочка моя
З-а-м-е-ч-а-т-е-л-ь-н-а-я!
/ кружение и притопы каблучками/
Педагог: Кто скучает в самом деле?
Выходите поскорее
Ну, скорей ко мне идите
Каблучками постучите! /педагог обращается к мальчикам/
Разминка для мальчиков
Наши казаки - на лошадок сели,
Поскакали, полетели!
/продвижение вперёд- прямой галоп, притопы с приподанием - двигаются по кругу ритмично пристукивая каблучками, «Горошек», «Дробь», присядка, «ползунец» - широкий шаг на полуприсяде, «колесо»/
Педагог: Мы сейчас себя покажем, каблучками постучим,
И платочками помашем, вас с собою пригласим!
Педагог на занятии показывает движения для мальчиков и девочек в казачьей пляске. Совместно с педагогом девочки выполняют следующие движения: "припадание "на левую ножку с притопом, ножки пружинят; "подебаск" – прыжок вправо и три притопа, (тоже в другую сторону, три притопа – "КЛЮЧ", кружение с высоким забрасыванием ног. В правой руке у девочек платочек, которым она играет «вправо-влево» на уровни груди в ритм музыки.
Ребенок: Как немного подрасту, я в казачий хор пойду,
Я с Донскими казаками никогда не пропаду!
Педагог: Ох, раз, еще раз мы поклонимся сейчас,
Начинаем перепляс, постараемся для вас!
Грамзапись «Казачьи плясовые» в исполнении ансамбля «Любо».
В парной свободной пляске мальчики приплясывают двигаясь «следом» за девочкой на расстоянии полушага, левая рука впереди (или сзади) - за поясом, правая рука сжата в кулачок, большой палец свободен, "кулачок играет» в ритм музыки, казак,как будто, рукой защищает свою казачку, пытается заглянуть на нее, то с одной, то с другой стороны. Дети знакомятся с игровыми движениями:
«Улица» - дети, приплясывая в казачьей манере, двигаются стайкой в каких либо направлениях.
«Стенка на стенку»- «шеренги, держась за руки двигаются на встречу друг другу.
Педагог: Дети, какое у вас настроение? (радостное, веселое, игривое)
Покажите личиком! (дети показывают мимикой настроение)
(педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрации,фотографии на тему «Пляски Донских казаков»)
Педагог: На казачке с оборочкой юбочка,
На казачку смотреть было «любочко»
У казачки белый - беленький платок
Ходит в гости молоденький казачок
(педагог хвалит детей за выразительное исполнение движений, обращает внимание на осанку детей, мимику лица)
Мы много о казачьей пляске узнали,
А сейчас летним днем казачью песню пропоем!
Песня «Эх, донские казаки» казачья народная песня
(инсценирование песни на основе простейших движений казачьей пляски)
Педагог: Дети! Мы свами сегодня пели, танцевали,
Но, пока что не играли?
К нам сегодня воробышки прилетели,
Поплясать с детьми захотели(по считалке выбираются 2 ребенка)
Игра «Воробышек» (дети встают в круг, два ребенка в центре круга – «он» и «она»- «воробышки».
Участники поют на любой придуманный мотив (детское музыкальное творчество) :
Покажи, скажи, воробышек (обращаются к девочке) Как девчата ходят?(«воробышек» - девочка» показывает характерные казачьи плясовые движения для девочек)
Воробышек: Они и так, и вот так!
Туда глядь, сюда глядь!
(далее хоровод спрашивает)
Покажи, скажи воробышек,
Как ребята ходят?
(«Воробышек» - мальчик показывает характерные казачьи плясовые движения для мальчиков, выбираются дети - «воробышки» вновь, игра повторяется).
Педагог хвалит детей за то, что они все замечательные и разные, двигались ритмично, выразительно. Педагог беседует с детьми о том, что им понравилось.
Педагог: Дети вам нравятся казачьи песни?
Дети: (Ответы детей)
Педагог: Почему?
Дети:(-Они интересные.
- Эту песню можно нарисовать.
-В них есть забавные слова-повторы.
- От них мне весело и я радуюсь.
- Они добрые. Спойте нам еще.
Педагог: В следующий раз я познакомлю вас с новой казачьей песней и новой игрой, а позже покажем нашим малышам концерт!. Вы хотите быть маленькими артистами (ответы детей). До новой встречи, казачата!