Харламова Екатерина Михайловна
Критерии готовности ребенка к обучению в школе
▼ Скачать
Критерии готовности ребенка к обучению в школе
Формирование школьной готовности определяется всей предшествующей дошкольной жизнью ребенка : его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием.
К началу обучения в школе дети должны уметь :
1. Вступать в контакт со взрослыми.
2. Взаимодействовать со сверстниками.
3. Назвать фамилию, имя, отчество родителей, домашний адрес.
Публикация «Критерии готовности ребенка к обучению в школе» размещена в разделах
4. Регулировать свое поведение усвоенными нормами и правилами.
5. Иметь представление о себе и своих возможностях.
6. Попросить о помощи.
7. Иметь представление о живой и неживой природе.
8. Иметь элементарные представления о своем городе, стране.
9. Раскладывать по величине 10 и более предметов одинаковой формы.
10. Самостоятельно и творчески реализовывать свои замыслы в рисовании и лепке. 11. Работать в едином темпе с другими детьми.
12. Назвать текущий месяц, дни недели.
13. Называть числа первого десятка в прямом и обратном порядке, знать их состав.
14. Составлять и решать простые задачи.
Критерии психологической готовности ребенка к школе
1. Социально-психологическая готовность к школе :
- наличие учебной мотивации: ребенок хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению знаний.
- наличие социальной позиции школьника : ребенок должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.
2. Интеллектуальная готовность :
- развитие образного и словесно-логического мышления: способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение объединять предметы в группы по общим существенным признакам, умение устанавливать логические связи между предметами и явлениями.
- развитие произвольного внимания: способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут.
- умение понять инструкцию и четко следовать ей при выполнении задания.
3. Психофизиологическая готовность :
- развитие мелких мышц руки: ребенок уверенно владеет ножницами и карандашом.
- пространственная ориентация, координация движений: умение правильно определять выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, слева-справа. - координация в системе глаз-рука: ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, зрительно воспринимаемый на расстоянии.
Требования к развитию речи ребенка при поступлении в 1 класс
1. Умение правильно произносить все звуки речи и различать их на слух.
2. Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.
3. Грамматически правильно строить сложные распространенные предложения.
4. Использовать в речи обобщающие слова, синонимы, антонимы, сравнения.
5. Умение отвечать на вопросы и задавать их.
6. Умение составлять рассказы по плану, предложенному взрослыми.
7. Строить связный рассказ по сюжетной картинке.
8. Умение находить лишний предмет и давать ответ, почему он лишний.
9. Умение правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях (в, над, по, на, под, за, у, без, до, для, из, к, с, из-за, из-под и др.
Как сформировать мотивационную готовность к обучению в школе
1. Поддерживайте интерес ребенка ко всему новому, отвечайте на его вопросы, давайте новые сведения о знакомых предметах.
2. Организовывайте экскурсии в школу, в класс, знакомьте с основными атрибутами школьной жизни.
3. Подбирайте развивающие игры типа "Собери себе портфель в школу", "Разложи по порядку", "Что лишнее?".
Как развить волевую готовность будущего первоклассника
1. Повышайте самостоятельность и ответственность ребенка : - закрепите конкретное поручение за ребенком, поощряйте его выполнение - учите стихи, пересказывайте сказки и рассказы.
2. Развивайте самоконтроль: - используйте игры типа "Сделай также", "Конструирование по образцу", "Найди 5 отличий", "Да" и "Нет" не говорите. " Развивайте умение ставить цель и следовать ей. Учите ребенка регулировать свою деятельность, должным образом ее организовывать.
3. Развивайте стремление действовать по моральным мотивам.
4. Развивайте уверенность в себе, в своих силах с помощью создания ситуации успеха.
Как подготовить ребенка к школе
Создать позитивную установку в обучении можно, если будут учитываться следующие правила:
1. Дошкольник быстрее учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.
2. Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час-два в выходные дни.
3. Необходимо учитывать принцип "от простого к сложному", то есть нельзя сразу научить ребенка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения усвоены. Если ребенок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель.
4. Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребенка словами : "Если бы ты сделал так (показ, объяснение, то было бы еще лучше".
5. Старайтесь не создавать у ребенка впечатления, что занятия и игры с ним являются смыслом вашей жизни, поэтому играйте с малышом, например, во время приготовления ужина на кухне ("Чего не стало?", "Что изменилось?", по дороге в детский сад, в машине, автобусе (слова-города и др.)
6. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если вам не хочется играть в какую-то игру или вы плохо себя чувствуете, то лучше отложить занятие. Игровое общение должно быть интересным и для него, и для вас. В этом случае создается положительная атмосфера для усвоения и развития.
7. Развивайте мелкую моторику, зрительную внимательность.
8. Обратите внимание на режим дня, проанализируйте дополнительные нагрузки, выявите трудности, которые возникают.
9. Тренируйте усидчивость, которая, однако, должна исключать накопление переутомления, эмоционального напряжения. Разрешайте непродолжительные перерывы, смену видов деятельности.
10. Во время занятий сводите до минимума отвлекающие моменты
Советы родителям будущих первоклассников
1. Любите своего ребенка.
2. Принимайте таким, каков он есть, стимулируйте развитие личности и индивидуальности ребенка.
3. Поддерживайте его стремление к самостоятельности.
4. Развивайте уверенность в себе.
5. Учите сравнивать с образцом, выделяя отличия.
6. Развивайте воображение, восприятие цвета предмета, формы, величины.
7. Поддерживайте положительное эмоциональное состояние ребенка.
8. Учите взаимодействовать со сверстниками.
9. Сглаживайте трудности взаимоотношений.
10. Стимулируйте понимание друг друга.
Ответы на часто задаваемые вопросы родителей
В каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу?
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" обучение детей начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими восьми лет. А когда именно – решают родители. Здесь важно понимать, что все зависит от ребенка : его здоровья, состояния нервной системы, уровня развития. Психофизиологическая готовность к школе – это отнюдь не умение читать и считать. Главное, чтобы ребенок был готов высидеть урок и сконцентрировать внимание на том, о чем рассказывает учитель.
Существует несколько критериев, по которым можно судить о такой готовности :
1. есть ли желание учиться;
2. развита ли у ребенка речь (это один из самых важных показателей готовности к обучению);
3. достаточно ли развит фонематический слух;
4. умеет ли ребенок выполнять логические операции, устанавливать причинно - следственные связи и выделять главное;
5. достаточно ли развита тонкая моторика (работа мелких мышц рук) и зрительно-моторная координация, потому что без этих навыков ребенка очень сложно обучить письму.
Родителям необходимо обращать внимание как малыш работает карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно он может перерисовать, вырезать какие – то фигурки ит. д. Если у ребенка в шесть-шесть с половиной лет есть все перечисленные навыки, он сможет справиться с требованиями школьной программы. Если нет - не спешите отдавать малыша в школу, ребенок к ней пока не готов. Важно понимать, что включает в себя понятие "готовность к школе". Это вовсе не умение читать, писать, считать. Это умение делать над собой усилие, сосредоточиваться на задачах – то, что психологи называют произвольностью поведения.