Надя Мешкова
Развитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школе
▼ Скачать + Заказать документы
«Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени»
Эстер Селсдон
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие общей и мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Уровень развития моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь, графическое письмо.
Публикация «Развитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Необходимость развития активных двигательных пальцев получило научное обоснование.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще до нашей эры в Китае. И сейчас в современном Китае распространены упражнения ладоней с камнями. Регулярные упражнения улучшают память, развивают координацию движений, силу и ловкость.
Педагог – классик В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев, от пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться речь и психические процессы (память, внимание, мышление, воображение).
И. М. Сеченов был одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка, как результат созревания определенных нервных структур. Он писал, что «движение руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».
Учеными установлено, что умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, а уже к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Необходимо начинать работу в этом направлении в возрасте от 2 до 7 лет, так как это самый благоприятный период для развития детей, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферу ребенка. Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на весь образовательный процесс.
Взаимосвязь развития моторики и психического развития также была замечена выдающимися психологами.
Исследования В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.
М. М. Кольцовой было доказано, что существует тесная взаимосвязь между уровнем развития тонких движений пальцев рук и развитием речи. Речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.
Мария Монтессори – итальянский педагог, психолог и философ накопила и обобщила огромный опыт работы с маленькими детьми, создав систему дошкольного воспитания, которой успешно пользуются уже около ста лет. Метод Монтессори для дошкольного возраста сосредоточен на развитии мелкой и крупной моторики рук, концентрации внимания, координации движения и усидчивости. Именно мелкая моторика кистей рук способствует развитию речевых центров, так как в кончиках пальцев ребенка располагаются нервные окончания, стимулирующие речевые центры в коре головного мозга. Поэтому работа по развитию моторики у детей младшего дошкольного возраста должна начинаться задолго до поступления в школу.
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, то он их плотно сжимает. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, когда его действия еще не достигли высокого мозгового контроля. По мере созревания мозга формируется хватательный рефлекс.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием руки пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки», «Ладушек» и других) приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Японский врач Намикоси Токудзиро утверждал, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопы. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Простые движения пальцев рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.
•Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
•Массаж с растиранием пальчиков и массажерами для рук;
•Народные игры с ладошками;
•Игры с предметами домашнего обихода;
•Игры с песком и водой;
•Дидактические игры;
•Занятия продуктивной деятельностью (рисование, лепка)
Крупную моторику развивают:
•Игры на развитие различных физических навыков – ходьба, бег, навыки метания, лазания, прыжках;
•Игры коллективные, хороводные;
•Индивидуальные игры.
Все игры и упражнения проводятся в увлекательной форме и способствуют как развитию речи так и творческих способностей. У детей, повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнение выполнять как правой, так и левой рукой.
Наряду с пальчиковой гимнастикой эффективно проводить массаж и самомассажи. Как лечебное средство они были известны еще в глубокой древности. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга. В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев».
Простейший метод – массаж, который заключается в поглаживании в направлениях от кончиков пальцев к запястью.
Массажные движения:
•Поглаживание
•Растирание
•Легкое надавливание
•Пощипывание
•Похлопывание
•Сгибание и разгибание пальчиков, как всех, так и поочередно.
Массажные упражнения:
•Катание шарика
•Катание ребристого карандаша
•Имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке
•Сжимание резиновых игрушек
Массаж и самомассаж используется как на занятиях, физкультминутках, прогулках, так и в свободное от занятий время, от 3 до 5 упражнений, между которыми проводится упражнение на расслабление мышц.
Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения делаются расслабляющие поглаживания или встряхивание рук.
Подобные упражнения могут комплексно влиять на развитие речи и интеллектуальные способности детей. Начинается массаж с прогревающих движений, делающих мышцы более податливыми, а движения безболезненными.
Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: в раннем возрасте у ребенка имеются затруднения в застегивании и расстегивании пуговиц, молний, кнопок, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и т. д. Важно развитие мелкой моторики именно через эти виды и посильное участие детей как в группе детского сада так и в домашних делах: сервировка стола, уборка помещения и игрушек и т. д. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев рук.
Рисование, лепка, конструирование из крупных деталей, выкладывание из мозаики, шнуровка – все это эффективные пути для развития мелкой моторики и интеллектуальных способностей детей.
Игры с водой и песком увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание. На дно миски наливается немного воды, комфортной температуры, на дно миски выложить пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки. А дальше включая воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну и находят таинственные клады. В процессе таких игр дети получают массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.
Если дети затрудняются в самостоятельном выполнении движений, упражнения включаются в индивидуальные занятия, где ребенок сначала выполняет движения пальцами пассивно, с моей помощью. Пассивная гимнастика проводится как предварительный этап перед активной гимнастикой детям, с низким уровнем развития мелкой моторики. Она включает в себя массаж кистей рук упражнения для пальцев. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются. Дети выполняют их активно.
Жизнь – это система движений. Все процессы внутреннего мира ребенка (удовольствие, удивление, сосредоточение, творческий поиск, и т. д.) можно выразить движением. Здоровье психологическое и физическое тесно связаны между собой. Изменение одного состояния влечет изменение и другого. Если ограничить двигательную активность, то недостаточно развитая двигательная память может атрофироваться, что приведет к нарушению условных связей и снижению психической активности. Недостаточная физическая активность ведет ребенка к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности. В дошкольные годы дети совершенствуют двигательные навыки, в том числе моторику: грубую (способность совершать движения большой амплитуды: бег, прыжки, бросание предметов) и тонкую (способность совершать точные движения малой амплитуды). По мере развития тонкой моторики дети становятся все более самостоятельными. Развитие моторики позволяет ребенку непринужденно передвигаться, самому заботиться о себе и проявлять свои творческие способности. Чем лучше ребенок знает свое тело, то есть может контролировать его и управлять им, тем проще ему познавать окружающий мир, неизвестные для него ранее виды деятельности.
Развитию крупной моторики способствуют специально организованные занятия по физической культуре, физкультминутки, элементы физических упражнений и подвижные игры на прогулке, упражнения с предметами и без на утренней зарядке, упражнения с мячами, гимнастическими палками, кеглями и т. д в свободное от занятий время и индивидуальной работе с детьми, с низким уровнем развития крупной моторики.
Специально созданные игры способствуют развитию координации движения, тренируют равновесие, развивают эстетическое чувство и глазомер.