Туманова Татьяна Леонидовна
Краткосрочный проект в старшей группе «Удивительный мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 108»
Воспитатели:
Трунина Наталья Александровна
Туманова Татьяна Леонидовна
Проект
Тема: «Удивительный мир насекомых»
Вид проекта : краткосрочный
Тип проекта : познавательно – исследовательский, творческий.
Участники проекта : воспитанники старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Срок реализации проекта : 27 мая 2019г. – 30 июня 2019г. (5 недель).
Публикация «Краткосрочный проект в старшей группе „Удивительный мир насекомых“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Цель проекта
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Удивительный мир насекомых».
Задачи проекта
Развивающие
1) Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, чувство бережного отношения к живым представителям.
2) Развивать коммуникативные навыки.
3) Развивать творческие способности, речь, мышление.
Обучающие
1) Расширять знания детей об особенностях внешнего вида насекомых, их строении, способах передвижения, питания, месте обитания.
2) Формировать интерес и приобщать к исследовательской деятельности детей, педагогов, родителей; Развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать; воспитывать любознательность.
3) Совершенствовать знания детей о безопасном поведении с насекомых.
Воспитывающие
1) Воспитывать бережное отношение к живому; Формировать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.
План реализации проекта
1 этап – подготовительный:
• Пополнение словарного запаса (панцирь, хоботок, пыльца, жало, строение, лужайка, шестиногий, пестрая, пятнистая, жужжащие, защитная окраска, ядовитые, жужжит, жалит, опыляет, порхают, стрекочет, уничтожает, плетет).
• Организовать наблюдения в природе за насекомыми.
• Подбор материалов по теме проекта ( подбор наглядных материалов: фото - и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о насекомых, игрушек; подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т. п. ; подготовка материалов для организации творческой и познавательно –исследовательской деятельности; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, пластилин, цветные карандаши) и т. п.).
• Дополнить картотеку дидактических игр.
• Подобрать и организовать просмотр видеороликов о насекомых.
• Работа с родителями (продуктивная деятельность – рисунки и поделки по данной теме, изготовление альбома «Удивительный мир насекомых»).
• Составление плана основного этапа проекта.
2 этап – основной, организационно-практический:
Социально-коммуникативное развитие
• Формирование основ безопасного поведения в природе: беседы с детьми на темы о различных насекомых.
• Инсценировка сказки «Муха - Цокотуха».
Познавательное развитие
• Дидактические и словесные игры согласно теме проекта.
• Просмотр видео – фото-сюжетов, мультимедийных презентаций, иллюстраций на тему «Насекомые», «Строение и развитие насекомых».
• Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т. д.).
• Наблюдение за насекомыми на участке детского сада и во время семейных прогулок.
• Домашний просмотр и обсуждение мультфильма «Муха-Цокотуха» К. Чуковского.
• Рассматривание иллюстраций на тему: «Насекомые», чтение познавательной информации о каждом насекомом, выполнение развивающих заданий.
Речевое развитие
• Беседы о насекомых.
• Дидактические и словесные игры согласно теме проекта.
• Знакомство с художественной литературой о насекомых.
• Разучивание стихов о насекомых.
• Составление описательных загадок про насекомых.
• Чтение стихов, произведений, рассказов, пословиц и поговорок о насекомых.
Художественно - эстетическое развитие
• Творческая деятельность «Удивительный мир насекомых» : рисование (акварелью, цветными карандашами, мелками, по трафарету, по образцу, лепка, аппликация, конструирование (оригами).
• Прослушивание музыкальной подборки аудиозаписи со звуками и песнями про насекомых.
Физическое развитие
• Релаксация под звуки природы.
• Подвижные, пальчиковые игры, физкультминутки согласно теме проекта.
• Игры – эстафеты.
Работа с родителями
• Привлечь родителей в создании предметно-пространственной среды в группе (книги, картинки, стихи, загадки о насекомых).
• Оформление уголка «Удивительный мир насекомых».
• Домашний просмотр мультфильмов о насекомых.
• Совместное творчество родителей и детей: поделки из природного материала, рисунки.
• Наблюдение за насекомыми во время семейных прогулок.
III этап – Заключительный этап
• Опрос детей: «Что нового вы узнали о насекомых?».
• Выставка поделок, рисунок «Удивительный мир насекомых».
• Проведение консультации по темам: «Расскажите детям о насекомых», «Как привить любовь к природе», «Роль насекомых в природе и их практическое значение для человека», «Первая помощь при укусах насекомых»; «Что читать детям о насекомых»; «На природу с ребенком».
• Инсценировка сказки «Муха - Цокотуха».
Предполагаемый результат
У детей:
1) Формирование представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды, в том числе насекомых.
2) Формирование интереса к насекомым и бережное отношение к ним.
3) Развитие умения рассуждать, наблюдать.
4) Развитие речи у детей, активного словаря.
5) Узнавать и называть насекомых нашего региона.
6) Иметь простейшие представления об особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые, чем они питаются (плодоядные и растительноядные).
7) Знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.
8) Находить сходства и различия.
9) Дети с удовольствием принимают участие во всех мероприятиях проекта.
У родителей:
1) Активное участие родителей в предметно – пространственной среде уголка природы группы «Удивительный мир насекомых».
2) Совместные выходы детей и родителей на природу.
У воспитателей:
1) Пополнение дидактическим материалом уголка природы в группе.
Презентация проекта
• Фотоотчет на сайте группы «Золотая Хохлома» https://nsportal.ru/trunina-natalya-aleksandrovna.
Продукты проектной деятельности :
Презентация к проекту; аудиозаписи насекомых; ноутбук для презентации; художественная литература; макеты (резиновые, пластмассовые игрушки) насекомых; дидактические игры; картинки (изображения) насекомых.
Для рисования – акварельная бумага, акварельные краски, непроливайки, кисточки, простой карандаш, ластик, цветные карандаши, фломастеры, мелки для асфальта, влажные салфетки.
Для лепки – пластилин, стека, доска для лепки, влажные салфетки.
Для аппликации – цветная бумага, ножницы, клей ПВА, влажные салфетки.
Для конструирования (оригами) – счетные палочки, цветная бумага.
Для подвижных игр – маски комара, божьей коровки, бабочки, мухи, жука; обручи, кубики, сачок, веревка, ориентиры, мячи, шарики из сухого бассейна.
Для инсценировки – маски (костюмы) насекомых.
Основной этап реализует темы недель:
1 неделя – «Все о насекомых». «Майский жук», «Муха», «Комар».
2 неделя – «Божья коровка», «Бабочка», «Стрекоза», «Гусеница».
3 неделя – «Пчела», «Оса», «Шмель».
4 неделя – «Жук», «Паук», «Таракан».
5 неделя – «Муравей», «Кузнечик», «Обобщение материала».
Ход проекта
1 неделя - «Все о насекомых». «Майский жук». «Муха». «Комар».
Беседа • «Насекомые – кто они такие? Чем они отличаются от других существ?».
• «Каких мы знаем насекомых?».
• «Польза и вред насекомых».
• «Опасные насекомые».
• «Насекомые в природе нашего края".
• «От чего зависит окраска насекомого?».
• «Интересные факты из жизни насекомых», «Живые опасности».
• «Правила поведения при встрече с опасными насекомыми».
• «Бывают ли насекомые детёнышами?».
• «Кто живёт в подземном царстве?».
• «Строение и развитие насекомых».
Рассматривание иллюстраций Насекомых.
Наблюдения на участке ДОУ За погодой, за обитателями лужайки, за растениями, за майским жуком, за мухой, за комаром.
Чтение В. Драгунский «Он живой и светится»; К. Чуковский «Муха – Цокотуха»; Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и мохнатого Мишу — короткий хвост».
Загадки О насекомых.
Прослушивание песен Звуки мухи, комара.
Песня «В траве сидел кузнечик».
Д/и • «Четвертый лишний».
• «Сложи картинку» (пазл).
• «Тихий – громкий».
• «Нарисуй насекомое» из многоугольников.
• «Закончи предложение» (Майский жук большой, а божья коровка).
• «Хорошо-плохо».
• «Один – много» (1 муха - много мух).
• «Назови ласково» (комар — комарик).
• Составление описательных загадок про насекомых.
• «Подбери признак» (бабочка какая? –).
• «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы).
• «Мозайка».
• «Выложи насекомое из счетных палочек» (по образцу).
П/и • «Поймай комара».
• «Паук и мухи».
• «Жук».
• «Мы идем гулять на луг».
Пальчиковые игры • «С кем дружит цветок».
• «Насекомые».
• «Светлячок-червячок».
• «Комарик».
С/р игра «Прогулка на луг».
Творческая деятельность Лепка «Майский жук».
Рисование «Комар».
Конструирование из счетных палочек «Жук».
Труд в природе Помощь в поливе растений на клумбе.
Консультация для родителей • «Расскажите детям о насекомых».
• «Что читать детям о насекомых».
• Просмотр совместно с детьми мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Дюймовочка».
2 неделя: Божья коровка», «Гусеница», «Бабочка», «Стрекоза».
Беседа • «Что мы знаем о божьей коровке?».
• «Кто такая божья коровка?».
• «Почему божья коровка красная?».
• «Держитесь подальше от гусениц».
• «Почему нельзя ловить бабочек».
• «Польза стрекоз».
• «Строение и развитие насекомых».
Рассматривание иллюстраций Насекомых.
Наблюдения на участке ДОУ За погодой, за растениями, за обитателями лужайки, за божьей коровкой, за бабочкой, за стрекозой.
Чтение • И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».
• Хмельницкий «Гусеница и крокодил».
• В. Бианки «Приключение муравьишки».
• К. Ушинский «Капустница».
• Н. Сладков «Домашняя бабочка».
• К. Россетти «Гусеница».
• В. Лунин «Бабочка».
• Стихотворение И. Иованович - Змай «Мальчик и мотылек».
Составление загадок По картинкам, с изображением насекомых.
Прослушивание песен • Звуки стрекозы.
• Песня «Божья коровка, маленький жучок»; «Бабочка чудесная».
Д/и • «Посчитай точки у божьей коровки».
• «Найди листочек для божьей коровки».
• «Найди 10 отличий (у бабочки)».
• «Как передвигаются насекомые».
• «Чем питаются насекомые».
• «Назови насекомое по описанию».
• «Сложи картинку» (пазл).
• «Выложи насекомое из счетных палочек» (по образцу).
• «Собери слово».
• «Четвертый лишний».
• «Чья тень».
• «Мемо».
• «Дорисуй насекомого».
• «Какая цифра подходит к божьей коровки.
П/и • «Бабочки и птицы».
• «Божьи коровки и ветерок».
• «Вот выходим мы на луг».
• «Гусеницы на перегонки».
• «Стрекоза».
Пальчиковые игры • «Стрекоза».
• «Гусеница».
• «На полянке я сижу».
Творческая деятельность Лепка «Стрекоза», «Гусеница».
Аппликация «Божья коровка».
Рисование «Разноцветные бабочки», рисование мелками на асфальте насекомых, рисование по трафарету, дорисуй по образцу.
Конструирование (оригами) «Бабочка», «Божья коровка».
Конструирование из природного материала «Бабочка».
Конструирование из счетных палочек «Бабочка», «Стрекоза».
Труд в природе Помощь в поливе растений на клумбе.
Консультация для родителей • «Как привить любовь к природе».
• Просмотр совместно с детьми мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Лунтик».
3 неделя: «Пчела», «Оса», «Шмель».
Беседа • «Жалящие насекомые – осы, пчелы, шмели».
• «Пчелы - самые близкие друзья человека».
• «Что делать при укусе пчелы, осы, шмеля?».
• «Это интересно».
• «Строение и развитие насекомых».
Рассматривание иллюстраций Насекомых.
Наблюдения на участке ДОУ За погодой, за растениями, за обитателями лужайки, за пчелой, за осой, за шмелем.
Чтение • И. Соколов-Микитов «Рой».
• Д. Эйза «Пчелы».
• Стихотворение Д. Эйза «Пчелы»; М. Боровицкая «Разговор с пчелой».
• Ю. Аракчеев «Рассказ о зеленой стране».
Загадки О насекомых.
Составление описательных рассказов По картинкам, с изображением насекомых.
Прослушивание песен • Звуки пчелы, осы, шмеля.
• Песня «Маленькая пчелка».
• Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля».
Д/и • «Чем питаются насекомые».
• «Назови насекомое по описанию».
• «Собери картинку» (пазл).
• «Четвертый лишний».
• «Кто где живет?».
• «Кто появится отсюда?».
• «Собери слово».
• «Чья тень».
• «Мемо».
• «Дорисуй насекомого».
П/и • Эстафета «Трудолюбивая пчелка».
• «Пчелы и шмель».
• «Медведь и пчелы».
• «Водят пчелы хоровод».
Пальчиковые игры • «Труженица пчела».
• «Оса».
• «Пчела».
• «Улей».
Творческая деятельность Рисование «Оса».
Конструирование из природного материала «Пчела».
Труд в природе Помощь в поливе растений на клумбе.
Консультация для родителей • «Расскажите детям о насекомых».
• Просмотр совместно с детьми мультфильма «Пчелка Майя».
4 неделя: «Жук», «Паук», «Таракан».
Беседа • «Такие разные жуки».
• «Для чего нужны пауки».
• «Таракан вредный или полезный».
• «Строение и развитие насекомых».
Рассматривание иллюстраций Насекомых.
Наблюдения на участке ДОУ За погодой, за растениями, за обитателями лужайки, за жуком, за пауком, за тараканом.
Чтение • И. Соколов-Микитов «Пауки».
• В. Сухомлинский «Пусть будет соловей и жук».
• А. Барто «Жук».
• К. Чуковского «Тараканище».
• Ю. Мориц «Счастливый жучок».
• Сказка Г. Циферова «Пугало».
Загадки О насекомых.
Составление описательных рассказов По картинкам, с изображением насекомых.
Прослушивание песен Звуки природы.
Д/и • «Собери картинку» пазл.
• «Выложи насекомое из счетных палочек».
• «Почини слово» (ХА-МУ, МАР-КО).
• «Назови ласково».
• «Мемо».
• «Закончи предложение».
• «Кто без чего?».
• «Четвертый лишний».
• «Собери слово».
П/и • «Паучок».
• «Жук».
• «Найди свой домик».
• «Паук и мухи».
• «Букашки – таракашки».
Пальчиковые игры • «Жук».
• «Пчела и жук».
• «Паучок».
• «Мы пошли гулять на луг».
Инсценировка Сказка «Муха - Цокотуха».
Творческая деятельность Лепка «Паучок на паутинке».
Рисование на свободную тему; по трафарету; дорисуй по образцу, рисование по схеме.
Конструирование из счетных палочек «Жук», «Паук».
Труд в природе: • Помощь в поливе растений на клумбе.
• Прополка клумбы от сорняков.
• Рыхление.
Консультация для родителей «Роль насекомых в природе и их практическое значение для человека».
5 неделя: «Муравей», «Кузнечик», «Обобщение материала».
Беседа • «Что такое муравейник?».
• «Почему муравейник считают самым сильным?».
• «Муравьи – санитары леса».
• «Он зеленый, попрыгучий, совершенно не колючий» - беседа о кузнечике.
• «Что вы знаете о насекомых?».
• «Строение и развитие насекомых».
Рассматривание иллюстраций Насекомых.
Наблюдения на участке ДОУ За погодой, за растениями, за обитателями лужайки, за муравьем, за кузнечиком.
Чтение • И. Соколов-Микитов «Кузнечик».
• В. Орлов «Ночной скрипач».
• Г. Лагздынь «Светлячки».
• Э. Мошковская «Люблю муравья».
• Р. Сеф «Муравей».
• Д. Биссета «Кузнечик Денди».
Загадки О насекомых.
Составление описательных рассказов По картинкам, с изображением насекомых.
Прослушивание песен Звуки природы.
Д/и • «Если я приду в лесок» (Да/Нет).
• «Как передвигаются насекомые».
• «Собери картинку».
• «Выложи насекомое из счетных палочек».
• «Четвертый лишний».
• «Собери слово».
• «Чья тень».
• «Дорисуй по образцу».
• «Нарисуй насекомых, которых запомнили в стихотворении».
• «Кто появиться отсюда?».
П/и • «Кузнечики».
• «Вот выходим мы на луг…».
• «Запасливый муравей».
• «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики».
Пальчиковые игры • «На полянке я сижу».
• «Мы пошли гулять на луг…».
• «С кем дружит цветок».
• «Насекомые».
Творческая деятельность Лепка «Муравей».
Рисование «В траве сидел кузнечик»; «Загадочный мир насекомых» (свободная тема); рисование насекомых по схеме.
Конструирование (оригами) «Кузнечик».
Конструирование из природного материала «Муравейник».
Конструирование из счетных палочек «Насекомые».
Выставка детский работ, игрушек (домашнее задание, совместно с родителями) • «Насекомые родного края».
Труд в природе Помощь в поливе растений на клумбе.
Консультация для родителей «Первая помощь при укусах насекомых».
Выводы по проекту :
• Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы.
• Дети приобрели новый опыт познавательно-исследовательской и творческой деятельности.
• В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, изучали их строение, развитие и особенности. Они познакомились с удивительным миром насекомых.
• По результатам проекта было выявлено, что:
- дошкольники пополнили свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания;
- у детей возникло желание наблюдать за насекомыми, любоваться и бережно относится к ним.
- у дошкольников появилось желание самостоятельно заниматься творческой деятельностью.
• На основании проведенных исследований дети пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
• Во время реализации проекта дети знакомились с рассказами, разучивали стихи и песни, составляли собственные рассказы по картинкам, благодаря чему у них обогатился словарный запас, который они активно используют в повседневной жизни.
• В процессе игры у детей развивались память, логическое мышление, речь, внимание, у них воспитывалось чувство товарищества, уважение к партнерам.
• Выявлена тенденция активного участия родителей в реализации проекта и заинтересованности в процессе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. https://yandex.ru/ - картинки, загадки, подвижные игры, физкультминутки, звуки насекомых.
2. «Насекомые. Какие они?». М., 2015.
3. Экологические игры Натальи Рыжовой//Дошкольное образование. –2008.–№ 19. № 23; 2009.–№ 5; № 8.
4. Белая К. Ю., Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 64 с.
5. Воронкевич О. А., "Добро пожаловать в экологию" – современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика. –20016.–№ 3.
6. Павлова Л. Ю., Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
7. Рыжова Н., О программах экологического образования дошколь-ников//Дошкольное образование. –2008.–№ 11.