Стоянова Алена Игоревна
Познавательно-информационный краткосрочный проект в старшей логопедической группе «Удивительный мир рыб»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-информационный краткосрочный проект «Удивительный мир рыб»
Паспорт проекта
По доминирующему методу: поисково-творческий
По характеру содержания: межпредметный проект
По характеру координации: непосредственный.
По характеру контактов: внутри группы, семьи.
Публикация «Познавательно-информационный краткосрочный проект в старшей логопедической группе „Удивительный мир рыб“» размещена в разделах
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Проекты, планы, тематические недели
- Рыбы, рыбки. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
По количеству участников: старшая логопедическая группа (16 детей) и их родители, 2 воспитателя, учитель-логопед.
По продолжительности: краткосрочный (2 недели)
По роду деятельности: изучение различных информационных источников (беседы, занятия, изучение научной и художественной литературы, видео и интернет ресурсы); просмотр мультфильмов «Подводная братва», «В поисках Немо», «В поисках Дори», «Три богатыря и морской царь», наблюдение за рыбами в аквариумах; художественное творчество, дидактические и подвижные игры.
Выявление проблемы: почему выбрана эта тема
• Что вы знаете о рыбах?
Рыбы живут в воде, они плавают. У рыбы есть голова, хвост, плавники.
• Что вы хотите о них узнать?
Где живут, какие рыбы? (море, океан, реки, аквариум). За чем рыбам плавники и хвост? Чем дышат рыбы под водой? Почему их тело покрыто чешуей? Как устроено тело рыб? Какую роль играют рыбы в природе?
Проблема. Дети имеют недостаточно представлений о разнообразии подводного мира, видах рыб, условиях их обитания и приспособления к этим условиям, о значении рыб в экосистеме планеты Земля.
Актуальность: кратко
Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их и их родителей активными участниками образовательного процесса. Использование разнообразных информационных источников об обитателях подводного мира (телевидение, компьютер, видеофильмы и презентации, интернет) даёт возможность воспитывать детей - «деятелей», а не «исполнителей», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их мир на примере обитателей различных водоемов; проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения с родителями, педагогами, другими детьми. Проект «Удивительный мир рыб» предоставляет детям возможность на каждом занятии выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты, а так же испытать ощущение удовлетворения и самореализации.
Наблюдение за аквариумными рыбками в рамках группы детского сада, просмотр краткометражных видеофильмов и чтение книг, выполнение творческих заданий способствуют и создают благоприятный эмоциональный настрой в группе для дальнейшего успешного развития и обучения дошкольников.
Тема совместной деятельности: «Обитатели морей и океанов, пресноводные и аквариумные рыбы».
Объект изучения: В качестве объекта изучения нами были выбраны разнообразные виды рыб (аквариумные, речные) и места их обитания.
Цель проекта : расширять знания детей о подводном мире и его обитателях.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с разнообразием подводного мира (видами рыб, с его значимостью для всего живого на планете;
- познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира;
- стимулировать самостоятельную поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме, активизировать познавательную деятельность детей и родителей к объектам живой природы.
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки, умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать и продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе приобретенных знаний и умений;
- развивать познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, воображение, мышление в процессе изучения природных объектов;
- способствовать развитию всех компонентов устной речи через беседы, наблюдения, словесные и дидактические игры, через знакомство с художественной и научной литературой, видео и интернет ресурсами в совместной деятельности со взрослыми (родителями и педагогами);
Воспитательные:
- воспитывать социальные навыки (самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность, любознательность ко всему живому, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту);
- воспитывать доброжелательные отношения детей в играх, продуктивной совместной деятельности;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Работа с родителями:
- привлечь родителей детей в воспитательно-образовательную работу педагогов детского сада;
- повышение компетентности родителей в вопросах экологического воспитания и участия дошкольников в проектной деятельности.
Предполагаемый результат:
* дети будут иметь представления о многообразии подводного мира, о различных видах рыб, их строении, о приспособлении к условиям обитания, о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
* приобретение детьми навыка и умения работы с научно – популярной литературы (энциклопедии)
* у детей будет сформировано умение работать с разными информационными источниками самостоятельно и с помощью взрослого (книги, телепередачи, видеофильмы, интернет, наблюдения, беседы);
* у детей появятся новые умения и навыки при изучении объектов живой природы, закрепятся навыки взаимодействия друг с другом в процессе совместной деятельности;
* активизируется и обогатиться речь, дети научатся использовать в речи образные выражения и распространенные предложения, составлять описательные рассказы о подводных обитателях;
* дети научатся отражать свои впечатления в устном творчестве и изобразительной деятельности;
* будет повышена заинтересованность и активность участия родителей в образовательном процессе детского сада;
* обогатиться и пополниться новым играми и пособиями развивающая предметно-пространственная среда группы.
Итоговые мероприятия: викторина: «Обитатели морей и океанов. Речные и аквариумные рыбы».
Интеграция ОО: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Содержание образовательных областей
Образовательная область Содержание Основные задачи
Социально-коммуникативное развитие Совместная деятельность:
•Беседы и проблемные ситуации
•Дидактические, словесные, подвижные игры.
• Продуктивная деятельность детей: домашнее задание на тему проекта, коллективная работа «Рыбки в аквариуме»
•Сюжетно-ролевые игры «Путешественники», «Экскурсоводы»
•Оформление выставки книг и рисунков «Морские рыбки»
• Работа с родителями: собрание «Проектная деятельность с дошкольниками»; консультация «Как оформить информационную страничку к проекту о рыбах»
•просмотры презентации «Обитатели морей и океанов. Речные и аквариумные рыбы» Заинтересовывать детей более творчески и широко использовать в играх знания об окружающей жизни.
Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту)
Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.
Повышать педагогическую компетенцию родителей, привлекать их в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
Познавательное развитие Образовательная деятельность:
•ООД (ознакомление с окружающим миром) «Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы»
•ООД (ручной труд) «Рыбки в аквариуме»
Совместная деятельность:
•Беседа «Почему рыбы живут в воде?»
•Проблемная ситуация «Как сохранить подводный мир?»
•Проблемная ситуация «Что случиться, если исчезнут рыбы?»
•Проблемная ситуация «Как очистить речку?»
Проблемная ситуация «Как помочь рыбам зимой?» •Отгадывание загадок «Подводные обитатели»
•Д/и «Кто где живет?», «Кто чем питается?», «Три царства рыб», «Четвертый лишний», «Сходства и отличия», «Узнай рыбу по описанию» Пополнять объем знаний и сведений детей об обитателях подводного мира. Закрепить названия рыб, особенности проживания, питания, строения, дыхания. Расширять знания об экосистемах планеты Земля. Развивать любознательность, расширять кругозор. Развивать у детей внимание, память, воображение, познавательный интерес.
Учить детей ориентироваться в пространстве.
Развивать умение анализировать проблемные ситуации, находить выход из них, аргументировать свои предложения и идеи.
Речевое развитие Образовательная деятельность:
•ООД (речевое развитие) : составление описательных рассказов о рыбах
Совместная деятельность:
•Разучивание пословиц и поговорок о рыбах, отгадывание загадок
•Разучивание индивидуальных стихотворений о рыбах
•Д/ и: «Поймай больше слов», «Узнай рыбу по описанию», «Чей плавник? Чья голова? Чей хвост?», «Расшифруй рыбу», «Кто, чем питается?», «Кто, где живет?», «Расскажи» Способствовать развитию всех компонентов устной речи (обогащение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, развитие звуковой культуры речи, развитие связной диалогической и монологической речи).
Упражнять в звуковом, буквенном анализе и синтезе.
Развивать коммуникативные умения детей в процессе совместной деятельности друг с другом и со взрослым.
Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность:
•ООД (Художественно-эстетическое развитие) : рисование «Рыбки»
Совместная деятельность:
• Чтение и прослушивание: С. Сахаров «Морские сказки», С. Воронина «Добрая раковина», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Л. Е. Пермяка «Первая рыбка», рнс «По щучьему велению»
•Чтение стихотворений о морских обитателях
•Народные пословицы, поговорки, загадки о рыбах
•Оформление индивидуальных информационных страничек о рыбах с родителями Развивать эстетические чувства, творческие способности, воображение и фантазию. Закреплять технические приемы изодеятельности при создании творческих работ. Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.
Знакомить детей с произведениями художественной литературы и народного фольклора по теме проекта. Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, разгадывание загадок, пересказывание небольших текстов о разных рыбах.
Физическое развитие Совместная деятельность:
Комплексы пальчиковых гимнастик
Физкультминутки
Подвижные игры: «Ручеек», «Удочка», «Караси и щука», «Море волнуется» Развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать основные виды движений, умения согласовывать слова и движения, формировать навыки самоконтроля за своими действиями.
Основными методами и приёмами проекта являются : занятия, беседы и вопросы, проблемные ситуации, чтение и изучение научно – познавательной литературы (ряд энциклопедий) и художественных произведений (рассказы, сказки, загадки, пословицы и поговорки, рассматривание демонстрационных пособий и альбомов, просмотр документальных фильмов, презентаций, интернет материалов по теме проекта, дидактические и словесные игры, подвижные игры, физкультминутки и пальчиковые гимнастики.
Практическая значимость проекта
Для детей: появился интерес к работе с различными информационными источниками для получения знаний и представлений об объектах живой природы, в самостоятельной деятельности стали применять полученные знания и умения и делиться ими со сверстниками.
Для воспитателей группы : состоялась реализация поставленных целей задач по теме проекта; получили признание родителей и других педагогов.
Для родителей: улучшились детско-родительские отношения в семьях; родители стали больше проводить свободного времени вместе с детьми, беседовать с ними об охране окружающей среды, совершать совместные поездки и экскурсии; приняли активное и заинтересованное участие в проекте «Удивительный мир рыб»; получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду; смогли реализовать свои творческие способности.
1 этап: Подготовительный
- изучить методическую литературу по познавательному и экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста;
- подобрать научную и художественную литературу, видеофильмы, мультфильмы, оформить презентации, собрать дидактический и демонстрационный материал о рыбах и других обитателях подводного мира;
- подобрать художественные произведения для чтения и разучивания с детьми по теме проекта;
- пополнить ППРС дидактическими и словесными играми, комплексами физкультминуток и пальчиковых гимнастик;
- составление плана совместной деятельности с учителем-логопедом;
-Беседа с родителями на тему «Проектная деятельность с дошкольниками»; консультация «Как оформить домашнее задание к проекту о рыбах»;
-наблюдение за рыбами в домашних условиях;
- помощь родителей в сборе научной и художественной литературы для оформления выставки книг по теме проекта.
2 этап: Введение детей в проблемную ситуацию
Календарно-тематическое планирование
Основные мероприятия:
• Беседа с детьми: Что я знаю о рыбах?
• Оформление выставки книг и энциклопедий о рыбах
• Рассматривание иллюстраций и картинок с изображением разных видов рыб
• Дидактическая игра: «Кто где живет», «Поймай больше слов»
• Подвижные игры: «Удочка», «Налим»
• ООД (ознакомление с окружающим миром) «Животный мир морей и океанов. Пресноводные речные и аквариумные рыбы»
• ООД (рисование) «Рыбки плавают в водице»
• Просмотр видео фильма об обитателях пресноводных рыб.
• Рассматривание книг и энциклопедий о рыбах на выставке
• Подвижные игры: «Ручеек», «море волнуется раз …»
• Чтение сказки: Николая Носова «Карасик»
• Чтение стихотворений о рыбах: Где спит рыбка? Золотые рыбки
• Дидактическая игра «Кто, чем питается»
• Беседа с детьми «Три царства рыб - морские: пресноводные и аквариумные»
• Подвижная игра «Летучая рыба», физкультминутка «Ерши»
• Сюжетно ролевая игра «Путешествие в царство морских рыб»
• Проблемная ситуация «Что случиться, если исчезнут рыбы?»
• Просмотр видеофильма об обитателях океана
• Дидактическая игра «Кто, где живет», «Назови ласково»,
• Подвижная игра «Удочка»
• Разучивание скороговорки о карпе и крабе
• Беседа «Почему рыбы живут в воде?»
• Дидактическая игра «Узнай по описанию», «Чей плавник, чья голова, чей хвост?»
• Подвижная игра «Налим»
• ООД: (речевое развитие)»Подводное царство» Составление описательных рассказов о рыбах
• Дидактическая игра «Подскажи словечко», «Что изменилось?»
• Проблемная ситуация «Как сохранить подводный мир?»
• Подвижная игра «Караси и щука»
• Загадывание загадок о рыбах
• Оформление выставки рисунков «Морские рыбки»
• Чтение рассказа С. Воронина «Добрая раковина».
• Дидактическая игра «Расшифруй рыбу по схеме», «Четвертый лишний»
• Повторить скороговорку о карпе и крабе
• Подвижная игра «Караси и щука», физкультминутка «Ерши»
• Разучивание пословиц и поговорки о рыбах
• Работа с пластилином: Лепка «Рыбка золотая»
• Проблемная ситуация «Как очистить речку?»
• Дидактическая игра «Кто, чем питается», «Три царства рыб»
• Чтение русской народной сказки «По щучьему велению»
• Работа с пластилином: Лепка «Рыбка золотая»
• Проблемная ситуация «Как очистить речку?»
• Дидактическая игра «Кто чем питается», «Три царства рыб»
• Чтение русской народной сказки «По щучьему велению»
• Подвижная игра «Налим»
• Дидактическая игра «Четвертый лишний», пазлы :Собери рыбку из частей. «Чей плавник, чья голова, чей хвост?»
• Чтение А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
• Сюжетно ролевая игра «Веселая рыбалка»
• ООД: (ручной труд) «Рыбки в аквариуме» - коллективная работа
• Чтение А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
• Отгадывание загадок «Подводные обитатели»
• Проблемная ситуация «Как помочь рыбам зимой?»
• Подвижная игра «Море волнуется»
• Дидактическая игра по желанию детей по теме проекта.
3 этап: Заключительный. Обобщение результатов реализации проекта.
«Удивительный мир рыб»
В течение всего краткосрочного проекта (2 недели) :
1. Наша группа тесно взаимодействовала с учителем – логопедом, родителями.
2. Обогащала запас литературно – художественных впечатлений
3. Воспитатели учили детей понимать скрытый смысл загадок
4. Проект был построен на развитие внимания, воображения, мышления
5. Узнавали и закрепляли знаний о подводных обитателях (рыбах)
6. Научились подбору материалов - иллюстраций, среде проживания рыб.
7. Развитие у детей способности передавать образ рыб в изобразительной деятельности.
8. Активизация мыслительных процессов, мелкой и крупной моторики пальцев рук.
9. Организация предметно – пространственной среды:
• Литература (ЭНЦИКЛОПЕДИЯ)
• Временный домашний аквариум с рыбками
• Настольные дидактические игры.
10. В течение всего проекта стремились воспитать у детей любовь и бережное отношение к природе.
11. Развитие навыка и умения работать в едином коллективе, в группах, уважать мнение других.
Данный совместный с родителями краткосрочный проект (2 НЕДЕЛИ) «Удивительный мир рыб» - помогает детям больше узнать окружающий их мир на примере обитателей различных водоемов; проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения с родителями, педагогами, другими детьми.
Рыбы — дети воды: где вода, там и рыбы. Каких только рыб нет!».
Дети узнают, что тело всех рыб покрыто чешуёй, как кольчугой. Рыбья чешуя растет всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт, а зимой почти не растёт. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и сколько лет.
Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Жабры нужны для дыхания. Хвостовой плавник-весло движет рыбу в воде. Хищника не видно ещё и не слышно, а рыба уже чувствует его приближение — «боками!».
Детям так понравилось заниматься по этой теме, что он сами в свободное время создавали новые рисунки, поделки на данную тему. Мы призвали на помощь родителей детей. Те, в свою очередь, нам не отказали. Они вместе со своими детьми создали кроссворды, придумали сказки о рыбах. А также дети вместе с папами и мамами создавали аппликации рисунки водных обитателей рассматривали фото о поездках на море. В конце проекта мы провели викторину по знаниям морских, речных аквариумных обитателях. Все остались довольны. Благодаря этому родители больше узнали интересы своих детей и еще больше сблизились с ними.
Список использованной литературы:
1. Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М. : Творческий Центр Сфера 2007.
2. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты / Е. А. Алябьева. : - М. : Сфера, 2005
3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007.
4. Вахрушев А. А. Мир и человек. – М. : Дрофа, 1998.
5. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. :. Вако, 2008.
6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие / Н. А. Кочкина. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
7. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. - М. : Аркти, 2004.
8. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.