Ткаченко Александра
Конспект занятия «Этот удивительный мир насекомых» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группы на тему :
«Этот удивительный мир насекомых»
Цель:
формирование системы знаний о природе родного края, ее объектах и явлениях, представлений о взаимосвязи в природе.
Задачи:
-расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;
Публикация «Конспект занятия „Этот удивительный мир насекомых“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
-обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни;
-уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека;
-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
-способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, умения высказывать свое мнение;
- прививать бережное отношение ко всему живому;
-воспитывать желание замечать красоту окружающей природы;
- воспитывать интерес к познанию природы через художественную литературу.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы: К. Ушинский «Капустная бабочка», В. Бианки «Муравейник зашевелился», «Приключения Муравьишки»,К. И. Чуковский «Муха – Цокотуха», «Тараканище», Л. Модзалевский «Мотылек»; Оборудование:
Иллюстрации насекомых (бабочка, пчела, божья коровка, муравей, стрекоза, комар, муха, кузнечик); аудио проигрыватель; аудиозаписи («Звуки природы», Н. Римский-Корсаков «Полёт шмеля»,А. Чайковский «Вальс цветов»,Майкапар «Мотылек»); клубок ниток; значки с изображением птиц, зверей, насекомых, растений, воды, солнца, воздуха, земли.
Ход занятия:
Звучит «Вальс цветов» Чайковского.
(Дети под музыку заходят в зал, садятся на стульчики.)
(В центре зала стоят деревья, на полу лежат плоскостные цветы.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. Куда мы с вами попали?
(На лесную поляну)
Воспитатель: А, вы, ничего не слышите? По–моему кто – то плачет?
(Воспитатель находит Муравьишку, прячет за спину)
Воспитатель: Чтобы узнать, кто это плачет, вы, ребятки, должны отгадать загадку.
На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята —
Вся жизнь их связана с трудом.
(Муравьи)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Правильно отгадали загадку.
Муравьишка:(выходит из-за спины воспитателя) Здравствуйте, ребята.
(Дети здороваются с Муравьишкой)
Воспитатель:Здравствуй, Муравьишка. Почему, ты, плачешь?
Муравьишка:«Залез я на берёзу. Долез до вершины, сел на листок и думаю:
"Отдохну немножко - и вниз".
А листок был плохой: жёлтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки.
Понесся листок через лес, через реку, через деревню. Лечу на листке, качаюсь - чуть жив от страха.
Занёс ветер листок на луг за деревней, да там и бросил. Листок упал на камень, я себе ноги отшиб. Лежу и думаю: "Пропала моя головушка! Не добраться мне теперь до дому. Место кругом ровное. Был бы здоров - сразу бы добежал, да вот беда: ноги болят. Обидно, - хоть землю кусай».
Воспитатель: Ну, что, ребята, узнали из какого рассказа наш гость?
(«Приключения Муравьишки»)
Воспитатель: Кто написал этот рассказ?
(В. Бианки)
Воспитатель: Кто в рассказеВ. БианкипомогМуравьишкидобраться домой?
(Гусеница Землемер, Паук – Сенокосец, Жужелица, Жучок – Блошачок, Кузнечик, Клоп – Водомерка, Майский Хрущ, Гусеница – Листоверка)
(Ответы детей сопровождаются показом слайдов к рассказу В. Бианки «Приключения Муравьишки»)
Воспитатель:Ребята, какие еще художественные произведения о насекомых вы знаете?
(В. Бианки «Муравейник зашевелился»,Модзалевский «Мотылек»; Б. Заходер «Про всех»; Ю. Энтин «О многих шестиногих; В. Лунин «Жук»; Ю. Мориц «Счастливый жук»; Е. Стеквашова «Муха»; А. Барто «Фонарик»; В. Бианки «Паучок – пилот»; Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики»; С. Михалков «Академия наук»; В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»); К. Ушинский «Пчёлки на разведках»; К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканище»)
Воспитатель: Не переживай, Муравьишка. Вот видишь, как много знают наши ребята. Мы тебе поможем добраться домой. Давайте вспомним, кто такой Муравьишка и где он живет? Муравьишка – это дикий зверь? Дикая птица?
(Муравьишка – это насекомое, он живет в траве)
Муравьишка: Я еще такой маленький и плохо знаю своих родственников.
Воспитатель: А мы тебе сейчас расскажем о них. Давайте, ребята, посмотрим, кто еще прячется на нашей полянке?
Дидактическая игра «Отгадай кто это?»(Приложение №5)
(Дети находят картинки с изображением насекомых, птиц и диких зверей).
Воспитатель: Ребята, а на всех картинках изображены насекомые?
(Нет)
Воспитатель: Покажите только те картинки, на которых изображены насекомые.
(Дети показывают картинку и называют насекомое).
(Пчела, муравей, бабочка, божья коровка, кузнечик, стрекоза, муха, комар)
Воспитатель: Молодцы! А что же общего у всех насекомых?
(Строение тела)
Воспитатель: Назовите основные части тела?
(Голова, грудь, брюшко, 6 ног, хоботок, усики, крылья)
Воспитатель: Верно, в какое время года появляются насекомые?
(Весной)
Воспитатель: Почему весной?
(Потому, что весной становится теплее, ярче светит солнце и вся природа просыпается)
Воспитатель: А, чтобы Муравьишка хорошо запомнил, давайте поиграем в игру.
Игра с мячом «Потому, что…»(Приложение №6)
Воспитатель:Молодцы, ребята, все правильно рассказали. Ну, что Муравьишка, запомнил? А сейчас мы приглашаем тебя поиграть с нами.
Физкультминутка
Муравей
Муравей нашел былинку. дети идут друг за другом по полянке;
Много было с ней хлопот.
Как бревно взвалил на спинку, кладут руки на плечё, имитируя несение груза;
И её домой несёт.
Он сгибается под ношей, идут, согнувшись;
Он ползет уже с трудом. ползут на четвереньках;
Но зато, какой хороший останавливаются, встают, изображают с
Муравьи возводят дом. помощью рук крышу дома над головой.
(З. Александрова)
Воспитатель: Как красива и щедра природа!
Сколько трав, деревьев и цветов!
Сколько окружает нас народа:
Мошек, бабочек, жуков и муравьев.
Только разведи рукой травинки -
Под листочком дремлет светлячок,
А вот здесь кузнечик чешет лапкой спинку,
Паутинку тянет крошка паучок.
(С. Николаева)
Воспитатель:Давайте присядем на нашу чудесную полянку и посмотрим, что нас окружает.
( Цветы: ромашка, клевер, подорожник, колокольчик, одуванчик, мать-и-мачеха)
Воспитатель: Все верно, много разных растений можно увидеть на полянке.
А если есть растения, то кого же мы обязательно увидим?
(Насекомых)
Воспитатель: Насекомые-самые многочисленные и древние обитатели нашей планеты. Они появились на Земле примерно 250 миллионов лет тому назад.
Куда бы вы ни пошли — в сад, на луг, в лес-всюду вас будут окружать насекомые : в траве ползёт жучок, над цветами вьются пчёлы и бабочки, стрекочут кузнечики, шуршат крыльями стрекозы. Подойдёшь к речке — и там насекомые : носятся стайки блестящих жуков-вертячек, а под водой, загребая лапками как вёслами, охотятся жуки-плавунцы.
(Воспитатель включает аудиозаписи «Звуки природы»,Майкапар «Мотылек», Римский - Корсаков «Полет шмеля»(Приложение №4 - диск)
Воспитатель: Как вы думаете, на что эта музыка, эти звуки похожи?
(На звуки, которые издают насекомые)
Воспитатель: Правильно. Хотите узнать, что это за насекомые, которых мы можем увидеть на полянке?
(Хотим)
Воспитатель:Я буду загадывать загадки, а вы старайтесь их отгадать.
(Ответы детей сопровождаются показом слайдов с изображением насекомых и звуками, которые издают насекомые)
1. Одевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко,
Это … (божья коровка).
Воспитатель: Какая она?
(Красная, яркая)
Воспитатель: Верно. Поэтому ее легко всем увидеть. Как же она защищается от врагов?Божья коровка выделяет очень горькую, желтую жидкость, едкую на вкус с неприятным запахом, а красный цвет божьи коровкиозначает - я не съедобная! Не прикасайтесь ко мне!
Воспитатель: Как вы думаете, божья коровка - это полезное насекомое или нет?
(Полезное)
Воспитатель: Какую она приносит пользу? (Она уничтожает тлю)
Воспитатель: Верно, она поедает маленьких букашек- тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.
Воспитатель:Отгадайте следующую загадку.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Бабочка)
Воспитатель:Чем питается бабочка?
(Соком растений, нектаром)
Воспитатель: Как она пьет нектар?
(Хоботком)
Воспитатель: Можно ли ловить бабочек? Почему?
(Нет, мы можем поранить бабочку)
Воспитатель:Крылья у бабочки покрыты маленькими цветными чешуйками, которые образуют пыльцу и помогают бабочкам летать. Если мы схватим бабочку за крылья, то чешуйки облетят, и бабочка не сможет летать. Что с ней случится?
(Погибнет)
Воспитатель:Как вы думаете, пользу или вред приносят бабочки?
(Пользу, опыляют растения)
Воспитатель: Следующее насекомое.
Он работник настоящий,
Очень - очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом.
(Муравей)
Воспитатель: Правильно, ребята это наш гость. Муравьи живут большими семьями. Как называется их дом? Из чегоони его строят?
(Муравейник строят из веточек, хвоинок, соломинок, травинок).
Воспитатель: Ты с нами согласен,Муравьишка?
Муравьишка: Да. Мы очень трудолюбивые насекомые. Каждый занят своим делом. У нас есть строители. Они строят муравейники, ремонтируют ходы и переходы. Есть уборщики, они чистят муравейники. Добытчикидобывают корм. Солдатызащищают муравейник.
Воспитатель: Муравьи полезные или вредные насекомые?
(Полезные, они поедают гусениц, тлю)
Воспитатель:Муравьи уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев. Их называют санитарами леса.
Воспитатель: Слушайте следующую загадку.
Прыгает пружинка -
Зеленая спинка,
С травы на былинку,
С ветки на тропинку.
(Кузнечик)
Воспитатель:Кузнечика мы заметим в траве? Почему?
(В траве его не видно, он зеленый, под цвет травы)
Воспитатель:А как мы можем узнать, есть кузнечик на полянке или нет?
(Мы услышим, как он стрекочет)
Воспитатель:Чем он делает такие звуки?
(Крыльями)
Воспитатель:Верно, он трет одно крылышко о другое и получается такая песня кузнечика.
Воспитатель:Питаются кузнечики листьями растений, мягкими семенами, мелкими насекомыми. Кузнечик полезное насекомое?
(Да, кузнечик уничтожает вредных насекомых и опыляет растения)
Воспитатель:Каких полезных насекомых вы еще знаете?
(Пчела, потому что дает нам мед, опыляет растения)
Воспитатель:Пчела трудолюбивое и очень полезное насекомое, которое производит вкуснейший и полезнейший мед. Эта букашка имеет свой характер и если вдруг она почувствует, что ее хотят обидеть — может ужалить. Но в целом она очень дружелюбная.
Речь с движениями
Ранним утром на цветок, дети бегают по полянке, машут руками,
Пчелка прилетела, как крыльями;
Опустила хоботок, останавливаются, садятся, опуская голову вниз;
И пыльцу поела.
Возвратилась в улей снова, встают, продолжают «летать» по полянке;
Позвала с собою:
«Там нектара очень много,
Полетим со мною!».
Зажужжали, закружились, кружатся, произнося звук[ж];
И вперед, на север!
Дружным роем опустились, останавливаются, садятся на поляну;
На душистый клевер.
И колышется лужок, встают, продолжают «летать» по полянке.
Пчелки там работают,
Будет сладенький медок
Зимою холодною (И. Гурина)
Воспитатель: Слушайте, ребята, следующую загадку
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(Стрекоза)
Воспитатель: Какую пользу для окружающей среды приносит стрекоза?
(стрекоза уничтожает комаров, мух)
Воспитатель: Слушайте следующие загадки:
Ходит ходок через потолок,
Всем надоедает, здоровью угрожает.
А как осень придёт,
Ещё и кусаться начнёт.
(Муха)
Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.
Кто его убьёт,
Тот кровь свою прольёт.
(Комар)
Воспитатель: Правильно отгадали. А как вы думаете, муха и комар приносят пользу людям? (ответы детей).А какую? Почему вы так думаете? (Мухи и комары разносят разные болезни, грязь).Значит, мы можем сказать, что мухи и комары – вредные для человека насекомые.
Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем в игру и узнаем кто из вас самый внимательный. А игра называется «Кого не стало?».
Игра «Кого не стало?»
Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображением насекомых. Дети рассматривают картинки, называют насекомыхи запоминают. По команде воспитателя дети отворачиваются. Воспитатель убираеткартинку с изображением одного насекомого. По команде воспитателя дети поворачиваются к столу, рассматривают и угадывают, какого насекомого не стало.
Воспитатель: Ну, что Муравьишка, с каким насекомым ты отправишься домой?
Муравьишка: Конечно с божьей коровкой. Ведь она самое безобидное насекомое. Спасибо, вам, ребята. До свидания!
Воспитатель:
Когда в душистом сквозняке
Присядешь летом в сосняке,
Внимательно вглядись вокруг –
Ты многое заметишь, друг.
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок.
И собирает мед пчела.
Все заняты, у всех дела.
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь.
(Л. Модзалевский)
Воспитатель: Скажите, ребята, нужны ли насекомые на земле, ведь многие из них кусаются, разносят болезни, губят растения? (Нужны)
Воспитатель: На земле, в природе, всё, что создано природой, всё нужно. Без насекомых погибли бы птицы, не расцвели бы цветы, ведь насекомые ихопыляют, перенося на своих мохнатых лапках пыльцу. Без насекомых не было бы так красиво на нашей планете Земля. И сейчас вы в этом убедитесь. Мы, ребята, поиграем в игру «Паутина жизни»
Игра «Паутина жизни» (Приложение № 7)
Воспитатель: Ниточки, которые соединили всех со всеми, существуют и в природе, только они невидимы, но связывают неразрывно одни природные объекты с другими, поэтому и называются «связями». Или даже «взаимосвязями», потому что эти объекты взаимно нужны друг другу. Взаимосвязи перекрещиваются, перепутываются, получается паутина, соединяющая каждого с каждым.
Педагог предлагает детям потянуть за свои ниточки, чтобы убедиться, насколько крепки эти связи. Или просит кого-то из персонажей отпустить свою ниточку: паутинка начнет рассыпаться.
Воспитатель: Так может случиться, если погибнет на нашей планете Земля хотя бы один вид растений или животных. В природе всё взаимосвязано. Каждое насекомое, даже если оно вредное для человека, может приносить пользу окружающей среде. Давайте будем внимательны и заботливы при встрече с обитателями природы. А чтобы не ошибиться, мы с вами будем изучать детскую энциклопедию живых обитателей растительного и животного мира.
В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки…
Природа-мать им жизнь дала.
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути –
Не обижай, а отойди!
Без насекомых лес, друг мой,
И одинокий, и пустой…
(Б. Заходер)
Воспитатель: Теперь пора возвращаться домой. Закроем глаза и медленно покружимся.
(Воспитатель убирает с ковра плоскостные цветы, деревья)
Воспитатель: Открываем глаза. Мы снова в нашем детском саду. Понравилась вам прогулка на полянку? Кого мы там видели?
(Насекомых)
Воспитатель: Назовите этих насекомых.
(Божья коровка, муравей, стрекоза, бабочка, кузнечик – это полезные для окружающей среды насекомые. Ведь они уничтожают тлю, вредных насекомых, опыляют растения. Пчела – это тоже полезное насекомое. Пчела даетлюдям мед, опыляет растения).
Воспитатель: Какую пользу они приносят?
Воспитатель: Назовите вредныхнасекомых. Какой вред от них?
(Комар и муха разносят разные болезни, они могут нас заразить.)
Воспитатель: Должны ли мы уничтожать в природе вредных для человека насекомых?
(Мы не должны истреблять насекомых в природе, ведь в природе все ее объектывзаимосвязаны между собой)
Воспитатель: Молодцы! Все верно рассказали.