Маргарита Баландина
Краткосрочный познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный познавательно-исследовательский
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Вид проекта: групповой, краткосрочный (март - апрель 2023.)
Участники проекта:
- дети старшей группы (5 - 6 лет);
- воспитатели – Баландина М. В.
- родители воспитанников.
Публикация «Краткосрочный познавательно-исследовательский проект в старшей группе „Огород на окне“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность: Современные родители уверены, что заинтересовать детей в наше время можно только гаджетами, интернетом. Родители используют свои дачи только для отдыха, а многие пытаются что-то вырастить, не привлекая в этот процесс детей. Царство растений начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, как прорастает семя, как появляется отросток и начинает расти, что необходимо, для жизни растения. Только с помощью взрослых ребенок может понять: откуда и как появился, например, помидор? Что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое растение от слабого, требующего ухода. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать, ухаживать за ним и никогда не навредит другим растениям. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Дети любознательны. Для того, чтобы развить у них познавательную активность, надо научить их исследовать еще неизведанное. Все это происходит в практической деятельности и наблюдении. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста недостаточно имеют знания и представления о необходимых условиях для роста и развития растений. Эти задачи можно решить в весенний период, организовав в помещении детского сада «огород на окне», выращивая различные культуры.
Цель: развитие познавательной активности детей с помощью исследовательской деятельности в процессе выращивания семян и ухода за растениями, создание условий для проектно – исследовательской деятельности и организации художественно-продуктивной творческой деятельности.
Задачи:
1. Расширять и систематизировать знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, горох, огурцы, цветы);
3. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
4. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
5. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
6. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
7. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
8. Учить выполнять индивидуальные поручения, и коллективные задания.
9. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Гипотеза:
Можно ли вырастить урожай в комнатных условиях.
Проблемная ситуация:
Недостаточные знания детей о культурных и дикорастущих растениях, способах и условиях выращивания культурных растений, об их пользе для человека, недостаточно опыта в исследовательской деятельности за выращиваемыми овощными культурами.
Предполагаемый результат:
1. Формирование у детей экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской деятельности выращивание растений из семян.
2. Развитие познавательной активности детей с помощью исследовательской деятельности.
3. Ознакомление детей с условиями содержания растений и научатся ухаживать за ними, будут учиться любоваться красотой растительного мира.
4. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
5. Формирование у детей трудолюбия и бережного отношения к природе.
Работа с родителями:
- Обсудить цели и задачи проекта.
- Организовать условия для посадки растений.
- Подготовить необходимый инвентарь, семена и землю для посадки.
- Подготовка информации для родительских уголков
- Анкетирование родителей.
- Консультация для родителей: «Развивайся, помогая и исследуя».
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Создание условий для исследовательской деятельности.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Чтение художественной литературы по теме
• Организация предметно – развивающей среды.
• Изготовление дидактических игр и пособий.
•Изготовление дневника наблюдений.
• Разработка цикла наблюдений, занятий.
2 этап. Реализация проекта:
- беседы: «Зачем нужен огород?», «Огород на окне», «Можно ли вырастить растения на подоконнике?», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Как ухаживать за растениями?»,
- просмотр с детьми мультфильма «Незнайка на луне», «Чиполлино», Сказки В. Сутеева;
- просмотр презентаций: «Культурные растения», «Солнце и вода для растений»;
- рассматривание альбомов «Культурные растения», «Овощи и фрукты», «Дикорастущие растения»;
- отгадывание загадок про культурные растения;
- пересказывание сказок: «Репка», «Вершки и корешки»;
- лепка «Корзина с овощами и фруктами» из пластилина;
- дидактические игры: Лото «Что где растет?», «Аптека Айболита», «Следопыты», «Чудесный мешочек», «С какого дерева плод? «Узнай на вкус»; «Части растений»
- Сюжетно - ролевая игра: Магазин «Овощи и фрукты»; «Поездка на дачу», «Мамины помощники».
- составление различных историй детей «Мой любимый овощ»;
- сбор коллекций семян;
- рассматривание натуральных образцов овощей (сравнить их по форме, цвету, размеру, вкусу).
- посадка семян петуньи, укропа, огурцов, лука, моркови, свёклы в землю;
- практическая деятельность на «огороде» - продолжать учить детей правильно ухаживать за посаженными растениями, правильно пользоваться инвентарем, создавая им все необходимые условия;
- опытно-экспериментальная деятельность: «Рассматривание семян через лупу», «Рыхление почвы», «Строение растений», «Рост и развитие растений», «Вода и растение», «Солнце и растение», «Проращивание семян»; «Корневая система», «Узнаем, какая земля», «Наблюдение за ростом лука в различных условиях: земля, вода» (вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука);
- заполнение дневника наблюдений за растениями на протяжении проекта;
- Итоговая беседа с детьми «Что вырастили?»
Заключительный этап:
проанализировать и обобщить полученные результаты после проведенной исследовательской деятельности. Сбор урожая, употребление его в пищу.
Вывод: В ходе познавательно-исследовательской деятельности по проекту у детей сформировались экологические знания. Ребята активно проявляли интерес к объектам наблюдения, познакомились с условиями содержания растений и научились ухаживать за ними, сравнивать их по размеру и любоваться красотой растительного мира. У детей сформировались знания о росте растений в комнатных условиях. Дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. Ребята стали бережно относиться к природе.