Анна Риконнен
Краткосрочная образовательная программа по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шашки
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочная образовательная программа по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шашки.
Девчонки и мальчишки:
Никитки и Наташки,
Грызут гранит науки,
Зовут который «шашки».
Не легкая задача,
Не куклы – неваляшки!
Познать хотят игрушку
С названьем «чудо – шашки»!
И вскоре от победы
Забегают мурашки,
В восторге скажут детки:
«Ох уж эти шашки!»
Актуальность:
Публикация «Краткосрочная образовательная программа по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шашки» размещена в разделах
- Игры для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
Шашки по праву признана одной из самых интеллектуальных игр, поэтому, прежде всего, она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, что очень важно для подготовки к школе. Поскольку большая часть детей в дошкольном возрасте по своей природе очень подвижны и активны и им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то эта волшебная игра ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость. А также эта игра воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям. Более того, работа в предусматривает совместную деятельность детей, что совершенствует навыки общения, воспитывает доброжелательное отношение детей друг к другу, тем самым создавая благоприятный эмоциональный фон в группе.
Проблема:
- Неумение детей играть в данную настольную игру;
- У детей не формировано такое качество, как усидчивость, им трудно сосредоточить внимание;
Цель: Способствовать развитию у детей мышления, внимания и усидчивости через настольную игру в шашки.
Задачи:
1. Обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.
2. Развитие умственных способностей детей : логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
3. Упражнять в умении ориентироваться на плоскости, закрепить понятия: вертикальные, горизонтальные линии, познакомить с диагональной линией, в умении составлять алгоритм деятельности.
4. Воспитание у детей умения применять полученные знания на практике, настойчивости, целеустремленности, развитие стремления к самостоятельности.
5. Обогащать словарь детей новыми словами : шашист, турнир, партнёр, диагональ, ничья.
Срок реализации: Февраль – март, 2015 г. ;
Формы и режим: Индивидуальные и подгрупповые встречи по 25 минут в вечернее время.
Количество: 7 встреч.
Ожидаемые результаты: По окончанию всех занятий обучения детей игре в шашки дети должны уметь играть в шашки, мысленно рассуждать в ходе игры при каждом очередном шаге, анализировать правильные и ошибочные ходы, предвидеть ходы соперника на несколько шагов вперед, строить хитроумные шашечные комбинации, а также из множества ходов выделять самый верный и целесообразный. (Умеют думать).
Список литературы:
1. Литвинович В. С., Негра Н. Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.
2. Сидлин А. М. Как научиться играть в шашки. – М. : Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.
3. Шашки для детей/ В. К. Погрибной, В. Я. Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/ Д: Феникс, 2010. – 137 с.
4. Интернет ресурсы;
Материал: шашки с досками, шашечная литература для педагога. Доски делаем своими руками. Фишки – это колпачки от бутылок из подсолнечного масла. Доски и фишки - все разноцветные.
№ Тема Цель Задачи Содержание Результат
1. История игры;
Познакомить с историей возникновения игры; Рассказать историю возникновения игры; Рассказ, показ иллюстраций, беседа. (На Руси шашки появились в 10 веке. Шашки были найдены на территории Киевской Руси. Найденные шашки были сделаны из глины, дерева, камня и янтаря, этот факт говорит о том, что в эту игру любили играть люди всех слоев населения). Знание детей истории возникновения игры;
2. Шашки на игровом поле; Продемонстрировать им доску, фишки черного и белого цветов;
Научить правильно расставлять шашки на игровом поле, объяснить, почему все шашки ставятся только на темные клеточки (это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре); Показ и объяснение расположения шашечной доски или шашечницы знакомство с горизонталями, вертикалями.
Игра «Выбери свой цвет». (Игроки выбирают шашечные доски разных цветов).
Игра «Кто быстрее разложит шашки на доске?»
1) Начинать бой можешь смело –
Первый ход всегда за белой!
2) Шашки медленно, но метко
Шагают лишь по черным клеткам! Умение детей расставить шашек на игровом поле;
3. Ход шашек; Продолжать знакомство с основными правилами игры; Четко сформулировать суть игры, которая заключается в том, чтобы при продвижении своих шашек вперед, уничтожить шашки соперника или перекрыть ему все ходы; Обучение шашечным ходам, показ и объяснение «тихого хода», «ударного хода»
3) Наверно, шашкам не везет,
Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!
4) Знают все: и стар, и млад,
Шашкой бьем вперед – назад!
5) Шашка соперника сразу погибнет,
Если твоя ее перепрыгнет! Продвижение шашек на игровом поле согласно правилу игры;
4. «Дамка»; Продолжать знакомство с основными правилами игры; Показ и объяснение превращения шашки в дамку, правила её передвижений по доске.
6) Поля вдруг конец настанет,
Сразу шашка «дамкой» станет!
7) Чтоб твою «дамку» не поймали,
Ход ее по всей диагонали! Ход «Дамкой»
5. Шашечные хитрости; Знакомить детей с практическими действиями; Демонстрация простых, но показательных и увлекательных фрагментов игры в шашки и решение простых шашечных задач); Умение детей брать за фук;
6. Игра в шашки; Доносить и подчеркивать мысль о том, что для достижения успешных результатов в игре в шашки, нужно много тренироваться и относиться к этому делу серьезно и ответственно. Игры соревновательного характера; Практическая игра;
7. Шашечные соревнования шашистов; Учить играть не спеша, думать;
В случае поражения в игре, необходимо научить ребенка относиться к данной ситуации спокойно и выдержано, не огорчаться, а делать выводы, учить анализировать ошибки.
В парах соревнования. Выигравшие выходят на второй тур, затем финал. В финале дети играют шашки с конфетами. Умение детей мысленно рассуждать в ходе игры при каждом очередном шаге, анализировать правильные и ошибочные ходы, предвидеть ходы соперника на несколько шагов вперед, строить хитроумные шашечные комбинации, а также из множества ходов выделять самый верный и целесообразный.
Приложения.
Стихи
1. Здравствуйте, ровесники!
Сегодня мы соперники.
Во всём удачи мы желаем,
И на турнир Вас приглашаем!
2. Шашка древняя игра
Она полезна и нужна.
Быть внимательным и честным
Учит нас всегда.
3. Шашки - игра настольная.
Желающим доступная.
Нужна не только логика,
Но и воля сильная.
4. Иди в наш детский сад,
Там научишься играть.
И возможно, будешь многих
Через время побеждать.
5. Встретимся сегодня
Силы измерять.
На что способны дети
Всем вам показать.
6. Дети современности
Знают много ценностей.
Мы едины и дружны,
И энергией полны.
Правила игры:
• Тронул – ходи.
• При «тихом ходе шашка перемещается только вперёд»
• Дамка может двигаться в любом направлении и на любое расстояние.
• Если шашка доходит до последней горизонтальной линии, то превращается в дамку.
• Если по пути бьющей шашки стоит несколько шашек соперника, необходимо побить их все.
• Ударный ход может быть совершён как вперёд, так и назад.
• Взятие шашки соперника является обязательным
Джентельменские правила.
• Не следует подсказывать, отвлекать внимание соперника.
• Не смеяться над проигрышем другого.
• Шашки снимать аккуратно, без лишнего шума.
Вывод: во время игры в шашки нужно вести себя как воспитанный и культурный человек.
- Ребята, а когда партия считается законченной?
• если у соперника не осталось ни одной фишки;
• если у соперника есть фишки, но он не может сделать ход, это происходит при замирании шашек;
• если соперник сам себя признаёт побеждённым;
• в том случае, если ничья (это окончание игры, когда никому не присуждается победа)
В. : Помните, что проигрыш нельзя считать чем-то позорным.
Правила игры в Русские шашки
Используется доска 8х8 клеток. У каждого игрока в начальной позиции по 12 фишек — так называемых простых шашек, которые занимают первые три ряда с каждой стороны.
В ходе игры шашки движутся по чёрным полям, они могут вставать только на незанятые поля. Простая шашка может ходить по диагонали вперёд на одну клетку и бить вперед и назад.
При достижении дамочного поля или при бое через дамочное поле простая шашка превращается в дамку и продолжает бой по правилам дамки (теперь она может ходить на любое число полей по диагонали в любом направлении).
За один ход шашку противника можно побить только один раз Согласно этому правилу если при бое нескольких шашек противника шашка или дамка повторно выходит на уже побитую шашку, то ход останавливается. Побитые шашки противника снимаются только после завершения хода.
Игрок на своём ходу обязан побить шашку противника, если у него есть такая возможность, но при нескольких вариантах боя игрок волен выбрать любой. Пропуск хода не допускается.
Анализ работы КОП по обучению игре в шашки.
2014-2015 учебном году в старшей группе № 2 мною был проведён КОП по обучению детей игре в шашки. Обучались восемь детей. Были организованы семь встреч, по окончанию которых дети научились простым комбинациям, теории и практике шашечной игры; производить расчеты на несколько ходов вперед; В конце был организован шашечный турнир, где у детей проявились такие качества, как настойчивость, целеустремлённость, самостоятельность; Могли анализировать правильные и ошибочные ходы, предвидеть ходы соперника на несколько шагов вперед.