Наталья Нижевясова
«Познавательно — речевое развитие в игре детей старшего дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие дошкольника было и остается главной задачей в деятельности педагога ДОУ, так как оно неразрывно связано с формированием мышления,с приобретением знаний, развитием всех психических функций, с самовыражением, познанием других людей.
Публикация «„Познавательно — речевое развитие в игре детей старшего дошкольного возраста“,» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Работа по развитию речи осуществляется не только на занятиях, но и в режимных моментах, в трудовой деятельности детей, в игре. Игра развивает язык, а язык организует игру.
В старшем дошкольном возрасте дети участвуют во всем многообразии игр: сюжетно – ролевых, строительно – конструктивных, режиссерских, театральных, играх – драматизациях, народных, хороводных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях, в играх – экспериментировании.
Старшие дошкольники самостоятельно создают игровую обстановку, договариваются о сюжете, распределяют роли. Воспитатель участвует в игре на правах партнера через игровой образ.
Главное – сохранить самостоятельность игры и пробудить игровое творчество детей, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки.
1. Творческие игры. Они отражают как впечатление от реальной жизни (больница, школа, магазин, почта, парикмахерская, путешествие, так и фантазийные образы, навеянные сказками, игрой («Космодром», «Лесная школа»,и т. д.)
Освоить игровое сюжетосложение : сначала через передачу в игре знакомых сказок и историй, затем через внесение изменений в известный сказочный сюжет, после чего перейти к совместному сложению новых творческих сюжетов.
В распределении ролей используем: считалочки, жребий. Передавать в роли не только систему игровых действий и отношений, но и настроение, характер персонажа (любящая мать, капризная или послушная дочь). В игре пользоваться приемом условного проигрывания части сюжета («как будто»). Стремиться к выразительной передаче игрового образа.
2. В режиссерских играх действовать и говорить от имени разных персонажей, сочетать движения игрушек с речью. Говорить, исполнять стихи, петь песни в соответствии с игровым образом. (медведица – густой, низкий голос; зайчик – тоненький).
К концу дошкольного возраста дети должны уметь творчески разворачивать сюжет игры в воображаемом, словесном плане. Придумывать сюжетные линии, передавать свои впечатления. В этом возрасте ребенок уже знает несколько дидактических игр и умеет их организовать. Умеет объяснить сверстнику правила игры, создать игровую обстановку, обогащает сюжет, фантазирует, придумывает новые правила игры.
Это игры на сравнение по нескольким признакам: «Живое – неживое», «Съедобное - несъедобное». Узнай по описанию: «Угадай, что задумали». Игры связанные с ориентировкой: «Найти путь к домику».
Игры на осуществление контрольно – проверочных действий «Найди отличия».
3. Речевые игры. Народные игры «Садовник», «Краски», «Катилася торба с высокого горба». Цель воспитателя – обогащать игровой опыт каждого ребенка, повысить результативность познавательно – речевой работы с детьми.
В ДОУ используют комплексно – игровую методику.
Особенности методики.
1. Методика игровая.
2. Во все игры включаются движения.
3. Релаксационные упражнения, психогимнастика, музыка.
4. Игры, связанные с темой занятия.
5. Дифференцированный подход.
6. Учитывается эмоциональное состояние ребенка, его настроение и желание.
7. Учитываются интересы мальчиков и девочек.
8. Она ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения.
9. Разнообразное построение занятий.
Все это позволяет добиться устойчивого внимания детей, поддержания интереса на протяжении всего занятия.