Бурлакова Светлана Николаевна
Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с ребенком с ОВЗ «Волшебная страна»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающее занятия для детей с ОВЗ "Волшебная страна"
Цель занятия : помочь детям справится с переживаниями, которые препятствуют их адаптации и социализации в образовательной среде, и оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов.
Задачи:
• Формирование адекватных форм поведения.
• Снятие состояния эмоционального дискомфорта.
• Коррекция познавательной сферы (памяти, внимания, мышления, восприятия)
• Развитие крупной и мелкой моторики.
• расширить знания о диких животных,
Публикация «Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с ребенком с ОВЗ „Волшебная страна“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
• развивать произвольное поведение
Занятие предполагают деление на два блока:
1. Гармонизация личности.
2. Формирование положительных предпосылок к учебной деятельности, коррекция и развитие познавательной сферы и моторики.
Занятие включают в себя следующие методы:
• коррекционно-развивающие игры и упражнения для мелкой моторики;
• творческие игры и задания;
• оздоровительные игры и упражнения;
• беседа с ребёнком;
• релаксационные паузы и моменты;
Продолжительность занятия : 20-25 мин.
Оборудование: ноутбук, колокольчик, ежик из фетра для игры с прищепками, шарик массажер Су-Джок,разрезные фигуры, контейнер с пуговицами,фигуры животных (заяц,медведь,змейка,паучки) .
Предполагаемые результаты
• развитие познавательной активности детей;
• развитие обще интеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
• формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
• психокоррекция поведения ребенка;
• социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
Содержание занятия
Звучит расслабляющая музыка.
1. Ритуал приветствия «Колокольчики»
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения
Психолог: Звенит волшебный колокольчик, а значит мы с тобой отправляемся в волшебную комнату. Шепотом, чтобы не спугнуть волшебство поздороваемся : «Здравствуй, волшебная комната!» (заходя, машут рукой).
Сегодня мы с тобой переместимся в страну чудес, по которой будем путешествовать. Чтобы попасть в страну чудес, волшебную силу нам даст колокольчик. Закрой глаза и слушай перезвон. Чем внимательнее ты будешь слушать, тем больше силы получишь. Открывай глаза, мы уже в волшебной стране.
- Где могут случаться чудеса? Правильно, в сказке. Мы сейчас с тобой тоже будем путешествовать. А в стране чудес мы будем выполнять разные интересные задания!
Психолог: Мы попали в творческую мастерскую «Волшебная страна». Мы с тобой выполним три волшебных заданий и научимся делать чудеса, то есть создавать хорошее настроение своими руками.
Для хорошего настроения мы создадим волшебный лес. Посмотри, что-то не так в этом сказочном лесу. Где же солнышко? Где звери? Птицы, насекомые? Да вот же они…Но что-то сними не так. Злой волшебник заколдовал их и перепутал все волшебные прищепки и твоя задача все вернуть на места и распределить прищепки по цвету, превратив волшебный лес в настоящее чудо. Но перед тем как начать выполнять задание мы с тобой повторим основные цвета.
Игра «Соотнеси по цвету».
2. Задание «Творческая мастерская»
Применение своими руками: «Игры с прищепками».Игра с ежиком (прищипываение на ежика из фетра,прищепки)
Психолог: У нашего ёжика есть друзья такие же колючие ёжики как и он сам, они хотят с тобой сейчас немного поиграть.
3. Упражнения с шариком массажером Су-Джок
Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/
Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/
И катались по траве, /катать вперед – назад/
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/
Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/
Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/
4. Задание «Головоломка»
Психолог: Сейчас мы с тобой будем выполнять следующее задания на сообразительность. Нужно собрать из фигур (овал,олуовал,круг) цветного картона фигуру зайчика,. А теперь будем собирать головоломку.
5. Релаксационное упражнение «Волшебный сон»
Психолог. мы немножечко устали, давайте отдохнем. Представь, что ты находишься в лесу на цветочной поляне, вокруг летают красивые бабочки, такие же, каких мы сегодня делали, поют птички, ярко светит солнышко. Располагайся по удобнее и слушайте мой голос.
(звучат звуки природы)
Реснички опускаются
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем (2 раза)
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко,
Напряженье улетело
И расслаблено все тело (2 раза)
Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке.
Греет солнышко сейчас
Ноги теплые у нас
Жарче солнышко сейчас
Тело теплое у нас
Дышится легко, ровно, глубоко
(длительная пауза)
Мы спокойно отдыхали
Сном волшебным засыпали
Хорошо нам отдыхать
Но пора уже вставать.
Реснички поднимаются
Глазки открываются.
Психолог: пока мы с тобой отдыхали наши звери спрятались от тебя, хотят поиграть с тобой в прятки. А знаешь, где они спрятались? Тс! У них есть своя тайна, я тебе её открою. Они спрятались в сыпучем океане. Давай попробуй их отыскать. Для этого очень осторожно опусти обе ручки в этот океан. (контейнер с пуговицами, в котором спрятаны фигурки животных). Видишь,какой он глубокий.
Ребёнок находит фигурки животных, дети с помощью психолога называют их.
Я тебе открою тайну. Что все эти животные обитатели песочного острова. Каждую ночь они появляются на этом острове и оставляют свои следы.
Вот он песочный остров. Давай оставим на нём следы.
6. Игры с песком
Упражнение "Необыкновенные следы"
Цель: развитие тактильной чувствительности.
"Идут медвежата" — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
"Прыгают зайцы" — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
"Бегут жучки-паучки" — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — "жучки здороваются").
Психолог: А куда теперь поползли наши паучки? Слушай внимательно и повторяй за мной.
Пальчиковая гимнастика “Паучок”
Паучок ходил по ветке, (Руки скрещены, пальцы каждой руки“бегут” по столу
А за ним ходили детки. По предплечью, а затем по плечам обеих. рук)
Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие движения)
Паучков на землю смыл. хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,пальцы растопырены, качаем руками.)
Паучок ползет опять, (Действия аналогичны первоначальным.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять по ветке. (“Паучки” ползают по голове.)
Психолог: Наши паучки попали в чудесную страну.
«Посмотрите, Сказочная страна еще пустынна. В ней нет ни рек, ни озер, ни лесов, ни жителей. Давай попробуем все вместе создать Сказочную Страну. Поселим всех животных на песочный остров. Психолог берет фигурку в последнюю очередь. Ребёнок с помощью психолога создают сказочную картину.
«Ну вот, наша страна ожила. В ней появились река, лес, сказочные жители.
Давайте познакомимся, кто ещё живет в нашей Сказочной Стране?».
Мы сегодня с тобой как волшебники славно потрудились. Мы создали сказочную страну, познакомились с её жителями. А теперь нам пора возвращаться домой.
Литература
1. Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: Методическое пособие / Под общей ред. Е. Е. Чепурных. – М. – Ярославль : Центр «Ресурс», 2002.
2. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья : Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В. Л. Жевнерова, Л. Б. Баряевой, Ю. С. Галлямовой. – СПб. : ХОКА, 2007 – ч. 1 : Темная сенсорная комната.
3. Катаева А. А., Стребелева Е. А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников» - Москва, 1991.
4. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению» - Ярославль, 1997.
5. Мамайчук И. И. «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии» -Спб., 2003.
6. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья : Учебно-методическое пособие /Под ред. В. Л. Женеврова, Л. Б. Баряевой, Ю. С. Галлямовой. – СПб. : ХОКА, 2007
7. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. Г. Г. Колос. –М. : АРКТИ, 2006
8. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате : Практическое пособие для ДОУ. – М. : АРКТИ, 2008.
9. Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. – М. : Просвещение, 1990. – 128 с. : ил. ;
10. Н. А. Сакович. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2008.