Ольга Ваганова
Кабинет педагога-психолога — это «волшебная» комната для ребят
▼ Скачать + Заказать документы
Мой небольшой опыт работы привёл меня к мысли о том, что детей нужно любить и принимать такими, какие они есть, признавать уникальность каждого. Я приверженец личностно-ориентированного подхода в воспитании детей и главным требованием к моей работе является организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёта его индивидуальных особенностей, отношения к нему как к полноправному участнику воспитательного процесса.
Публикация «Кабинет педагога-психолога — это „волшебная“ комната для ребят» размещена в разделах
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» октябрь 2017
Я стараюсь приспособиться к процессу развития ребёнка и не вмешиваюсь в его течение. Но важно не пустить процесс воспитания на самотёк. Следует создать условия для саморазвития ребёнка, организовать весь воспитательно-образовательный процесс таким образом, чтобы, видя трудности ребёнка, суметь вовремя ему помочь. И здесь на ум мне приходит высказывание А. С. Макаренко «Воспитывает не сам воспитатель, а среда». И первый год своей работы, я посветила созданию той среды, в которой ребенок бы играл и развивался. И теперь в нашем детском саду есть волшебная комната, которая является комнатой психологической разгрузки, релаксации для детей. Комната представляет собой помещение, оборудованное по моему индивидуальному проекту, где каждый ребенок пребывает в безопасной и комфортной обстановке. В моей комнате, говоря языком детей, происходят настоящие чудеса, не похожие ни на что. И хозяйка там – волшебница. А если говорить на языке специалистов, это сенсорная комната, т. е. особым образом организованная среда, наполненная различного рода стимуляторами (зрительных и слуховых анализаторов, осязания, вестибулярного аппарата, активизирующими мозг. Занятия в сенсорной комнате я провожу в игровой форме по подгруппам и индивидуально. В атмосфере медленно плывущего света, под успокаивающую музыку малыш словно попадает в сказку. Сочетание музыки, цвета, тактильных ощущений уже через 5-10 минут приводит в состояние релаксации (расслабления, безопасности и комфорта, что способствует быстрому восстановлению сил и работоспособности. Я не зря сказала, что моя сенсорная комната, создана по индивидуальному проекту, потому что практически все оборудование сенсорной комнаты сделано моими руками, учитывая интересы и особенности детей.
Мною давно замечено, что детей больше интересуют не игрушки, а бытовые предметы: прищепки, тарелочки, баночки, крупы, которые я и использую на своих занятиях. В своей работе использую упражнения практической жизни, которые включают в себя переливание, пересыпание, сортировку материала — все, что развивает мелкую моторику. Стараюсь делать каждый день их маленьким праздником. Знания, полученные во время игры, дети применяют и в жизни. В этом мне помогает Сенсорный куб:
Сухой душ с подсветкой. Шелковые ленты спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Разноцветные «струи» стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира, что особенно подходит для замкнутых детей. Получается эффект светящегося разными цветами дождя. Сухой душ также используется для входа в занятие и при выходе из игровой ситуации в качестве «волшебного дождя».
Сенсорные игрушки. Использование сенсорных игрушек помогают мне преодолеть адаптацию вновь пришедших детей раннего возраста. Их я сделала из детских мочалок, у них разнофактурная поверхность, они разные по весу, а так же внутри различные звуковые эффекты.
Сенсорная тропа. Сенсорная тропа – дорожка для тактильной стимуляции ног. Ходьба босиком по таким «кочкам» полезна для развития тактильного восприятия, координации и профилактики плоскостопия. А еще они очень забавные, дети любят по ним не только ходить, но и играть: закрытыми глазами они на ощупь определяют ногами чем наполнены следы.
Светотерапия. Светотерапию использую для влияния на настроение и общее состояние ребенка. Нахождение в различных лучах цвета, дает хорошие результаты для самочувствия детей.
Тактильное оборудование. Я долго думала: как можно максимально развивать ребенка и сочетать это с наиболее интересной для него деятельностью? И мне пришла мысль о сказках, где главным героем является сам ребенок. Тактильная среда сенсорной комнаты позволяет освоить новые ощущения и развивать тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию. Мои «книжки-развивашки» я шью из натуральной ткани, использую всевозможные застежки, шнуровки, липучки, шумелки, звоночки и прочие детские радости. Мне нравится, что дети сами придумывают себе задание, с удовольствием играют, и на одной и той же страничке можно играть по-разному, это развивает воображение ребенка, мышление и др. психические функции. Я учитываю возрастные особенности и интересы каждого ребенка, и для каждого у меня есть своя интересная страничка. А еще в самом неожиданном месте, в самом маленьком кармашке под замком, можно найти конфетку, но сначала надо все внимательно обследовать и преодолеть препятствие. А если вдруг ребенок загрустит, то его развеселят разноцветные жители «мягкого государства».
Когда я увидела, как работают книжки, я начала шить «игрушки-развивашки». Дети очень любят домик, в котором каждая сторона открывается своим способом, а за дверью - много интересного. Все оборудование мобильно, дети могут заниматься там, где им наиболее комфортно, по одному или группами. Самым важным и уникальным, моей работы в «Волшебной комнате», является то, что, независимо от направлений работы и планируемых результатов, сложности нарушения развития или поведения, мои занятия позволяют повысить функциональные и адаптивные возможности организма и активизировать индивидуальный ресурс каждого ребенка, создавая тем самым возможность успешной интеграции в социуме. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что реализация системы индивидуально- подгрупповой работы в сенсорной комнате способствует снижению агрессивных проявлений, здоровьесбережению, снятию эмоционального и физического напряжения, развитию психически познавательных процессов, развитию общей и мелкой моторики, установлению доверительных отношений.
Мое педагогическое кредо :
«Исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития»
Мой лозунг:
«У тебя всё получится,
в случае необходимости можешь рассчитывать на мою помощь!»
Моя позиция:
«РЯДОМ» - позиция друга, помощника, наставника, когда это нужно.
Мой способ общения:
«Понимание, помощь, диалог, поддержка!»