Наталья Иванова
Коррекционно-развивающее занятие для детей старшей логопедической группы «Лес. Ягоды. Грибы»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-обучающие задачи: - уточнить и расширить представление детей о лесе, грибах, ягодах; - формировать понятия «лес», «грибы», «ягоды»; - активизировать словарь по теме, учить точно и полно отвечать на вопросы, составлять предложения; - совершенствовать грамматический строй речи, закреплять навык образования множественного и уменьшительно-ласкательных форм существительных, упражнять в использовании предлогов.
Темочки:
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесные ягоды
- Логопедические конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие задачи: - развивать логическое мышление, зрительное внимание, речевой слух и фонематическое восприятие, память, память слуховую и зрительную, физиологическое дыхание и правильный речевой выдох, координацию речи с движениями; -развивать фонематический звук; - развивать артикуляционную моторику; - развивать мелкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные задачи: - формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности; - воспитание любви к природе.
Оборудование: - таблицы: «Узнай гриб по контуру», «Узнай ягоду по силуэту»; -демонстрационный материал – иллюстрации: осеннего леса, «Ежик и Медвежонок», «Ежик сушит грибы», картинки с изображением грибов, дидактический материал к игре «Четвертый лишний»; - раздаточный материал: пособие для дыхательного упражнения «листопад», фигурка желудя, шарик су-джок, цветные карандаши, листы с печатной основой «земляника», «гриб» для штриховки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I.Организационный момент.
Воспитатель:
1,2,3,4,5 – начинаю я считать
Раз – гостей я пригласила.
Два – и ребят не позабыла!
- Ребята, давайте поздороваемся с гостями и подарим им тепло наших улыбок (дети здороваются).
II.Вводная часть.
Воспитатель: - А вас, ребята, я сегодня снова приглашаю в лес.
III. Основная часть.
- Давайте поздороваемся с лесом, вспомним нашу физкультминутку.
1. Координация речи с движением «Здравствуй, лес, прекрасный лес!"
•Здравствуй, лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны)
Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Ты о чем шумишь листвою (Руки подняты вверх)
Ночью темной, грозовою. (Выполнять покачивания направо-налево)
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица? (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)
Все открой, не утаи. (Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)
Ты же видишь – Мы свои! (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди).
2. Артикуляционная гимнастика. Чистоговорка.
- А я вспомнила лесную чистоговорку. Давайте проговорим ее.
•Су-су-су - погуляем мы в лесу;
Су-су-су - воздух свеженький в лесу;
Ать-ать-ать - в лесу легко дышать;
Ать-ать-ать – в лесу мы будем отдыхать;
Ать-ать-ать – лес нам нужно охранять.
- Прошу вас, ребята, занять свои места.
3. Лексико-грамматическое упражнение, употребление Р. П. существительных «Чего в лесу много».
- Скажите, ребята, чего или кого в лесу много? (деревьев, кустов, цветов, ягод, грибов, насекомых и т. д.). - Возьмите карточки, на которых изображено то, о чем вы будете рассказывать. Дети составляют предложения, например «В лесу много деревьев».
4. Дидактическое упражнение «Какой лист». - Все верно, ребята. У вас на столах лежат осенние листики, которых тоже очень много в лесу. Положите их перед собой. Посмотрите внимательно и скажите, у кого какой лист. Начну я.
– У меня лист осины. Осиновый лист. - Кто продолжит?
Дети говорят: - У меня лист березы. Березовый лист. – У меня лист клена. Кленовый лис. – У меня лист дуба. Дубовый лист. – У меня лист липы. Липовый лист. И т. д.
5. Дыхательная гимнастика «Листопад». Упражнение выполняется в сопровождении музыки.
- А как мы называем явление, когда с деревьев начинают опадать листья. (Листопад). - Давайте мы сами устроим листопад. Давайте подуем на наши листочки. Только помним, когда дуем, губы трубочкой, щеки не надуваем. Итак, раз, два, три - листопад начнись.
(Дети дуют на листочки. Повторяем 3 раза). - Молодцы! У нас получился очень красивый осенний листопад.
6. Д/упражнение «Назови ласково»
- А сейчас я с корзиночкой пройду, вам словечко подарю. Вы словечко приласкайте и с желудем мне в корзиночку возвращайте.
•Дерево – деревце;
лист – листочек;
ягода – ягодка;
лиса – лисичка;
птица – птичка;
гриб – грибок и т. д.
7. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Заплатки».
Дети закрывают камешками «дырочки».
- У кого на картинке съедобные грибы, поднимите руки. Назовите их. (называют) - У кого на картинке грибы, которые нельзя есть? Поднимите руки. - Назовите их. (называют) - Как называют такие грибы? (ядовитые)
8. Д/игра «Узнай ягоду». (По силуэту).
- Грибы вам знакомы. А узнаете ли вы ягоды на моей волшебной таблице. (Дети ищут и показывают пары).
9. Игра «Какое варенье? Какой компот?».
- А сейчас, ребята, я расскажу вам, как закадычные друзья Ежик с Медвежонком в лес ходили за ягодами. А вы слушайте и помогайте мне.
Осень - время заготовок. Ежик с Медвежонком решили запастись на зиму сладким вареньем и ароматным компотом. Рано утром они пошли в лес за ягодами. Путь предстоял неблизкий.
- Ежик, - спрашивает Медвежонок. - Если мы малину соберём, какой компот получится? (.) А варенье какое? (.)
-А вдруг чернику найдём, — продолжала размышлять Медвежонок.
- Какой компот получится? (.) А варенье какое? (.)
- Ну, а если брусника нам попадётся? Какой компот сварим? (.) А какое варенье? (.)
- Моё любимое варенье из клюквы. Отгадай, какое? (.)
- А компот я люблю из морошки. Отгадай, какой? (.)
Так незаметно подошли Ежик с Медвежонком к полянке, на которой видимо-невидимо было ягод земляники.
Какой компот сварит Ежик? (.) А какое варенье приготовит Медвежонок? (.) С. Чешева
10. Д/игра «Четвертый лишний».
- Ребята, а вот посмотрите, какие ягоды оказались в корзинке Медвежонка. Скажите, какие из них лишние. (Рябина, т. к. она растет на дереве, а остальные на кустиках).
- Ежик по дороге еще и грибов набрал. Какой гриб лишний в его корзинке?
(Мухомор, т. к. он ядовитый, а все остальные – съедобные).
11. Пальчиковая гимнастика с использованием кольца су-джок «В лес по ягоды».
•Раз, два, три, четыре, пять, (одноименные пальцы обеих рук «здороваются») В лес идем мы погулять (Обе руки “идут” указательными и средними пальцами по столу (берем шарик су-джок, далее по- За черникой, очереди, начиная с большого, катим шарик За малиной, вперед и назад). За брусникой, За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем. (Сжимаем шарик в ладони)
12. Практическое упражнение «Заштрихуй картинку».
(Дети цветными карандашами штрихуют гриб.)
IV. Итог.
- В конце нашего занятия предлагаю вам, ребята, послушать звуки осеннего леса. Слушайте внимательно. (Дети слушают запись).
- Что же или кого вы услышали, ребята. (Голоса птиц, хруст веток, звук дождя и др.)
- Верно. Лес – полон сказок и чудес. Ходите чаще в лес. Любуйтесь его красотой, собирайте ягоды, грибы.