Татьяна Закунова
Коррекционная работа воспитателя в группе с ОНР (тематическая неделя «Одежда»)
▼ Скачать + Заказать документы
Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям. Тесная взаимосвязь логопеда, воспитателей, музыкального руководителя возможна при условии совместного планирования: выбора темы и разработки занятий к ней, определения порядка занятий и их задач.
Публикация «Коррекционная работа воспитателя в группе с ОНР (тематическая неделя „Одежда“)» размещена в разделах
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Проекты
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Темочки
Все темы, которые логопед изучает с детьми, мы прорабатываем в группе. Но это не только работа по логопедической тетради – это и коррекционная работа в непосредственно образовательной деятельности и в ходе ряда режимных моментов. Рациональное использование всех моментов повседневной жизни ребенка помогает воспитателю реализовывать задачи развития речи, не увеличивая при этом учебную нагрузку. Коррекционная работа по лексической теме проводиться воспитателем в течение всего дня : в утренней гимнастике, на занятиях, на прогулке. В вечерние и утренние часы дети рассматривают книги по данной теме, иллюстрации, фотографии, подобранные воспитателем и логопедом.
Функции воспитателя :
• Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
• Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
• Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
• Включение отработанных грамматических конструкций в ситуации естественного общения детей.
• Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов; знакомство с художественной литературой; работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).
• Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях с ребенком по заданию логопеда.
• Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.
На практическом материале лексических тем у ребенка происходит накопление и обогащение словарного запаса, развиваются навыки связной речи и совершенствуются психические процессы (внимание, память, мышление). Также происходит постепенное преодоление нарушений грамматического строя речи.
Планирование работы воспитателя логопедической группы на примере тематической недели «ОДЕЖДА».
Задачи:
-Образовательная: расширить и конкретизировать представления об одежде, ее назначения, деталях из которых она состоит.
-Развивающая: развивать диалогическую речь, общую моторику, зрительное внимание.
- Воспитательная : формировать навыки сотрудничества в игре создавать положительный эмоциональный фон.
- Речевая: закрепить в речи существительные с обобщающим значением одежда пополнение словаря детей за счет (платье, брюки, рубашка, кофта, штаны, рукав, карман, нарядный) активизировать речевую деятельность детей совершенствовать грамматический строй речи. Образовывать формы множественного числа имен существительных.
-Предварительная работа : разучивание пальчиковой гимнастики «гномики - прачки», экскурсия с родителями в магазин детской одежды, рассматривание одежды, материалов из которых она сшита детская одежда.
Утром воспитатель встречает детей, беседует с родителями, организует раздевание, обращает внимание на внешний вид детей.
В течение дня дети снимают и надевают верхнюю одежду несколько раз. Также дети переодеваются на музыкальные и физкультурные занятия, а также готовясь ко сну. Часть этого времени воспитатель активно уточняет и расширяет словарный запас по теме «Одежда» : привлекает внимание детей к названиям предметов одежды, обогащая словарь прилагательными и глаголами. Проведение игрового упражнения «Что наденет Миша, Что наденет Маша?» помогает учить детей сравнивать предметы одежды и классифицировать их по признаку «мужская - женская», упражнять в классификации предметов одежды по сезонному признаку «зимняя – осенняя; летняя - весенняя».
На утренней зарядке обязательно включаем логопедические упражнения на заданную тему. Например:
Парк с утра нас ждет!
Одевайтесь, дети,
Мы идем в поход.
Плащи и курки надевайте,
Кепки и платки не забывайте!
Одевайтесь потеплее,
Дружно, быстро, веселее!
Все собрались вы в поход?
А теперь — за мной, вперед!
Коррекционная работа продолжается на непосредственно образовательной деятельности по всем ее видам. В познавательно-исследовательской деятельности, на развитии речи, в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, художественно-творческой деятельности отрабатываем и закрепляем навыки, полученные на занятиях с логопедом, используя различные приемы:
• различные типы вопросов (Какого цвета шарфик, шляпа?»);
• вопросы к детям, предполагающие использование ими при ответах словосочетаний с предлогами;
• специально подобранный счетный материал – шапочки, шарфики (На каком месте расположена шляпа);
• использование заданий: последовательное выполнение ряда действий; составление группы предметов по заданному числу (возьми столько шляп, какая цифра показана на доске) и др.
На прогулке играем в различные игры: например:
• игра с функцией замещения «Встань по порядку» - каждый из детей представляется видом одежды, которым он захочет. Воспитатель предлагает на 1-е место встать футболке, на 2-е – колготкам, на 3-е – юбочке и т. д. Дети находят правильно свое место;
• подвижная игра с мячом «Поймай только зимнюю одежду». Игра направлена также на развитие произвольного слухового внимания и закрепление словарного запаса по изучаемой теме;
• игра «Перейди через ручеек», в которой воспитатель закрепляет на теме «Одежда» использование глаголов в связной речи. Дети перескакивают с «камушка на камушек», назвав действие, которое можно делать с одеждой : стирать, гладить, зашивать, снимать, одевать, скроить, сшить… и т. д.
Момент раскладывания одежды после прогулки в шкафы дает возможность провести игровое упражнение «Мой - моя» или «Чьи вещи» с целью формирования навыков практического употребления в речи притяжательных местоимений «мой, моя» («Чья шапка?»).
В течение всего дня используем индивидуальную форму работы в режимных моментах, в вечернее время индивидуальные или подгрупповые занятия по заданию логопеда ( вопросы предполагают употребление детьми в ответах грамматические конструкции: - Что ты надеваешь? Что надеваешь кукле? Какое тебе купили платье); выполнение действий по инструкции педагога, включающие глаголы, близкие по смыслу: завязывать (шнурки, застегивать (пуговицы, и т. д. ; заучивание чистоговорок, потешек, включающих правильно произносимые детьми звуки.
Также проводим беседы с детьми о предназначении одежды и ее различие по сезонам года, определение частей одежды, рассматриваем различную одежду, иллюстрации с изображением людей, одетых по сезонам года, о профессиях людей создающих одежду, об уходе за одеждой и обувью, читаем художественную литературу по данной теме: «Сказка про то, как одежда обиделась», «Как рубашка в поле выросла», «Я одеться сам могу…», загадываем загадки детям на тему «Одежда и обувь», проводим дидактические игры («Отгадай одежду по описанию», «Одень куклу», «Выбери одежду для матрешек», «Кто во что одет», «Мишка и Мишутка» и т. п., сюжетно-ролевые игры («Магазин одежды», «Прачечная», «Семья», «Ателье» и т. п., проводим пальчиковые гимнастики («Новые кроссовки», дидактические упражнения «Исправь ошибку», «Что лишнее», «Найди и раскрась», «Поможем маме» и т. п.
Таким образом, в работе воспитателя в течение всего дня : в режимных моментах, в непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной работе, на прогулке – придается большое значение развитию у детей умения понимать обращенную к ним речь. Основной акцент в коррекционной работе педагогом делается на закрепление у детей некоторых навыков диалога, составления простых предложений и, в итоге, короткого рассказа.