Лариса Петровна Круглова
Коррекционная работа воспитателя по физическому и трудовому воспитанию детей с нарушениями слуха в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В своей работе руководствуюсь программой для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» под редакцией Л. П. Носковой. Дополняет программу парциальная программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» под редакцией Л. А. Головчиц. Работа по программе предполагает организацию воспитательно-образовательного процесса по следующим направлениям: физическое воспитание, труд, игра, изобразительная деятельность, ознакомление с окружающим, что обеспечивает разностороннее развитие ребёнка-дошкольника с нарушением слуха и подготовку его к школьному обучению. Воспитанники снабжены слуховыми аппаратами с целью использования остаточного слуха, есть дети после кохлеарной имплантации.
Публикация «Коррекционная работа воспитателя по физическому и трудовому воспитанию детей с нарушениями слуха в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Диагностика показала, что дети, поступающие в дошкольное образовательное учреждение, помимо разной степени нарушений слуха имеют отставание в психомоторном и физическом развитии. Поэтому на основе результатов диагностического обследования для коррекции имеющихся нарушений в развитии составила индивидуальные образовательные маршруты с учётом двигательных функциональных возможностей каждого ребёнка.
Физическое воспитание детей с нарушениями слуха направлено на охрану и укрепление их здоровья, закаливание организма, развитие потребности в двигательной активности, коррекцию и профилактику нарушений физического развития.
Вся коррекционная работа проходила на фронтальных и индивидуальных занятиях. На разных этапах обучения использование таких методов как показ с включением игровых моментов, помощь, страховка, действия по словесной инструкции (предъявляются устно и письменно на табличках) способствовали развитию основных движений. Звуковые сигналы (барабан, бубен) и музыкальное сопровождение способствовали развитию слуха и пространственного ориентирования. Кроме этого, прогулки, занятия на свежем воздухе, подвижные игры, закаливание, взбадривающая гимнастика, ежегодное пополнение и обновление развивающей среды группы дали к концу обучения положительные результаты в физическом развитии воспитанников :
• у детей укрепилось здоровье;
• улучшились двигательные качества и координация;
• сформировались основные движения;
• улучшилось слуховое восприятие.
Дети с нарушениями слуха, поступающие в дошкольное учреждение, не владеют элементарными навыками самообслуживания, оказываются беспомощными в различных бытовых ситуациях (зачастую из-за повышенной опеки со стороны родителей).
Для формирования элементарной трудовой деятельности и речевого развития детей оснащён центр трудового воспитания в группе, обновляется и пополняется трудовой инвентарь и речевой материал для организации труда на участке, в огороде и цветнике.
Работа строится в трё х направлениях:
– самообслуживание – применяются игровые приёмы, показ, совместные действия и сюжетные игры, создавая в группе доброжелательную эмоциональную атмосферу;
– хозяйственно - бытовой труд организовывается в утренние и вечерние часы, выполняя разовые поручения;
– труд в природе прививается на занятиях (комплексно, в игровой форме) и в повседневной жизни через показ, наблюдения, наглядность, словесную инструкцию.
Доброжелательная, объективная оценка воспитателя помогает ребёнку совершать свои действия. Трудовое воспитание осуществляется в тесной связи с семейным воспитанием. С этой целью родителей систематически знакомят с содержанием и методами трудового воспитания детей разного возраста через собрания, консультации, беседы, тематические стенды, выставки.
Использование перечисленных методов и приемов помогли решить цели и задачи по трудовому воспитанию детей с нарушением слуха. Наблюдается положительная динамика:
• у воспитанников усовершенствовались трудовые умения;
• расширилось представление о труде взрослых;
• обогатился словарный запас и развились навыки речевого общения.