Воронова Наталья
«Капитошка и его друзья». Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для формирования познавательных способностей детей через познавательно-исследовательскую деятельность.
Образовательные задачи:
- Расширять представления детей о роли воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье.
- Формировать представления детей о явлениях и объектах окружающего мира, об их взаимосвязи в природе.
Развивающие задачи:
- Способствовать обогащению и углублению представлений об агрегатных состояниях воды: лед-вода-пар.
Темочки:
- Развитие речи, памяти, внимания, мышления, любознательности, интереса к опытнической деятельности, познавательной активности.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и по-ведении.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, разучивание стихов, пословиц, поговорок, загадок, просмотр видеороликов о воде, проведение опытов, дидактические игры «Скажи наоборот», «Я начну, а ты закончи», «Кто где живет?», «Что растет в воде?», Тонет- не тонет», лепка, аппликация и рисование водных обитателей, водоемов.
Развивающая среда:
- капитошка и его друзья;
- презентация «Вода вокруг нас»;
- специальная одежда для лаборатории;
- термос с водой и зеркальце;
- стаканчики, ложечки, сахарный и речной песок;
- лупы, кусочки льда;
- карточки-схемы исследования;
- иллюстрации с изображением явлений природы;
- наборы геометрических фигур.
Методы:
- беседа;
- опыты;
- наблюдения;
- создание проблемной ситуации;
- игра;
- моделирование;
- использование художественного слова;
- словесные приемы: объяснение, пояснение, указание, поощрение;
- демонстрация.
Место проведения: групповая комната.
Ход проведения занятия:
Воспитатель: «Ребята, сегодня я получила письмо. Хотите прочитать его?»
- «Здравствуйте, ребята! Помогите мне найти моих друзей. Мне без них
очень грустно. А поможет вам карта маршрута. Капитошка.»
Стук в дверь.
- Кто же к нам в гости пришел? (Капитошка).
Капитошка: «Ребята, здравствуйте! Вы мне поможете найти моих друзей?»
(ответы детей).
- Воспитатель: Капитошка! Ты пока здесь отдохни и подожди своих друзей, а мы отправимся по карте маршрута их искать.
- Сначала, ребята, мы отправимся с вами в музей воды.
- Скажите, где можно увидеть воду? (ответы детей).
- А для чего нужна вода? (ответы детей).
- А что будет, если исчезнет вода? (ответы детей).
Ребенок читает стихотворение: «Вы слыхали о воде?».
«Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без нее нам не прожить.»
(Н. Рыжова)
- А сейчас мы с вами посмотрим презентацию о воде.
Просмотр презентации о воде.
- Послушайте звуки воды и постарайтесь их угадать.
Дидактическая игра «Назови звуки воды»
- А сейчас мы поиграем, чтобы найти друга Капитошки. Он спрятался в одном из этих трех водоемов. Назовите мне их (река, море, аквариум).
- Подсказка. В этом водоеме живут карп, судак, окунь, щука, сом, карась, красноперка, плотва.
Дети находят друга Капитошки в речке.
- Ребята! Давайте посмотрим по карте, куда нам надо идти дальше? (в научную лабораторию).
- Чем люди занимаются в лаборатории? (ответы детей).
- Одевайте, ребята, специальную одежду и занимайте места в лаборатории.
- Какие свойства воды вы знаете? (ответы детей).
- Давайте перельем воду из стакана в другой стакан, но так, чтобы ее было поровну.
- Какая вода? (жидкая – она течет).
- А теперь насыпем в один стакан сахарный песок и размешаем, а в другой-речной и тоже размешаем.
- Что можно сказать про речной песок и про сахарный песок? (сахарный песок растворился в воде, а речной не растворился).
- Вода с речным песком стала какая? (грязная).
- Можно пить грязную воду? Почему? (ответы детей).
- У меня в термосе горячая вода. Давайте его откроем.
- Что вы видите? (пар).
- Я поднесу к пару зеркальце. Что стало с зеркальцем? (оно запотевает).
- На зеркальце мы видим капельки воды. Вода бывает в парообразном состоянии.
- А что с водой происходит на улице, когда холодно? (она превращается в лед).
- Потрогайте лед и скажите, какой он? (холодный, твердый, гладкий, прозрачный).
- Лед – это твердая вода. Давайте посмотрим его через лупу. Из чего состоит
лед? (из кристалликов).
- Бросьте его в стакан с чистой водой. Что мы можем сказать про лед? (лед легче воды).
- Мы с вами проверили в каком состоянии бывает вода, назовите (в твердом, жидком и парообразном состояниях).
- Скажите, ребята, а почему летом идет дождь, а зимой снег? (зимой холодно и капельки воды превращаются в снежинки).
- Подойдите все к тучкам. Под одной тучкой надо нарисовать пять снежинок, а под другой – на две капельки больше (дети выполняют задание).
- Посмотрите, ребята, у нас из одной тучки идет дождь, а из другой снег. В природе так бывает? (нет).
- Давайте с вами поиграем в игру.
Дидактическая игра: «Я начну, а ты закончи».
Летом идет дождь, а зимой - … снег.
Зимой снег лежит, а весной - … тает.
Снег идет, а ручей - … бежит.
Туча бежит, а капелька - …летит.
В холод вода в лужах - …замерзает.
Вода испаряется, когда солнышко - …греет.
Роса да туман живут - …по утрам.
Длинные сосульки - …к долгой зиме.
- А сейчас вспомним стихотворение про дождик.
Пальчиковая гимнастика:
«Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи!
Брызни в поле пуще!
Станет травка гуще!»
- Давайте поищем друга Капитошки в лаборатории. Как вы думаете, где он может спрятаться?
- Подсказка. Слушайте загадку: «Летит птица по синему небу, крылья распластала, солнышко достала».
Дети находят друга Капитошки в тучке.
- Посмотрите на карту и скажите, что нам надо с вами делать? (зарядку).
Динамическая пауза: Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».
- Пока мы с вами играли к нам на воздушном шарике прилетел друг Капитошки. Теперь мы отправимся в уголок явлений природы.
- Назовите мне явления природы, связанные с водой (ответы детей).
Дидактическая игра «Хорошо- плохо»
- Какие явления природы опасны для людей? (град, туман, наводнение, гроза, цунами).
- Назовите правила поведения во время грозы.
- не звонить по телефону;
- если дома – отключить электроприборы;
- если в машине – оставайтесь в ней;
- на воде во время грозы быть опасно;
- не приближайтесь к высоким деревьям и телеграфным столбам;
- закройте все окна дома.
- А что для людей хорошо? (дождь, роса, снег, радуга).
- Назовите пословицы и поговорки о воде:
«Вода камень точит»
«Под лежачий камень вода не течет»
«Не зная броду, не суйся в воду»
«Замолчал, как воды в рот набрал»
«Как с гуся вода»
«Друзья – не разлей вода»
- Подберите к слову вода родственные слова.
Игра «Подбери родственное слово»
- Послушайте загадки о явлениях природы и отгадайте:
«Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь» (снег).
«Валяется камень на мерзлой земле,
Его подберешь – исчезает в тепле» (лед).
«Что за чудо – красота!
Расписные ворота.
Показались на пути.
В них не въехать, ни войти» (радуга).
«Раскаленная стрела – дуб свалила у села» (молния).
- Мы, ребята, с вами играли и загадки отгадали. А где же тут спрятался друг
Капитошки? Подсказка: «Висит за окошком кулек ледяной, он полон капели и пахнет весной». Дети находят друга Капитошки в сосульке.
- Теперь мы отправимся в творческую мастерскую. Скажите, ребята, а кому нужна вода? (ответы детей).
- Соберите из геометрических фигур всех, кому нужна вода. Дети собирают фигуры животных, растений, людей.
Ребенок читает стихотворение:
«Не умыться,
Не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут -
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем, везде нужна вода!»
- А где же тут спрятался друг Капитошки? Наверное, в этом цветочке. Дети находят в цветочке друга Капитошки. Капитошка вас всех благодарит.
Капитошка: «Спасибо вам, ребята! Мне теперь с друзьями стало веселей и к маме – тучке можно возвращаться».
- Какую пословицу можно вспомнить про Капитошку и его друзей? (Друзья – не разлей вода).
Подведение итога:
- Ребята, давайте расскажем Капитошке и его друзьям, что вам больше всего понравилось (ответы детей).
- Как нам надо относиться к воде? (не загрязнять, экономить и беречь).
- Ведь от того, какая будет вода зависит наше с вами здоровье и всех тех. кто нас окружает.