Марина Борисовна
Консультация «Коррекционная работа с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционная работа с детьми с ОВЗ
Анатация: Рост числа детей с ОВЗ выдвигает коррекционное направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, анатомо-психологические особенности, блоки коррекционной работы, системный подход.
Публикация «Консультация „Коррекционная работа с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации. [3]
Творческая деятельность способствует формированию психологических предпосылок к овладению полноценными навыками образовательной деятельности, формированию умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе). [1]
Основные блоки коррекционной работы:
1. Диагностический – заключался в первоначальной диагностике творческого воображения у детей с интеллектуальной недостаточностью перед проведением занятий, так и в последующей диагностике во время проведения занятий.
2. Развивающий – планирование и проведение занятий.
3. Заключительный – состоит в формировании и закреплении полученных знаний.
Первый этап имеет своей целью установление первоначального уровня развития творческого воображения детей средствами изодеятельности, музыкальной и театральной деятельности.
Дид. игры «Доброе и злое», «Дорисуй картинку», «Что бы это могло быть?», «Озвучь персонажей сказки», «Фантастический образ», «Кто как двигается».
Для второго этапа своей работы воспитатели совместно с музыкальным руководителем, дефектологом составляют перспективный план развития творческого воображения на занятиях по речевому развитию, изодеятельности, музыкальному развитию, на прогулках, в быту.
На этом этапе педагоги используют приёмы, которые способствуют развитию творческого воображения – беседа, рассказ, чтение произведений, наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций.
На третьем этапе проводится повторная диагностика. Это позволяет оценить динамику развития детей, спланировать дальнейшую работу с учётом дополнительных занятий.
Дидактические игры «Подбери по форме», «Найди такую же», «Сложи узор» помогли детям хорошо ориентироваться в пространстве.
Для развития воображения, наглядно-образного и особенно словесно-логического мышления детям предлагаются такие упражнения, как «Мы сегодня проснулись и увидели, что все птички улетели. Как вы думаете, что произойдёт, если птички не вернуться к нам», «Дорисуй картинку», «Закончи сказку».
Для развития устойчивого внимания можно один-два раза в неделю проводить музыкальные занятия на улице. В начале эксперимента дети отвлекаются на пение птиц, шум играющих рядом детей и т. д. Постепенно у детей появляется интерес, чувство ответственности, умение самоконтроля.
Для развития памяти и внимания проводятся игры «Скажи, чего не стало», «Герой какой сказки?», «Прятки с игрушкой» и др.
Творчество ребенка во многом зависит от содержания, которым он оперирует, свободы в выборе продуктивной деятельности, ее эмоциональной значимости для ребенка.
Психологами А. В. Запорожцем, Н. А. Коротковой, выявлена эффективность построения тематики празднично досуговой деятельности на основе сказочного сюжета, придуманного совместно с детьми. [2, 4]
Сказочный сюжет создает эмоциональный настрой, необходимый для творчества.
Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит. Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление личности ребенка.
Праздничные мероприятия - деятельность, в которой происходит самореализация и проявления творчества детей, детской интегративной деятельности, сочетающей в себе элементы отдыха, развлечения, игры и создания творческого продукта.
В результате коррекционной работы дети раскрепощаются, становятся общительные со взрослыми и друг с другом, детские работы становятся лучше, интереснее, сюжет насыщенней, обогащённый образами.
В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ОВЗ важно выстроить систему сопровождения этих групп детей в единстве диагностики и коррекции. В работе с детьми с ОВЗ очень важным является комплексный системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов ДОУ.
Список литературы
1. Верещагина, Н. В. Примерное содержание работы подготовительного периода при организации инклюзивной практики в детском саду// ООО «Издательство «Детство – пресс» Научно-практический журнал «Дошкольная педагогика» №8, 2017. – С. 44-45
2. Запорожец, А. В., Психология действия: М., Воронеж; МПСИ, МОДЭК, 2000 – С. 516.
3. Конвенция о правах ребёнка// Народное образование. – 1993. – №5. С. 24-40.
4. Короткова, Н. А., Михайленко, Н. Я., Как играть с ребёнком: Линка-Пресс, 2015 – С. 215.