Елена Марголис
Коррекционная работа педагога-психолога с детьми «группы риска» в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 «Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей».
Коррекционная работа педагога – психолога с детьми
«группы риска» в условиях ДОУ.
Педагог – психолог
Марголис Елена Николаевна
Березовский
2018
Публикация «Коррекционная работа педагога-психолога с детьми „группы риска“ в условиях ДОУ» размещена в разделах
Актуальность: В настоящее время появилось много детей, которых называют «трудными» или проблемными. Это дети, которые в силу определенных обстоятельств жизни более других подвержены негативным воздействиям со стороны семьи, общества, и его криминальных элементов.
Наиболее восприимчивыми, к негативному влиянию неблагополучной семьи, по мнению многих ученых, оказываются именно дети в дошкольном возрасте, когда закладываются основы социально-эмоциональной адаптации. Утомленный, сонный вид гигиеническая запущенность предобморочное состояние и головокружение, задержка роста, вследствие постоянного недоедания, вот постоянные спутники детей из неблагополучных семей.
Для начала давайте разберемся, о какой «группе риска» идет речь? В своей практике я часто сталкиваюсь с детьми из неблагополучных семей. Такие дети имеют ряд отличий от своих сверстников, некоторые из них могут быть ярко выражены, другие менее заметны для общества, но это не означает, что их нет вовсе. Дети из неблагополучной семьи растут в одном обществе с обычными детьми, а это в свою очередь несет некую опасность для детей из нормальных семей. Опасность заключается в том что обычные дети могут перенять модель поведения, что может перевести к печальным последствиям.
Понятие неблагополучная семья.
Большое количество семей мы вынуждены отнести к категории неблагополучных. Так что же такое неблагополучная семья? В современной психолого-педагогической литературе приводятся различные определения и типологии неблагополучной семьи. Неблагополучная семья – это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно.
Разделение семей по причинам неблагополучия относительно, так как одна причина неразрывно связана с другой. Например, в семье, где злоупотребляют алкоголем, почти всегда наблюдаются конфликтные отношения между родителями и детьми, кроме того, такие семьи, как правило, имеют нестабильное финансовое положение, являются малообеспеченными. Логично сделать вывод: причин семейного неблагополучия может быть несколько, и они взаимосвязаны между собой. Однако одна из них играет ведущую роль, другая – второстепенную. А выбор форм и методов воздействия на семью зависит от ведущей причины семейного неблагополучия.
Говорить о семейном неблагополучии и просто, и сложно одновременно, потому что формы его довольно многообразны, как многообразные типы и разновидности семейных союзов. При явном семейном неблагополучии :
• алкогольная или наркотическая зависимость одного или нескольких членов семьи,
• семейные конфликты,
• насилие и жестокое обращение с детьми,
• асоциально-аморальное поведение родителей и т. п.
- не возникает сомнения ни у педагогов, ни у общественности относительно того, что такие семьи не могут успешно справляться со своими основными функциями. Это прежде всего с воспитательные задачи. Родители оказывают десоциализирующее влияние на детей, то его скрытые формы не вызывают особой тревоги и обеспокоенности. Внешне респектабельные семьи со скрытым неблагополучием демонстрируют двойную мораль, которую дети довольно быстро усваивают и делают законом своей жизни.
Дети из неблагополучной семьи отличаются от своих сверстников не только внешне (имеются в виду модные вещи, и дорогие стрижки, но и внутренне. Ниже расписаны самые явные, и самые не заметные признаки таких детей.
Явные признаки.
Наиболее ярко выраженные признаки детей из неблагополучной семьи, зачастую эти самые признаки легко заметны и присутствуют у большинства детей, но есть и исключения, так что не стоит мести всех одной метлой.
Страх Дети из неблагополучных семей, чаще других испытывают чувство страха. И не имея поддержки за своей спиной (имеются в виду родители) они стараются справиться со страхом сами, в падая в приступы агрессии.
Закрытость Общаясь с детьми из неблагополучной семьи может сложиться впечатление что между вами воздвигнута невидимая стена. Это связанно с тем что скорее всего проявлять какие либо эмоции и искренность по отношению к вам такого рода дети не станут, так как считают это слабость за которую их в детстве наказывали (антисоциальные родители наказывают детей за плач, или же громкий смех, в большинстве случаев это раздражает их).
Скрытые признаки.
Дети из социально неблагополучных семей имеют множество скрытых признаков, но со временем они становятся все заметнее и заметнее.
Отрицание Внешне опрятный, скорее всего неплохо образованный (для своего возраста) ребенок из социально неблагополучной семьи, может ввести вас в легкое заблуждение, и показаться полностью адекватным ребенком. Вся суть его стараний заключается в том что бы стать точно таким же как и другие дети, но делает он это для того что бы "растаптывать" годами наработанные нормы морали, у других детей, он получает от этого каким бы оно не было удовольствие! Такие дети ласковы и мылы (с виду, но стоит открыть им рот так сразу становится понятно что они отрицают абсолютно все, что нам дорого или даже свято.
Меркантильность И последние, дети из социально неблагополучной семьи стараются найти выгоду во всем в чем только можно. Очень часто это выливается в криминал, но так же такие дети становятся талантливыми бизнесменами.
Коррекционная работа педагога - психолога :
• Проводит диагностику.
• Проводит консультации для детей и их родителей.
• Помогает в выборе дальнейшего образовательного маршрута.
• Дает рекомендации на районную психолого-медико-педагогическую комиссию (РМППК).
• Проводит индивидуальные беседы с родителями по тактике воспитания.
• Организует ролевые игры с участием родителей и детей (проигрывание конфликтов).
• Обучает родителей приемам коррекционной работы с детьми.
К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:
• утомленный, сонный вид;
• санитарно-гигиеническую запущенность;
• склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
• неумеренный аппетит;
• задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
• привлечение внимания любым способом;
• чрезмерная потребность в ласке;
• проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;
• проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
• трудности в обучении. Признаки физического насилия в семье проявляются
• в боязливости ребенка;
• в выраженном страхе взрослых;
• в проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания
• в боязни идти домой;
• в жестоком обращении с животными;
• в стремлении скрыть причину травм
. С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями и педагогом-психологом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта. Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог ДОУ формирует и реализовывает систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.
Признаки неблагополучия в семье
1. Ребенок не ухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.
2. Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде.
3. Ребенок приходит из дому со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.
4. Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада.
5. Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.
6. Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.
7. При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий. 8. Характер взаимоотношений в семье наносит вред психическому здоровью ребенка: скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей.
Коррекционная работа педегога – психолога
В коррекционной работе применяются различные методики. Одна из них — диагностика эмоциональных связей (Игра «Почта»). (Суть игры – в выражении своего отношения к родным и близким с помощью «писем», которые он «разносит» по разным адресатам). Проводится индивидуально. Выбираются фигурки, замещающие членов семьи и фигура «Незнакомец»). В игре используются 20 писем. Первые 10 – передают отношения ребё нка к членам семьи:
1. Этого человека я люблю.
2. Этого человека я не люблю.
3. Об этом человеке я скучаю (не скучаю).
4. С этим человеком я люблю играть, читать.
5. Иногда я боюсь этого человека.
6. Я часто рассказываю этому человеку свои секреты.
7. На этого человека я часто сержусь.
8. Мне нравится помогать этому человеку дома.
9. К этому человеку я никогда не обращусь за помощью.
Следующие 10 писем передают отношение членов семьи к ребёнку (на основе детских представлений).
1. Этот человек меня любит (не любит).
2. Этот человек всегда весёлый.
3. Этот человек на меня всегда злится и сердится.
4. Этот человек меня всегда жалеет.
5. Этот человек часто наказывает меня и ругает.
6. Этот человек часто со мной играет (никогда не играет).
7. Этот человек самый добрый, хороший.
8. Этот человек мне всегда всё запрещает.
Далее обработка результатов :
«Я люблю (не люблю)» — избирательность эмоциональных отношений ребёнка. Если одному тому же лицу адресуются несколько сообщений с положительной эмоциональной оценкой из обеих групп вопросов – взаимная симпатия, близость с этим человеком, письма с отрицательными посланиями – членам семьи, а не фигуре Незнакомца — наличие эмоциональных проблем в семье. Сообщение «К этому человеку я никогда не обращусь за помощью» может выражать безучастное отношение к данному лицу или указывает на бедность контактов с ним. Адресованность одному лицу писем с положительным и отрицательным содержанием можно рассматривать как противоречивость чувств ребёнка по отношению к этому человеку. Если послания «Я люблю (меня любит)» дети адресуют фигуре Незнакомца, это говорит об отсутствии объекта любви и привязанности среди близких людей.
Одна из методик – технология активного слушания ребёнка взрослым.
Ю. Б. Гиппенрейтер в своей книге «Как общаться с ребёнком?» уточняет некоторые правила поведения взрослого при использовании технологии активного слушания.
1. Беседуя, надо повернуться лицом к ребёнку, внимательно глядеть ему в глаза (чтобы глаза были на дном уровне);
2. Видя негативные переживания малыша, не задавайте ему вопросы, такая форма беседы не отражает сочувствие. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме;
3. Держите паузу между репликами – это позволит ребёнку разобраться в своих чувствах. «Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону или вдаль, продолжайте молчать – в нём происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа».
4. Отвечая на переживания ребёнка, старайтесь точнее обозначить, что вы поняли те чувства, которые он испытывает.
Использование данной технологии помогает добиться следующих результатов:
• Исчезают или значительно ослабевают отрицательные переживания ребёнка;
• Убедившись, что взрослый готов его слушать, ребёнок больше начинает рассказывать о себе; иногда в одной беседе «разматывается целый клубок проблем и огорчений»;
• Высказывая наболевшее, ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы.
И другие методические приёмы.
4. Упражнения, направленные на расслабление мышечного тонуса. («Брёвнышко» — перекатывание лежа с бока на бок; «Лодочка» — поднимание лёжа на спине прямых рук и ног и др.).
5. Использовать дыхательные упражнения для снятия напряжения и релаксации (научить детей самостоятельно выполнять их, когда они чего-то бояться или встревожены. ( Пример: «Дыхание по квадрату» На счёт 1-3 вдох, 1-3 – пауза, 1-3 – выдох, 1-3 – пауза. И так несколько раз.).
6. При тяжёлых эмоциональных расстройствах использовать упражнения на равновесие (т. к. дети, перенёсшие тяжёлую моральную травму не в состоянии удерживать равновесие).( Примеры: «Птица»-ходьба на кончиках пальцев, вытянув руки назад, «Лягушка»-сидя на корточках, руки на голове, подпрыгивать и квакать. И др.).
7. Для активизации умственной деятельности использовать упражнения, направленные на повышение уровня активации коры больших полушарий мозга. ( Пример: Быстро растереть ладони, размять кисти; поглаживать лицо (на выдохе ото лба до подбородка, на вдохе — со лба на темя и затылок, с затылка на шею. Самомассаж ушных раковин: зажав мочку уха большим и указательным пальцем, разминать её по краю снизу вверх и обратно, потянуть ушные раковины вверх, в стороны, вниз. Хлопнуть несколько раз в ладоши, чтоб растопыренные пальцы обеих рук не соприкасались Затем хлопки кулаками. И другое).
Коммуникативные игры по направлениям
1. Направление: «Утро радостных встреч!» (ежедневная работа).
Цель: вызвать у детей положительный настрой на весь день, учить детей делиться положительными впечатлениями, развивать диалогическую речь детей. Это направление включает в себя различные варианты игр: «Связующая нить», «Я превращаюсь», «Кто я. ?», а также игры на ковре вместе с педагогом : «Жизнь в лесу», «Добровольные эльфы», «Птенцы». Эти игры учат детей общаться с помощью жестов, мимики, имитации различных звуков.
2. Направление: «Азбука настроения».
Цель: научить полноценно выражать свои чувства, овладеть умением различать и сравнивать эмоциональное ощущение, снимать эмоционального напряжение, отрабатывать негативные эмоции, развивать умение выражать свои эмоции невербально. В комплекс входят такие игры, как «Падающая башня», «Высвобождение гнева», «Оживлялки», отработка различных эмоций : «Злость», «Грусть», «Радость».
3. Направление: «Помоги другу».
Цель: способность развивать чувство доверия друг к другу, к взрослому, формировать в группе атмосферу взаимной поддержки. Очень сближают детей игры «Клубок», «Себе-соседу», «Щепки на реке».
Коммуникативные игры по направлениям
1. Направление: «Утро радостных встреч!» (ежедневная работа).
Цель: вызвать у детей положительный настрой на весь день, учить детей делиться положительными впечатлениями, развивать диалогическую речь детей. Это направление включает в себя различные варианты игр: «Связующая нить», «Я превращаюсь», «Кто я. ?», а также игры на ковре вместе с педагогом : «Жизнь в лесу», «Добровольные эльфы», «Птенцы». Эти игры учат детей общаться с помощью жестов, мимики, имитации различных звуков.
2. Направление: «Азбука настроения».
Цель: научить полноценно выражать свои чувства, овладеть умением различать и сравнивать эмоциональное ощущение, снимать эмоционального напряжение, отрабатывать негативные эмоции, развивать умение выражать свои эмоции невербально. В комплекс входят такие игры, как «Падающая башня», «Высвобождение гнева», «Оживлялки», отработка различных эмоций : «Злость», «Грусть», «Радость».
3. Направление: «Помоги другу».
Цель: способность развивать чувство доверия друг к другу, к взрослому, формировать в группе атмосферу взаимной поддержки. Очень сближают детей игры «Клубок», «Себе-соседу», «Щепки на реке».
Классификация речевых игр
Игры для знакомства:
«Меня зовут»
«Я люблю себя за то, что»
«Интервью» (каждый участник должен рассказать своему соседу что-нибудь о себе)
«Узнай по голосу»
«Автопортрет» (предоставить возможность выразить себя с помощью рисования автопортрета или выразить себя в том, что любишь).
Игры для разделения группы на несколько подгрупп :
«Выбери» (в зависимости от нужного количества подгрупп, выбираются добровольцы, которым задаётся вопрос)
- «Кого бы вы взяли с собой в поход?»
- «Кому бы вы доверили нести рюкзак?»
- «С кем бы вы поделились яблоком?»
- «Кому бы вы доверили свою тайну?».
«Фишка» (в зависимости от нужного количества подгрупп, выбираются добровольцы, которые называют свои любимый цвет, после чего дети должны распределиться по группам своих любимых цветов).
Игры-тренинги
Игры на сплочение:
«Мечты» (участники думают в течение нескольких минут о том, как каждый из них видит своё будущее) ,затем обмениваются мыслями о своих мечтах,
можно даже изобразить на бумаге.
«Фантазия» (участники сами фантазируют, каким образом они могут изобразить свою мечту: пантомимой, рассказом, рисунком, в течение нескольких минут.
«Построитесь по росту» (участники становятся плотным кругом, закрывают глаза). Их задача состоит, в том, чтобы построиться с закрытыми глазами по росту.
«Путаница» (встав в круг и протянув правую руку по направлению к центру круга). По сигналу педагога каждый обучающийся находит себе партнёра по рукопожатию`. Число участников должно быть чётным. Затем участники вытягивают левую руку и также находят себе партнёра по рукопожатию. И теперь задача состоит в том, чтобы распутаться, т. е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук.
«Моя пара» (участники группы должны молча, глазами найти себе пару.) По команде «рука», все участники должны мгновенно показать рукой на человека, который составляет с ним пару.
Игры на выражении эмоции, предпочтений:
«Подарки» (все участники дарят друг другу воображаемые подарки. Для этого необходимо иметь карандаш и набор листов в количестве на единицу меньшем общего количества обучающихся. Подарки не подписываются дарящим, когда все подарки переданы педагогу, педагог раздаёт подарочные наборы данным участникам).
«Мне в тебе нравится.» (назвать понравившиеся качества)
«Я хочу.»,
«Ты мне нравишься тем.»,
«Комплименты» (найти нужные слова);
«Я узнаю себя и таких как я»;
«Мы с тобой похожи тем, что.»,
«Мы с тобой отличаемся тем, что.».
«Всё равно ты молодец, потому что.» (участники рассказывают о трудной ситуации в жизни, чём-нибудь неприятном, либо говорят о каком- либо своём недостатке и пр.)
«Какой я?» (дать 10 ответов на вопрос);