Дарья Степанова
Консультация для воспитателей «Роль народных игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль народных игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
«Детский фольклор является едва ли не
исключительно педагогическими надобностями народа»
Г. С. Виноградов.
Игра – неотъемлемый элемент жизни, человеческой культуры. Педагогика связывает игру и игровое поведение с процессами воспитания, образования и развития личности.
Публикация «Консультация для воспитателей „Роль народных игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Сегодня я попытаюсь раскрыть некоторые аспекты игры, сформулирую требования, предъявляемые к игровой деятельности. А также предложу конкретные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Игра, как форма активности занимает огромное место в жизни ребёнка. Стремление человеком играть зарождается в раннем детском возрасте и сопровождает его всю жизнь. Тайна этого феномена лежит в психофизической сфере человека. Действительно, если человек сидит долго в одной позе, то он чувствует потребность в движении. Энергия ищет выход, и ребё нок совершает движения без всякой цели: бегает, прыгает, толкается.
Другая точка зрения заключается в том, что игра сама по себе является не столько тратой сил, сколько их источником. Однако эти два взгляда не раскрывают истиной связи игры с внутренним миром человека, поэтому естественно возникает вопрос о смысле сущности игры в детстве, так как этот вид деятельности занимает доминирующее место в жизни ребёнка как здорового, так и имеющего отклонения в развитии. Рассмотрим некоторые основные концепции игры.
Народные игры,так же называемые фольклорные игры является объединяющим миром детей и взрослых. Сегодня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов и творческих возможностей ребенка. Детский фольклор - сложная многоликая система произведений, включающая в себя:
• поэзию пестования детей (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки);
• детский бытовой фольклор (песенки, заклички, дразнилки, сказки, обрядовые произведения);
• потешный фольклор (словесные игры, скороговорки, загадки, небывальщины);
• игровой фольклор (ролевые игры с текстом и без, считалки, игры - импровизации и др).
Ребенок в период детства проходит 3 важнейших этапа, названных в возрастной периодизацией:
• младенчество - от 0 до 1,5 лет;
• ранним возрастом -1,5-3 года;
• дошкольным возрастом -3-6 лет.
На каждом из них применяется своя фольклорная основа.
К сожалению, на сегодняшний день народные игры мало используется в воспитании детей в семье. Ни одно из современных авторских произведений не может быть так понятно и близко ребенку, как русская народная песня, исполненная матерью. Ведь для малыша в этот период важна эмоциональная близость с родным человеком, чувство защищенности. Народ - педагог, сложивший поэзию пестования, проявил удивительно глубокое понимание психического развития, проявляющееся в музыкальном восприятии, любви к ритму, активному освоению речи, тяги к активным движениям.
На 2 этапе развития ребенка поэзия пестования продолжает радовать малыша и оставаться центральным средством воспитания. Здесь шире используются пестушки, потешки, как материал, стимулирующий развитие движений и словарь детей. К 3 годам малыш осваивает предметное окружение, учится самостоятельно есть и одеваться, использовать в быту ложку и чашку, мыло и гребешок, стремиться к активному общению с взрослыми. Эти годы должны дать ребенку эмоциональный опыт и опыт общения с игрушкой. И сегодня игра с куклой любима детьми. Колыбельная песня, потешка, пестушка могут занять в них достойное место.
3 этап - важнейший в развитии ребенка. Эти годы должны стать для ребенка «школой практической морали», дающей опыт взаимопомощи и сотрудничества. Решить эту не простую задачу поможет игра, а именно музыкальная игра. Фольклорная основа может помочь детям в конструировании новых игр. Заклички, приговорки хорошо использовать в играх календарного типа с подбрасыванием предметов вверх. Песни - дразнилки, хороводные игры способствуют развитию у детей выразительности речи и пластики движений в театрализованных играх. Загадки, небывальщины могут стать неотъемлемой частью игр-фантазий.
Базис личностной культуры формируется у ребенка к 3 годам. Поэтому так важно организовать в этот период встречи ребенка с песней, с книгой и игрой. И от того, будет или нет детство наполнено сокровищами русского игрового и литературно-музыкального творчества, зависит вся дальнейшая участь маленького человека.
Музыкальная игра формирует черты личности ребенка, влияет на его поведение, воспитывает в малыше чувство дружбы, развивает его умственные и творческие способности. Игра приносит ребенку радость и является неотъемлемой частью его деятельности. В репертуаре музыкальных игр большое место занимают народные игры, игры фольклорного характера, игры под русскую народную музыку.
Знакомя ребенка с самого раннего возраста с русским фольклором, с русской музыкой, мы даем ему представление о своем народе, его истории. Народные игры образны. Они развивают у ребенка ловкость, осторожность. Народные мелодии хороши своей простой, доступной формой. Напевные, легко запоминающиеся мотивы способствуют развитию у детей музыкальной памяти и слуха, воспитывают любовь к русской музыки. Игры фольклорного характера строятся на устном народном творчестве. Это хороводные игры, припевки, считалки и, конечно же, сказки. Надо выбирать те игры, которые были бы понятны и близки ребенку.
Сказки - лучший образец народного творчества. В игре она просто незаменима. Драматизируя сказку, ребенок связывает слово с действием.
Игра - драматизация помогает детям полнее воспринять художественное произведение, развивает у них наблюдательность, воображение, воспитывает вкус к слову, к музыке, любовь к родной природе. Игра - драматизация способствует более глубокому пониманию детьми художественного образа, а отсюда и искренности к игре. В работе с детьми необходимо использовать русские народные костюмы. Отдельные элементы русских костюмов предлагать детям на музыкальных занятиях и вечерах развлечениях (платочки, косынки, кокошники, ленточки, фартучки и т. д.) Для девочек необходимы: сарафан и блузка, лента и кокошник. Для мальчиков: рубаха-косоворотка, пояс из тесьмы и короткие шорты. Используя народные костюмы для оформления детской русской пляски, мы приобщаем детей к русскому народному искусству. Большую пользу приносит детям и выступления взрослых (пляска Д. Мороза под русскую народную мелодию, пляска скоморохов на празднике «Масленица» или «Ярмарка», участие в домашних постановках русских сказок и др.)
Впечатления детей усиливаются, когда они видят по телевидению или на концертных сценах выступление детских и взрослых танцевальных коллективов в русских костюмах. Это с одной стороны, вызывает у детей восхищение пластичностью, музыкальностью, красотой и образностью профессионального исполнения русского народного танца, песен, а с другой - порождает у детей желание подражать.
Очень хорошо использовать слушание музыки, песен, сказок в аудизаписи. С большой радостью дети просматривают записи театральных постановок, игр-драматизаций, исполнение мелодий на детских музыкальных инструментах, песни, стихи, инсценировки, в которых сами принимают участие.
Большую эффективность в работе имеет разучивание плясок, музыкальных игр, игр - драматизаций под магнитофонную запись, так как это дает возможность непосредственного общения с детьми.
Сила и значение игр, сказок, драматизации, построенных на фольклорном материале, в воспитании детей велика.
Народные игры, народная русская музыка должны входить в жизнь детей не от случая к случаю, а быть постоянным спутником в работе детского сада и семьи.
Примерный материал для разучивания с детьми дома.
Потешка "Бычок"
"Бычок, бычок,
Смоляной бочек.
Бодучие рожки,
Резвые ножки. "
Играя с ребенком в такие игры, как "Сорока - белобока", "У медведя во бору", "Хитрая лиса", "Пташки" вы ближе познакомите его с жизнью диких животных их особенностях, а образный язык народного слова помогает детям открыть много нового в мире животных.
Например, в праздничные дни Нового года можно познакомить детей с колядками:
"Коляда - моляда,
Отворяй-ка ворота,
Подавай нам пирога,
И кувшин творога.
А не дашь творога,
Мы коровку за рога,
Мы коровку за бока,
Уведем за ворота. "
Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию произведения русского фольклора интересно знакомят детей с погодными явлениями и временами года.
Зимой играя в снежки разучите проговорку:
"Мороз, мороз,
Через дуб перерос.
Через дуб перерос,
Бабу снежную принес.
Бабу снежную принес,
Баба, бела - беляком,
Получай-ка снега ком!"
Многие незнакомые слова заинтересуют детей, постарайтесь правильно ответить на их вопросы, тем самым расширить их кругозор.
Весной хорошо разучить с детьми разные заклички, где прослеживается связь природы с трудом человека.
"Ау, ау, аукаем,
Весну за-а-укиваем.
Март, март -
Солнцу рад.
Апрель, апрель -
Несет капель.
Май, май,
Ниву засевай. "
И о летнем периоде есть много потешек, приговорок, которые знакомят с различными явлениями и учат бережно относится к природе.
Закличка
"Приходи, приходи летечко,
Приноси грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Солнышко в окошко. "
Потешка
"Радуга - дуга
Пролей дождя -
Из ведра лагуна,
на леса, на луга. "
"Пчелки, пчелки,
В поле летите,
С поля летите,
Медок несите!"
о божьей коровке:
"Божья коровка,
Полети вверх ловко.
Принеси нам с неба,
Меда и хлеба!"
Для знакомства детей с животным миром используйте сказки: "Курочка - пеструшечка", "Смоляной бычок", "Лиса и заяц", "Лисичка сестричка и серый волк". На этих сказках у детей закрепляются и обогащаются знания о животных и птицах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бедарев Г. Игры и развлечения. М., 1985.
2. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М., 1991.
3. БылееваЛ. В., Яковлев В. Г. Подвижные игры. М., 1974.
4. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. М., 1983.
5. Васильков Г. А., Васильков В. Г. От игры — к спорту. М., 1985.
6. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. М., 1983.
7. Выгодская И. Г., Пеллингер Е. Л., Успенская Л. И. Устранение у дошкольников заикания в игре. М., 1984.
8. Гаврипа С. Е., Кутявина Н. Л. и др. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, 1997.
9. Гибсон Р., ТайлерД. Веселые игры (пер. с англ.) М., 1994.
10. Грабенко Т. Н., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Спб., 2002.
11. Карабапова О. А. Игра и коррекция психического развития ребенка. М., 1997.
12. Катаева А. А., Стреблева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 1993.