ИРИНА ПОПОВА
Индивидуально-коррекционная работа воспитателя при реализации ИПР детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Ни что в психике человека не остаётся неподвижным,
неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяется
к лучшему, лишь бы были осуществлены условия»
И. П. Павлов
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это группа детей, которая требует особое внимание и подход к воспитательно-образовательной деятельности.
Целью индивидуально – коррекционной работы является создание условий для реализации внутреннего потенциала дошкольника, оказанию помощи в преодолении отклонений, которые мешают развитию ребёнка и это всё должно способствовать успешной реализации ИПР.
Публикация «Индивидуально-коррекционная работа воспитателя при реализации ИПР детей с ОВЗ» размещена в разделах
Свою работу мы строим с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, связанных с его нарушениями в развитии.
Самое важное для нас увидеть индивидуальность каждого ребёнка, осознать его эмоциональное состояние, откликнуться на его переживания, встать на позицию ребёнка, вызвать доверие к себе.
Ведущей и главной деятельностью дошкольника является игра. Именно в игре развиваются: мышления, эмоции, общение, воображение, внимание, сознание и роль ребёнка. Дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают.
Игровые действия мы строим так, чтобы они соответствовали возрасту ребёнка его уровню развития, обязательно предусматриваем постепенное усложнение игровых действий. При организации совместной игровой деятельности мы исходим из возможностей детей, планируем в зоне умеренной трудности игровые ситуации, игровые действия должны бить доступными.
Внимание наших детей кратковременное, неустойчивое, они быстро утомляются, поэтому материал мы даём небольшими дозами, используем интересный, красочный дидактический материал. Всегда надо помнить, слишком сложные задания могут вызвать быструю потерю интереса, а слишком лёгкое не позволит расширить познавательные способности ребёнка и это может повлиять на отставание в развитии определённых функций. Поэтому своевременная и тактичная помощь каждому ребёнку даёт возможность развития в нём веры в собственные силы и возможности. Для достижения развивающего эффекта мы неоднократно повторяем выполнение заданий. Любой материал для наших детей необходимо закреплять многократно.
При помощи совместной деятельности мы отслеживаем результаты развития ребёнка, в сотрудничестве с узкими специалистами вносим изменения в ИПР.
По мониторингу изобразительной деятельности и трудовой, навыков самообслуживания мы определяем уровень сформированности целенаправленной деятельности, особенности коммуникативной активности и культуры.
Образовательную деятельность мы проводим в определённой системе. Планируем еженедельную работу с учётом лексической темы, которая проходит через все виды совместной деятельности в том числе и через изобразительную деятельность. Здесь мы используем нетрадиционные материалы и техники, которые способствуют развитию у ребёнка мелкой моторики, тактильного восприятия, развития координации, развитию творчества и воображения. Тактильные ощущения при соприкосновении руки ребёнка с различными материалами (крупа, вата, пластилин, скомканная бумага) обогащают опыт ребёнка, мышцы, суставы, кожа получают ощущения от прикосновения и давления – всё это формирует сенсорно – моторную активность. При этом игровая деятельность с детьми стимулирует их речевую активность, побуждает к звукоподражанию на доступном каждому ребёнку уровне.
Изобразительная деятельность – это ситуация котрая стимулирует коммуникативные функции речи, способствует расширению словарного запаса.
С этой целью мы в своей группе организуем кружок «Наши руки не знают скуки», где продолжаем использовать нетрадиционные техники рисования, изготовление поделок из бросового, природного материала. Проводим для родителей мастер-классы, где родители совместно с детьми выполняют рисунки, поделки. Всё это помогает родителям лучше узнать своего ребёнка и вовремя оказать ему помощь
Выполнение воспитательных задач большое значение играет и выполнение детьми элементарных трудовых поручений, как индивидуальных так и совместных со взрослыми и детьми. Много внимания мы уделяем навыкам самообслуживания, используем алгоритм одевания, который выполнен с помощью красочных картинок. Проводим ситуативные беседы по формированию КГН.
Выполнение коррекционно-развивающих задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий всех специалистов детского сада и семей дошкольника.
Работаем в тесном сотрудничестве с узкими специалистами: учителем - логопедом, учителем – дефектологом, психологом. Они помогают нам в планировании индивидуально-коррекционной деятельности с каждым ребёнком, оказывают помощь в подборе дидактического и иллюстрационного материалов, активно участвуют в совместной деятельности с детьми, все вмести мы проводим развлечения в группе, обыгрываем всевозможные ситуации, организуем театральную деятельность. Для осуществления преемственности ведутся тетради взаимодействия с учителем – логопедом, учителем – дефектологом, психологом.
Узкие специалисты помогают в оформлении родительских уголков, в организации предметно – развивающей среды в группе.
Очень важное значение в организации индивидуально-коррекционной работы имеет развивающая среда в детском саду и в группе. Организуя предметно – развивающую среду в групповом помещении мы учитываем: возрастные и психологические особенности детей. Обстановка в группе направлена на активизацию речевого общения, творчества детей. Мы не перегружаем наши уголки, потому что для наших детей это затрудняет выбор игр, стараемся периодически менять оборудование игры, вносим изменения согласно изучаемой на неделе лексической теме.
Предметно – пространственная среда даёт возможности расширения взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками и позволяет, включится в познавательную деятельность каждого ребёнка, а это влияет на интеллектуальное развитие детей, так как всё происходит в форме игры, интересной каждому ребёнку, и которая предоставляет ему полную свободу действий.
Достижение эффективности в коррекционно – развивающей работе возможна только за счёт взаимодействия всех участников педагогического процесса. Только в тесном сотрудничестве возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями в развитии к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.