Оксана Пустовалова
Коррекция задержки речевого развития речи у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад № 68 «Яблонька», г. Тамбов
Развитие речи очень важно начать с самых первых дней жизни ребенка и постепенно усложнять задачи, в соответствии с особенностями его развития. Но для того, чтобы грамотно воспитывать ребенка, формировать его речь, как важнейший фактор социализации, необходимо понимать процессы, которые происходят с ребенком в процессе его развития. Особенно важно распознавать на самых ранних стадиях проблемы с речью, если они есть у ребенка.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- ОНР, нарушение речи
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формировании речи :
- несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;
- недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка.
К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором — незачем, все и так будет сделано вовремя. Подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера.
Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.
Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.
Педагоги ДОУ часто на практике сталкиваются с проблемой задержки темпов речевого развития. Для коррекции и формирования правильной речи мы проводим с детьми развивающие занятия, которые включают определенные приё мы и методы:
- создание проблемной ситуации, для разрешения которой необходимо подражать взрослому;
- привлечение внимания к губам (с помощью жеста) и мимике взрослого;
- демонстрация ожидания речевой инициативы со стороны ребенка;
- ответ за ребенка в случае отсутствия у него речевой активности (от лица ребенка);
- постоянное комментирование происходящих вокруг ребенка событий.
Используем игры: «Где гремит?», «Что звучит?», «Погреми так же», «Что как звучит?», лото, «Один-много», «Веселый котенок», «Что ты видишь?».
Игровые упражнения: «Как рычит мишка?», «Хлопки», «Поручение», «Покажи и назови», «Оденем куклу», «Большой – маленький» и др.
Материалом для работы являются сюжеты сказок, рассказов, стихов, событий из повседневной жизни детей. Подбирая сюжеты, делаем акцент на их коммуникативной составляющей, общей эмоциональности героев, возможности выражения информации действующих лиц при помощи невербальных средств общения (мимика, жесты, пантомимика). Для этого используем известные сказки «Курочка Ряба», «Лиса и журавль», «Три медведя» и рассказы В. Сутеева «Цыпленок и утенок», «Яблоко», «Под грибом», «Кораблик», «Палочка - выручалочка» и др.
Первоначально количество героев минимально (до четырех, сюжет прост и состоит из повторяющихся действий. Затем увеличиваем количество героев (до семи, удлиняется и усложняется сюжет.
Особое внимание обращаем на подбираемую к текстам наглядность: она должна отражать мимику и пантомимику персонажей.
Знакомя детей с содержанием текста, мы дважды его эмоционально читаем. При первом чтении акцент делаем на наглядность, при втором - на собственное невербальное поведение. Первое чтение сопровождается рассматриванием изображений (картинок, иллюстраций, мультфильмов). При этом обращаем внимание детей на выражение лица и позу персонажей. Второе чтение текста сопровождается выражением содержания в невербальной форме. Мы читаем или пересказываем текст, подкрепляя свои слова соответствующими жестами, позами, мимикой, интонацией и стимулируя детей к копированию своего невербального поведения.
В процессе обыгрывания отдельных сюжетных звеньев стимулируем детей к выражению эмоций, состояний и отношений, не обозначенных в тексте.
В возрасте 2-3 лет у детей все большее значение приобретает общение со сверстниками. С целью коррекции речевого развития и формирования навыков общения используем коммуникативные игры.
Игра «У птички болит крылышко»
Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» ее сам ведущий, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка … (Саша, Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу-котенка на руку и тоже «жалеют птичку».
Игра «Вместе играем»
Оборудование: парные игрушки (шарик – желобок, паровозик – вагончик, машинка – кубики).
Взрослый раздает детям игрушки, расставляет детей парами, предлагает поиграть вместе. Затем он помогает каждому из детей выполнять предметно-игровые действия в соответствии с назначением каждой игрушки. В конце игры взрослый фиксирует, кто с кем играл, называя каждого ребенка по имени: «Аня играла с Дашей – катали шарик, Дима играл с Васей – возили паровозик, Петя играл с Леной – нагружали и возили кубики в машине».
Игра «Кто лучше разбудит»
Один ребенок превращается в кошечку и засыпает – ложиться на коврик в центре группы. Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами и прикосновениями, но всякий раз ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кто «будил кошечку» наиболее ласково.
Игра «Листочек падает»
Взрослый поднимает над столом лист бумаги (на расстоянии около метра, затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол. После этого ведущий просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги – дети поднимают руки вверх. Взрослый отпускает лист, он спускается на стол. Детям нужно сделать то же самое, то есть плавно опустить руки на стол одновременно с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз. Ведущий подчеркивает умение ребят действовать согласованно, вместе.