МААМ-картинки

Причины задержки речевого развития у детей раннего возраста

Ольга Митина
Причины задержки речевого развития у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Причины задержки речевого развития у детей раннего возраста

Ребенок, появившись на свет, не обладает врожденным зна­нием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть способность в определенный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Это так называемая языковая способность, которая реализуется в ходе общения с взрослыми через имитацию ре­бенком слышимой им речью. Речь ребенка оказывается не про­стым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих. Если в силу каких-либо причин имитационная или мыслительная деятельности не формируются вовремя, то в дальнейшем у ребенка отмечается недоразвитие речи той или иной степени тяжести.

Публикация «Причины задержки речевого развития у детей раннего возраста» размещена в разделах

Две группы факторов могут повлиять на задержку в темпах формирования речи ребенка:

а) несовершенство социальных условий воспитания и педа­гогические ошибки;

б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы ребенка.

К первой группе можно отнести неправильные методы вос­питания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором - незачем, все и так будет сделано вовремя. Часто проявления недоразвития усугубляются лично­стными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своево­лию, истерическим реакциям. Задержка темпов речевого разви­тия, обусловленная снижением мотивации общения, при свое­временно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.

Если же у ребенка отмечается несформированность или не­достаточность сенсомоторной сферы (фонематического воспри­ятия, моторики артикуляционного аппарата) или неврологиче­ские заболевания, то такое недоразвитие требует не только из­менений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.

При задержке речевого развития наиболее эффективной оказывается ранняя коррекция, т. е. в возрасте до трех лет. Ус­пешность развития ребенка во многом зависит от активной по­зиции родителей, которые под руководством специалистов мо­гут организовать правильное общение с ребенком.

Если у ребенка отмечаются проблемы с развитием речи, а родители постоянно просят его: "Скажи", "Повтори", то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у ре­бенка стойкого речевого негативизма. Речевой негативизм, или отказ от речи, может выражаться активно и пассивно, но в лю­бом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях.

Основными особенностями познавательной сферы детей с речевыми нарушениями являются: недостаточная сформированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и ус­тойчивость внимания, слабость в развитии моторики, простран­ственные трудности. Без направленной коррекционной работы эти имеющиеся у детей трудности в дальнейшем могут принять большую выраженность и привести к отсутствию интереса к обучению, снижению объема памяти, ошибкам запоминания, трудностям овладении письмом (дисграфии, несформированности счетных операций, слабому овладению грамматикой. Для обеспечения нормального развития ребенка в целом в програм­му обучения и развития включается комплекс заданий, направ­ленных на развитие когнитивных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и предпосылок их нормального разви­тия (формирование мелкой моторики, зрительно-простран­ственного и слухового восприятия, познавательной активности, мотивационной сферы).

Так как познавательные процессы существуют и развива­ются в тесной взаимосвязи между собой и представляют слож­ные системные образования, то каждое упражнение, адресован­ное какому-либо определенному познавательному процессу, одновременно влияет и на другие. Так, например, упражнения, направленные на развитие моторики ребенка, одновременно ук­репляют его внимание и моторную память; рисование помимо развития моторики положительно влияет на внимание, про­странственные представления, мышление. В процессе обучения необходимо сочетать упражнения, направленные на развитие различных познавательных функций (например, в течение одно­го занятия предъявляются задания на развитие моторной сферы и на внимание). У детей с задержкой речевого развития часто отсутствует интерес к познанию окружающего мира, снижено внимание, они легко отвлекаются, быстро устают. Это требует более широкого включения в процесс обучения методов, вызы­ вающих интерес к учению: использование познавательных игр, создание занимательных ситуаций и т. д. Игровые методы часто используются для закрепления пройденного. Для того чтобы занятия дали максимальный результат, рекомендуется использо­вать различные игры, как индивидуальные, так и групповые, по­вышающие заинтересованность ребенка в достижении результа­та и в самом процессе деятельности, вовлекающие в процесс познавательной деятельности эмоциональные и личностные ас­пекты детей раннего возраста.

Публикации по теме:

Консультация «7 причин задержки речевого развития ребенка» Универсальной причины, объясняющей задержку речи у современных детей, нет. Но определенно можно сказать, что в основе любой проблемы всегда.

Фотоотчет «Условия успешного речевого развития в условиях ФГОС» во второй группе раннего возраста от 2 до 3 летФотоотчет «Условия успешного речевого развития в условиях ФГОС» во второй группе раннего возраста от 2 до 3 лет Фотоотчет "Условия успешного речевого развития в условиях ФГОС во второй группе раннего возраста (от 2до 3 лет)" Цель речевого развития.

Использование подвижных игр для речевого развития детей дошкольного возраста ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Физиологи уже давно доказали, что чувство движения тесно связано.

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста с учетом реализации ФГОС ДО» Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей раннего возраста с учетом реализации ФГОС ДО" Подготовила: воспитатель МОУ.

Консультация для родителей «Причины отсутствия и задержки речи детей от 2 до 5 лет» Консультация для родителей учитель-логопед Дербилова Е. А. «Причины отсутствия и задержки речи детей от 2 до 5 лет». По нормативам речевого.

Консультация «Причины и виды отклонений речевого развития детей дошкольного возраста» "Причины и виды отклонений речевого развития детей дошкольного возраста. "Дошкольный возраст— это период активного усвоения ребенком разговорного.

Методическая разработка. «Психолого-педагогические особенности речевого развития детей раннего возраста» Методическая разработка. Психолого-педагогические особенности речевого развития детей раннего возраста. Разработал воспитатель: Буравцева.

Особенности речевого развития детей 3–4 летнего возраста. Причины нарушений речи в данном возрастном периоде ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ В 3-4 ГОДА, Если говорить глобально, то речевое развитие детей сейчас имеет следующие характеристики. Интенсивное овладение.

Консультация «Задержка речевого развития у детей раннего возраста» Задержка речевого развития у детей раннего возраста Современные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о том, что.

Консультация «Задержка речевого развития ребенка — возможные причины» Задержка речевого развития у ребенка. В наш стремительный век бурных информационных технологий,в век когда легко можно стать даже "космическим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Причины задержки речевого развития у детей раннего возраста
Опубликовано: 2 ноября 2019 в 17:11
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Причины задержки речевого развития у детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Митина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД