Ирина Хабалова
Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема речевых нарушений у детей в последнее десятилетие приобретает массовый характер. По данным мировой статистики, количество таких детей среди дошкольников 4-5 лет увеличилось. Эти нарушения способствуют затруднениям в формировании также и других высших психических функций, а в последствии, и возникновению трудностей при обучении в школе.
Дошкольники 4-5 лет 1970 - е годы Настоящее время
5% 25%
В различных исследованиях причинами данных отклонений в развитии речи называются:
- минимальные мозговые дисфункции (ММД);
Публикация «Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов» размещена в разделах
- перинатальные поражения центральной нервной системы (ЦНС);
- гипоксические поражения ЦНС;
- рост патологий беременности, внутриутробные инфекции;
- родовые травмы;
- поражение анализаторов и артикуляционного аппарата;
- задержки психического развития ребенка;
- ухудшение экологической обстановки;
- социальные причины.
Принципы функциональной организации человеческого мозга разработал отечественный психолог А. Р. Лурия. Согласно его теории, мозг состоит из 3-х блоков:
1 блок: Энергетический. Регуляция тонуса и бодрствования обеспечивается глубокими подкорковыми и стволовыми структурами.
2 блок: Приём, переработка и хранение экстероцептивной (т. е. исходящей из внешней среды) информации.
3 блок: Программирование, регуляция и контроль за сознательной психической деятельностью.
Наукой, изучающей связь высших психических функций с мозговой организацией - является нейропсихология.
Речь - как известно- одна из высших психических функций человека.
Логопедия - междисциплинарная наука, которая занимается речью и ее патологией.
Использование нейропсихологического подхода в логопедии помогает:
1. Построить работу, исходя из потенциальных возможностей ребенка.
2. Наметить индивидуальную программу развития высших психических функций ребенка.
3. Создать базовую предпосылку для овладения чтением, письмом, математическими знаниями.
Коррекционно-логопедическая работа с использованием приемов нейропсихологической коррекции.
1. Массаж (массаж ушных раковин, рук, ног, су-джок, самомассаж)
Стимулирует рост чувствительных нервных окончаний на теле, они включаются в движение, пространственную ориентацию и визуальное восприятие., что способствует нормализация мышечного тонуса и опосредованное стимулирование речевых областей в коре ГМ.
2. Растяжки – нормализуют мышечный тонус.
Упражнения: «Репка»; «Солдат»; «Достань яблоко».
3. Кинезиологические упражнения –комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие.
Упражнения: «Зеркальное рисование» (Круги двумя руками синхронизируют деятельность обоих полушарий, активизируют работу всего мозга); «Колечко»; «Кулак-ребро-ладонь»; «Кивки головой» («Покиваем головой, чтобы был в душе покой»).
4. Дыхательные упражнения – обучение правильному речевому дыханию.
Упражнения: «Задуваем свечи»; «Трубочка»; «Поныряем».
5. Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить поля зрения, улучшить зрительное восприятие.
Упражнения: «Рисуем восьмерку»; «Глаз на прогулке»; «Поиграем глазами».
4. Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата, подвижности и точности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Упражнения: комплексы артикуляционных упражнений; артикуляционные сказки.
5. Коммуникативные упражнения.
Индивидуальные - направлены на углубление контакта с собственным телом (Игра «Походка»).
Парные – формируют способности чувствовать, понимать и принимать партнера (Игра «Зеркало»).
Групповые - дают возможность ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности (Игра «В темноте»).
6. Упражнения для развития мелкой моторики (Комплексы пальчиковой гимнастики).
7. Когнитивные упражнения - способствуют развитию познавательной сферы (памяти, мышления, восприятия, внимания, воображения).
Упражнения: "Чаша доброты" (визуализация); «Цветная голова»; «Постучим вместе».
8. Психогимнастика. Развивает у детей память, внимание, волю, воображение, творческие способности, координацию движений. Создает положительный эмоциональный настрой, устраняет замкнутость.
Упражнения: Игра «Тень»; Игра «Сова».
Таким образом, все речевые проблемы детей, с точки зрения нейропсихологии, тесно переплетаются с проблемами современной логопедии, а использование нейропсихологических методов и приемов логопедами дают возможность более качественно вести коррекционно - логопедическую работу.