Ирина Васильева
«Чистоговорушечки». Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
2 этап проекта «Школа красивой речи» —
«Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»
2015-2016 учебный год
Авторы проекта: Воспитатель-Васильева И. Н. ; учитель-логопед Дедова О. И.
Участники проекта:
• дети средней группы № 2 «Анютины глазки»
• Их родители
• Воспитатели группы : Васильева И. Н., Олифер Н. Г.
• Учитель- логопед: Дедова О. И.
Тип проекта: коррекционно – развивающий.
Актуальность проблемы:
Публикация «„Чистоговорушечки“, Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников» размещена в разделах
В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных методов, коррекционно-образовательных решении.
Принимая во внимание постоянный рост количества детей, имеющих нарушения речи, позволяет нам поставить вопросы профилактики возникновения речевых нарушений в ряд наиболее значимых и приоритетных.
Младший дошкольный возраст — период интенсивного развития всех психических функций. Основное новообразование этого периода — овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития ребенка.
Поэтому важно вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка. Очевидна значимость ранней профилактической и пропедевтической работы с детьми. Исправить речевые недостатки в старшем возрасте значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.
Однако существует ряд сложностей, препятствующих возможности получения ранней логопедической помощи:
-современные коррекционные программы ориентированы, прежде всего, на работу с детьми с 5 – 6 лет
-коррекционная работа направлена на исправление уже имеющегося речевого нарушения, а не на их предупреждение.
Этапы реализации проекта
1. Предварительный:
- выдвижение гипотезы;
- определение цели и задач проекта;
- изучение необходимой литературы;
-подбор методической литературы;
- разработка тематического плана для реализации проекта;
- диагностика детей.
2. Основной.
Включение каждого ребёнка и родителя в проектную деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация проекта
3. Заключительный.
Период осмысления собственных результатов.
-Диагностика детей.
-Презентация проекта.
Цель: «Создание системы работы, направленной на профилактику и преодоление речевых нарушений у детей средней группы средствами нетрадиционных методов, приемов и технологий».
Задачи:
• Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы,, самообразование; Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями по развитию речи в методической литературе и в среде ИКТ.
• Продолжить работу над проектом - «Школа красивой речи для детей и родителей»- 2 этап
• Совместно с учителем – логопедом подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
• Подготовить (провести) консультации, мастер-классы, семинары- практикумы, открытые занятия и сообщения для педагогов и родителей на тему: «Пальчиковый игротренинг с использованием новейших и авторских игр, пособий и упражнений», «Уроки Веселого Язычка»; «Использование элементов мнемотехники»; «Речевые игры и упражнения на обогащение словаря»
• Развивать все стороны речи детей: звукопроизношение, обогащение словаря, развитие связной речи и грамматического строя средствами игровой артикуляционной гимнастики, биоэнергопластики, пальчикового игротреннинга, игрового самомассажа, речевых игр и упражнений, нетрадиционных техник изобразительной деятельности, кинезиологических упражнений, авторских игр и пособий и др.
• Подготовить видео-отчет презентацию по результатам реализации 2 этапа проекта «Чистоговорушечки» для педагогов по теме: «Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников»;
Работа по профилактике речевых нарушений в 2015- 2016 учебном году будет вестись в следующих направлениях:
1. Игровая артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика как фундамент развития артикуляционного аппарата или «Логоминутки» ( проводится ежедневно: 3 раза в день- перед завтраком, после прогулки перед обедом, после тихого часа)
2. Развитие мелкой моторики «Веселые ладошки- пальчиковый игротренинг (пальчиковые игры и упражнения по лексическим темам, автроские игры на развитие мелкой моторики, игры с мелкими предметами и др.). Проводится ежедневно 3-4 раза в день
3. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности, направленные на развитие мелкой моторики
(пластилинография, нетрадиц. техники рисования, бумагопластика, плоскостная лепка с декором из коктейльных трубочек и др.) 1-2 раза в неделю
4. Дыхательная гимнастика проводится каждый день 3-4 раза
5. Игровой самомассаж (каждый день)
6. Элементы мнемотехники- использование мнемотаблиц на автоматизацию звуков, обогащение словаря, развитие связной речи, заучивание стихотворений, чистоговорок и др. Проводится 1-2 раза в неделю
7. Комплексы кинезиологических упражнений (1-2 раза в день)
8. Речевые игры и упражнения на обогащение словаря.
Занятия по подгруппам с учителем-логопедом 2 раза в неделю: вторник 9.50 и пятница 9.00
1."Биоэнергопластика как фундамент развития артикуляционного аппарата"
Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако, ежедневное выполнение гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности. Для улучшения результата работы над артикуляцией я решила использовать метод – биоэнергопластики.
Сам термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергоплатсики. Таким образом, «биоэнергопластика» – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.
Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будет способствовать увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшит эффективность гимнастики. Так же будет способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Одновременное выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Поэтому необходимо привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлять этими движениями.
Целью - развивать координацию артикуляционного аппарата и мелкой моторики пальцев рук; активизировать память, произвольное внимание, межполушарные взаимосвязи; формировать умение действовать по словесным инструкциям.
Задачи:
1) Исследовать понятие «биоэнергопластика», определить отличия и связи с артикуляционной гимнастикой и кинезиологией;
2) Обобщить рекомендации различных авторов по применению биоэнергоплатсики
3) Создать условия для проведения коррекционных занятий, адаптировать упражнения биоэнергоплатсики к индивидуальным особенностям детей
4) Привлечь воспитателей и родителей группы к работе по применению данного метода
Ожидаемый результат: Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будут способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, будут способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координаций движений, развитию памяти, внимания, мышления.
1. Кинезиологические упражнения
Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!
Цель - развивать умственные способностей и физическое здоровье через определенные двигательные упражнения. ; активизировать память, произвольное внимание, межполушарные взаимосвязи; формировать умение действовать по словесным инструкциям.
Задачи:
1) Исследовать понятие «кинезиология»,
2) Обобщить рекомендации различных авторов по применению кинезиологических упражнений
3) Создать условия для проведения этих упражнений
4) Привлечь воспитателей и родителей группы к работе по применению данного метода
Ожидаемый результат:
• В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.
• В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.
• Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.
В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.
2. Пальчиковый игротренинг
В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рука, пальцы, ладони - едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы ребёнку. Владея своими руками, ребёнок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное - развитая моторика рук способствует развитию речи. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развития речи ребёнка.
Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. (В. А. Сухомлинский)
Для развития моторики рук используются следующие приемы, игры и упражнения:
• самомассаж кистей рук;
• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
• выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины, крупы, природный материал)
• новейшие и авторские игры и пособия на развитие мелкой моторики
Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование) .
Задачи:
Образовательные:
формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ;
формирование практических умений и навыков;
обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие:
развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
совершенствование движений рук;
развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
развитие речи детей.
Воспитательные:
воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;
воспитывать и развивать художественный вкус;
воспитывать усидчивость, целенаправленность.
3. Использование элементов мнемотехники.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.
Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мы будем использовать элементы мнемотехники- использование мнемотаблиц на автоматизацию звуков, обогащение словаря, развитие связной речи, заучивание стихотворений, чистоговорок и др. Проводится 1-2 раза в неделю
Логопедическая пятиминутка – комплекс специально подобранных логопедических упражнений, направленных на профилактику речевых нарушений дошкольников. Логоминутки составлены в соответствии с возрастными особенностями детей.
«Логопедические пятиминутки» составляются на неделю согласно комплексн-тематическому планированию группы. К каждой лексической теме подобран речевой материал, определены коррекционные цели и приемы их реализации.
Учитель- логопед (Дедова О. И.) проводит мини- занятия и логоминутки по подгруппам по постановке звуков: вторник 9.50-10.30 и пятница 9.00-9.30