Ирина Васильева
Проект «Школа красивой речи, или Профилактика и преодоление речевых нарушений у младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы проекта : Воспитатель-Васильева И. Н. ; учитель-логопед Дедова О. И.
Участники проекта :
• дети 2 младшей группы № 2 «Анютины глазки»
• Их родители
• Воспитатели группы : Васильева И. Н., Олифер Н. Г.
• Учитель- логопед: Дедова О. И.
• Актуальность проблемы:
В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных методов, коррекционно-образовательных решении.
Публикация «Проект „Школа красивой речи, или Профилактика и преодоление речевых нарушений у младших дошкольников“» размещена в разделах
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Принимая во внимание постоянный рост количества детей, имеющих нарушения речи, позволяет нам поставить вопросы профилактики возникновения речевых нарушений в ряд наиболее значимых и приоритетных.
Младший дошкольный возраст — период интенсивного развития всех психических функций. Основное новообразование этого периода — овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития ребенка.
Поэтому важно вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка. Очевидна значимость ранней профилактической и пропедевтической работы с детьми. Исправить речевые недостатки в старшем возрасте значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.
Однако существует ряд сложностей, препятствующих возможности получения ранней логопедической помощи:
-современные коррекционные программы ориентированы, прежде всего, на работу с детьми с 5 – 6 лет
-коррекционная работа направлена на исправление уже имеющегося речевого нарушения, а не на их предупреждение.
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.
На четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи детей преобладают простые распространенные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей в основном носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка.
Пояснительная записка
Исходя из вышеизложенного, была определена система работы, цель которой
— создание эффективного комплексного взаимодействия воспитателей, специалистов ДОУ и родителей, направленного на профилактику речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.
Задачами данной системы являются:
• создать модель коррекционно-развивающей деятельности воспитателей, специалистов ДОУ и родителей
• разработать формы их взаимодействия в условиях дошкольной образовательной среды. Организовать работу клуба «Школа логопеда».
• Подобрать дидактические и методические материалы с учётом возрастных особенностей детей.
• Работа по профилактике речевых нарушений ведётся с детьми от 2 до 4 лет в условиях комбинированного детского сада без проведения специальных занятий. Так процесс проходит с минимальными затратами времени, что ведёт к оптимизации образовательной деятельности и не перегружает его. К тому же, помощь оказывается комплексно и единовременно большому количеству детей. • Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы,, самообразование; Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями в среде ИКТ.
• Разработать и внедрить проект - «Школа красивой речи для детей и родителей», перспективный план работы с детьми;
• Совместно с учителем – логопедом подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
• Подготовить (провести) консультацию или мастер-класс для педагогов на тему: «Пальчиковый игротренинг», «Уроки Веселого Язычка»;
• Развивать все стороны речи детей : звукопроизношение, обогащение словаря, развитие связной речи и грамматического строя средствами игровой артикуляционной гимнастики, пальчикового игротреннинга, игрового самомассажа, речевых игр и упражнений;
• Подготовить видео-отчет презентацию по результатам проекта для педагогов по теме: «Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников»;
После проведения экспресс-обследования речевого развития детей, с воспитателями и специалистами намечается план профилактических мероприятий, подбираются дидактические и методические материалы для «логопедических пятиминуток».
Логопедическая пятиминутка – комплекс специально подобранных логопедических упражнений, направленных на профилактику речевых нарушений дошкольников. Логоминутки составлены в соответствии с возрастными особенностями детей.
«Логопедические пятиминутки» составляются на неделю согласно тематическому планированию в ДОУ. К каждой лексической теме подобран речевой материал, определены коррекционные цели и приемы их реализации.
Учитель- логопед проводит мини- занятия и логоминутки по средам, во второй половине дня.
Музыкальный руководитель включает в свои занятия логоритмические упражнения.
Педагог- психолог психогимнастику, образные перевоплощения, пластические этюды.
Инструктор по физической культуре использует игры на координацию речи с движением.
Воспитатели проводят логопедические пятиминутки ежедневно.
Работа по проблеме рассчитана на 4 года, каждый из которых обозначен своей подтемой (проблемой над которой мы будем работать в конкретной возрастной группе).
Этапы работы:
1. 2 младшая группа «ЛЕПЕТУШЕЧКИ» : подготовка артикуляционного аппарата.
2. Средняя группа «ЧИСТОГОВОРУШЕЧКИ» : формирование чистого звукопроизношения и обогащение словаря.
3. Старшая группа «СКОРОГОВОРУШЕЧКИ» : совершенствование звукопроизношения и развитие связной речи.
4. Подготовительная группа «ГОВОРУНЫ» : закрепление чистого произношения всех звуков, развитие красивой связной речи, формирование грамматически правильного строя речи
1 этап проекта (2014-2015гг)
Во второй младшей группе ставим следующие задачи:
• Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время проведения артикуляционной гимнастики и при работе над простыми по произношению звуками
• Развитие и расширение пассивного и активного словаря
• формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох;
• развивать длительность речевого выдоха;
• развивать силу, динамику и модуляцию голоса;
• развивать подражание речевым звукам;
• воспитывать правильный, умеренный темп речи;
• развивать интонационную выразительность, ритмичность речи.
• Развитие диалогической речи и речевого общения.
• Развитие мелкой моторики:
• Развивать тонкую моторику в упражнениях.
1. Воспитательные:
Воспитать у детей интерес к артикуляционной и пальчиковой гимнастике, сформировать у детей желание заниматься;
Научить выражать свои чувства и эмоции;
Воспитывать слуховое внимание, усидчивость детей.
Учить детей говорить четко, внятно, понятно;
2. Обучающие:
Укреплять мышцы артикуляционного аппарата, развивать мелкую моторику;
Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции;
Научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
3. Развивающие:
Развивать у детей артикуляционный аппарат;
Развить интонационную выразительность голоса;
Развивать речевое дыхание, умение детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом
Направления работы во второй младшей группе (2014-2015 уч. год) :
1. Игровая артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста или «Логоминутки» - учитель – логопед Дедова О. И., воспитатель Васильева И. Н.
2. Дыхательная гимнастика- учитель – логопед Дедова О. И., воспитатель Васильева И. Н.
3. Развитие мелкой моторики «Веселые ладошки» для детей 2 младшей – воспитатель Васильева И. Н.
- Пальчиковые игры и упражнения. Пальчиковый игротренинг.
- Нетрадиционные техники изобразительной деятельности.
4. Работа с родителями.
Игровая артикуляционная гимнастика,
как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста или «Логоминутки»
1 раз в неделю проводятся учителем- логопедом по средам 15.30-15.45
Каждый день воспитателем в режимных моментах
Игры для формирования правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста (от 3-х лет)-
артикуляционные упражнения, имитационные игры, игры-звукоподражания.
Артикуляционная гимнастика
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Развитие мелкой моторики «Веселые ладошки» для детей 2 младшей
Пальчиковый игротренинг направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Проводится ежедневно.
В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма, ознакомление с элементарными геометрическими формами, развитие пространственного мышления, понятия относительности (больше - меньше, короче - длиннее и т. д., , художественного восприятия, глазомера, обучение коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости и т. д.
Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие дела, как
перемотка ниток;
завязывание и развязывание узелков;
уход за срезанными и живыми цветами;
чистка металла;
водные процедуры, переливание воды. Можно предложить помыть посуду, предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы, или постирать белье ( объясните и покажите предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание);
собирание разрезных картинок;
разбор круп и так далее.
Пальчиковый игротренинг направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Проводится ежедневно.
Для развития моторики рук используются следующие приемы, игры и упражнения:
• самомассаж кистей рук;
• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
• выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины, крупы, природный материал)
• рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами.
Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)
Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально.
К концу учебного года дети должны будут уметь работать с бумагой в разных техниках, научиться правильно держать карандаш, ручки станут более гибкими, послушными, дети научились самостоятельно и творчески работать.
Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование) .
Задачи:
Образовательные:
формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ;
формирование практических умений и навыков;
обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие:
развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
совершенствование движений рук;
развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
развитие речи детей.
Воспитательные:
воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;
воспитывать и развивать художественный вкус;
воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Видео-отчет по проекту «Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников или Счастливы вместе» Сообщение на итоговом родительском собрании
Тема: «Диагностика и результаты диагностики мелкой моторики»
Анализ проделанной работы по проекту «Время подводить итоги». с родителями.
Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.
Практические выходы:
1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Речевое развитие дошкольников. Весна- красна»;
2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара. Тема: «Речевое развитие младших дошкольников»;
3. Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «Пальчиковый игротренинг как средство развития речи младших дошкольников»;
4. Оформление папки-передвижки. Тема: «Пальчиковый игротренинг и игровая артикуляционная гимнастика»;
5. Проект. Тема: ««Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников на основе организации единого образовательного пространства или «Школа красивой речи для детей и их родителе»;
6. Отчёт о проделанной работе за учебный год. Видео- отчет «Счастливы вместе» (совместная работа воспитателя и учителя- логопеда)
7. В течение года изучить литературу по теме