Лучший педагог года

Проект «Школа красивой речи, или Профилактика и преодоление речевых нарушений у младших дошкольников»

Ирина Васильева
Проект «Школа красивой речи, или Профилактика и преодоление речевых нарушений у младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Авторы проекта : Воспитатель-Васильева И. Н. ; учитель-логопед Дедова О. И.

Участники проекта :

• дети 2 младшей группы № 2 «Анютины глазки»

• Их родители

Воспитатели группы : Васильева И. Н., Олифер Н. Г.

Учитель- логопед: Дедова О. И.

Актуальность проблемы:

В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных методов, коррекционно-образовательных решении.

Публикация «Проект „Школа красивой речи, или Профилактика и преодоление речевых нарушений у младших дошкольников“» размещена в разделах

Принимая во внимание постоянный рост количества детей, имеющих нарушения речи, позволяет нам поставить вопросы профилактики возникновения речевых нарушений в ряд наиболее значимых и приоритетных.

Младший дошкольный возраст — период интенсивного развития всех психических функций. Основное новообразование этого периода — овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития ребенка.

Поэтому важно вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка. Очевидна значимость ранней профилактической и пропедевтической работы с детьми. Исправить речевые недостатки в старшем возрасте значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.

Однако существует ряд сложностей, препятствующих возможности получения ранней логопедической помощи:

-современные коррекционные программы ориентированы, прежде всего, на работу с детьми с 5 – 6 лет

-коррекционная работа направлена на исправление уже имеющегося речевого нарушения, а не на их предупреждение.

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.

На четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи детей преобладают простые распространенные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей в основном носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка.

Пояснительная записка

Исходя из вышеизложенного, была определена система работы, цель которой

— создание эффективного комплексного взаимодействия воспитателей, специалистов ДОУ и родителей, направленного на профилактику речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.

Задачами данной системы являются:

• создать модель коррекционно-развивающей деятельности воспитателей, специалистов ДОУ и родителей

• разработать формы их взаимодействия в условиях дошкольной образовательной среды. Организовать работу клуба «Школа логопеда».

• Подобрать дидактические и методические материалы с учётом возрастных особенностей детей.

• Работа по профилактике речевых нарушений ведётся с детьми от 2 до 4 лет в условиях комбинированного детского сада без проведения специальных занятий. Так процесс проходит с минимальными затратами времени, что ведёт к оптимизации образовательной деятельности и не перегружает его. К тому же, помощь оказывается комплексно и единовременно большому количеству детей. • Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы,, самообразование; Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями в среде ИКТ.

• Разработать и внедрить проект - «Школа красивой речи для детей и родителей», перспективный план работы с детьми;

• Совместно с учителем – логопедом подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

• Подготовить (провести) консультацию или мастер-класс для педагогов на тему: «Пальчиковый игротренинг», «Уроки Веселого Язычка»;

• Развивать все стороны речи детей : звукопроизношение, обогащение словаря, развитие связной речи и грамматического строя средствами игровой артикуляционной гимнастики, пальчикового игротреннинга, игрового самомассажа, речевых игр и упражнений;

• Подготовить видео-отчет презентацию по результатам проекта для педагогов по теме: «Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников»;

После проведения экспресс-обследования речевого развития детей, с воспитателями и специалистами намечается план профилактических мероприятий, подбираются дидактические и методические материалы для «логопедических пятиминуток».

Логопедическая пятиминутка – комплекс специально подобранных логопедических упражнений, направленных на профилактику речевых нарушений дошкольников. Логоминутки составлены в соответствии с возрастными особенностями детей.

«Логопедические пятиминутки» составляются на неделю согласно тематическому планированию в ДОУ. К каждой лексической теме подобран речевой материал, определены коррекционные цели и приемы их реализации.

Учитель- логопед проводит мини- занятия и логоминутки по средам, во второй половине дня.

Музыкальный руководитель включает в свои занятия логоритмические упражнения.

Педагог- психолог психогимнастику, образные перевоплощения, пластические этюды.

Инструктор по физической культуре использует игры на координацию речи с движением.

Воспитатели проводят логопедические пятиминутки ежедневно.

Работа по проблеме рассчитана на 4 года, каждый из которых обозначен своей подтемой (проблемой над которой мы будем работать в конкретной возрастной группе).

Этапы работы:

1. 2 младшая группа «ЛЕПЕТУШЕЧКИ» : подготовка артикуляционного аппарата.

2. Средняя группа «ЧИСТОГОВОРУШЕЧКИ» : формирование чистого звукопроизношения и обогащение словаря.

3. Старшая группа «СКОРОГОВОРУШЕЧКИ» : совершенствование звукопроизношения и развитие связной речи.

4. Подготовительная группа «ГОВОРУНЫ» : закрепление чистого произношения всех звуков, развитие красивой связной речи, формирование грамматически правильного строя речи

1 этап проекта (2014-2015гг)

Во второй младшей группе ставим следующие задачи:

• Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время проведения артикуляционной гимнастики и при работе над простыми по произношению звуками

• Развитие и расширение пассивного и активного словаря

• формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох;

• развивать длительность речевого выдоха;

• развивать силу, динамику и модуляцию голоса;

• развивать подражание речевым звукам;

• воспитывать правильный, умеренный темп речи;

• развивать интонационную выразительность, ритмичность речи.

• Развитие диалогической речи и речевого общения.

Развитие мелкой моторики:

• Развивать тонкую моторику в упражнениях.

1. Воспитательные:

Воспитать у детей интерес к артикуляционной и пальчиковой гимнастике, сформировать у детей желание заниматься;

Научить выражать свои чувства и эмоции;

Воспитывать слуховое внимание, усидчивость детей.

Учить детей говорить четко, внятно, понятно;

2. Обучающие:

Укреплять мышцы артикуляционного аппарата, развивать мелкую моторику;

Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции;

Научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

3. Развивающие:

Развивать у детей артикуляционный аппарат;

Развить интонационную выразительность голоса;

Развивать речевое дыхание, умение детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом

Направления работы во второй младшей группе (2014-2015 уч. год) :

1. Игровая артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста или «Логоминутки» - учитель – логопед Дедова О. И., воспитатель Васильева И. Н.

2. Дыхательная гимнастика- учитель – логопед Дедова О. И., воспитатель Васильева И. Н.

3. Развитие мелкой моторики «Веселые ладошки» для детей 2 младшей – воспитатель Васильева И. Н.

- Пальчиковые игры и упражнения. Пальчиковый игротренинг.

- Нетрадиционные техники изобразительной деятельности.

4. Работа с родителями.

Игровая артикуляционная гимнастика,

как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста или «Логоминутки»

1 раз в неделю проводятся учителем- логопедом по средам 15.30-15.45

Каждый день воспитателем в режимных моментах

Игры для формирования правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста (от 3-х лет)-

артикуляционные упражнения, имитационные игры, игры-звукоподражания.

Артикуляционная гимнастика

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Развитие мелкой моторики «Веселые ладошки» для детей 2 младшей

Пальчиковый игротренинг направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Проводится ежедневно.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма, ознакомление с элементарными геометрическими формами, развитие пространственного мышления, понятия относительности (больше - меньше, короче - длиннее и т. д., , художественного восприятия, глазомера, обучение коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости и т. д.

Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие дела, как

перемотка ниток;

завязывание и развязывание узелков;

уход за срезанными и живыми цветами;

чистка металла;

водные процедуры, переливание воды. Можно предложить помыть посуду, предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы, или постирать белье ( объясните и покажите предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание);

собирание разрезных картинок;

разбор круп и так далее.

Пальчиковый игротренинг направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Проводится ежедневно.

Для развития моторики рук используются следующие приемы, игры и упражнения:

• самомассаж кистей рук;

• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

• выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины, крупы, природный материал)

• рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами.

Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)

Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально.

К концу учебного года дети должны будут уметь работать с бумагой в разных техниках, научиться правильно держать карандаш, ручки станут более гибкими, послушными, дети научились самостоятельно и творчески работать.

Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование) .

Задачи:

Образовательные:

формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ;

формирование практических умений и навыков;

обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

совершенствование движений рук;

развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

развитие речи детей.

Воспитательные:

воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;

воспитывать и развивать художественный вкус;

воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Видео-отчет по проекту «Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников или Счастливы вместе» Сообщение на итоговом родительском собрании

Тема: «Диагностика и результаты диагностики мелкой моторики»

Анализ проделанной работы по проекту «Время подводить итоги». с родителями.

Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

Практические выходы:

1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Речевое развитие дошкольников. Весна- красна»;

2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара. Тема: «Речевое развитие младших дошкольников»;

3. Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «Пальчиковый игротренинг как средство развития речи младших дошкольников»;

4. Оформление папки-передвижки. Тема: «Пальчиковый игротренинг и игровая артикуляционная гимнастика»;

5. Проект. Тема: ««Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников на основе организации единого образовательного пространства или «Школа красивой речи для детей и их родителе»;

6. Отчёт о проделанной работе за учебный год. Видео- отчет «Счастливы вместе» (совместная работа воспитателя и учителя- логопеда)

7. В течение года изучить литературу по теме

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Первичная профилактика речевых нарушений у детей 3–4 лет» Первичная профилактика – это предупреждение речевых нарушений. В первые дни после поступления в ясли у некоторых детей резко снижается речевая.

Консультация для педагогов «Первичная профилактика нарушений устной и письменной речи у дошкольников с ФФНР» Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем, так.

Консультация для воспитателей второй младшей группы «Первичная профилактика речевых нарушений» Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством.

Логопедическая ритмика как форма кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений Цель: представить педагогическому коллективу систему приёмов и методов для устранения речевых нарушений путём развития, воспитания и коррекции.

Обобщение опыта работы «Абилитация речевых нарушений младших дошкольников средствами развития мелкой моторики» Проект: «Абилитация речевых нарушений младших дошкольников средствами развития мелкой моторики» «Ум ребенка находиться на кончиках его.

Первичная профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста Уважаемые мамы и папы! Для нас,взрослых, речь – это автоматизированный навык и мы даже не замечаем какие движения выполняет наш язык и,.

Консультация для логопедов «Причины и виды речевых нарушений и их профилактика» «Причины и виды нарушений в речевом развитии детей.» Речевая функция, так же как и другие высшие психические функции (память, мышление,.

Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР методами кинезиологии. В помощь логопедам Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР методами кинезиологии Развитие речи представляет собой сложный психофизиологический.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка! Но.

Роль здоровьесберегающих технологий в профилактике речевых нарушений младших дошкольников Здоровье человека – проблема актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Задача охраны и укрепления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Школа красивой речи, или Профилактика и преодоление речевых нарушений у младших дошкольников»
Опубликовано: 10 февраля 2016 в 23:46
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Школа красивой речи, или Профилактика и преодоление речевых нарушений у младших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Васильева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД