Лучший педагог года

Коррекция нарушений фонематического восприятия должна начинаться с развития фонематического слуха и фонематических процессов

елена рябчун
Коррекция нарушений фонематического восприятия должна начинаться с развития фонематического слуха и фонематических процессов

На своих логопедических занятиях я применяю разнообразные инновационные технологии. Более подробнее хотела бы рассказать про таблицы Шульте.

Первоначально таблицы были разработаны немецким психиатром и психотерапевтом Вальтером Шульте (нем. WalterSchulte; 1910—1972) как психодиагностическая проба для исследования свойств внимания. В середине прошлого столетия он занимался серьезным изучением свойств человеческого внимания. Одним из методов диагностики был листочек, с сеткой 5 Х 5, в которой размещались числа от 1 до 25. Давая задания на нахождение названного числа, исследователь получал информацию о состоянии внимания у испытуемого.

Публикация «Коррекция нарушений фонематического восприятия должна начинаться с развития фонематического слуха и фонематических процессов» размещена в разделах

Методическая работа с таблицами В. Шульте предусматривает нескольких принципов:

1) постепенного усложнения заданий;

2) изменения инструкций в зависимости от задач и от уровня сложности таблиц;

3) систематичности и регулярности использования таблиц;

4) применения игровой формы занятия.

Позже таблицы В. Шульте стали использоваться не только для диагностики, но и для развития зрительное восприятие.

Таблицы стали одним из лучших материалов для развития слухового восприятия, ориентировки в пространстве, временных представлений, а также выполнения инструкции. Внесенные изменения в содержание таблиц (не только цифры, но и буквы, картинки, геометрические фигуры) расширили возможности их использования на логопедических занятиях для развития фонематического слуха и восприятия, звукобуквенного анализа, автоматизации звуков, дифференциации звуков, закрепление лексико-грамматической категории, профилактика дисграфии и дислексии у воспитанников.

Также данные таблицы можно использовать как «настрой» на занятие как элемент устного счета, как вводную часть. Если обучающийся приходит на занятие без настроя работать, то ему предлагается выбрать любую таблицу, самому определить к ней инструкцию и выполнить задание.

Главное в использовании таблиц В. Шульте – систематичность и регулярность. Практика показывает, что их нужно использовать на каждом занятии. Начинать коррекционные занятия следует с того уровня знаний и навыков, которыми ребенок владеет достаточно прочно. Это создает положительный эмоциональный настрой в начале занятий и повышает мотивацию сотрудничества.

Сначала мы работаем с цифрами, затем добавляем картинки, буквенные таблицы.

Инструкция обучающемуся дается кратко: «Рассмотри таблицу. Что на ней изображено? Надо показать и назвать все картинки по порядку». Если ребенок находится у учителя-логопеда ни один, все задания по таблицам всегда выполняются в паре или в подгруппе детей: это вызывает интерес к процессу, сотрудничества и укреплению эмоционально-волевой сферы. Инструкция должна меняться в зависимости от задач и от уровня сложности таблиц: это направляет внимание ребенка не только на зрительные ориентировки, но и на речевые формулировки, развитию фонематического слуха, звукобуквенного анализа и автоматизации звуков, приучает выстраивать ответ кратко или развернуто. Например, задания могут звучать так: - «Назови все числа по порядку от 1 до 9, от 1 до 16, от 1 до 25» и т. д. (квадрат может увеличиваться до указанных размеров); - «Назови все картинки со звуком М» и т. д. ; - «Назови сначала все предметы со звуком В, затем предметы со звуком Ф»; - «Назови буквы, которые обозначают гласные звуки; назови буквы, которые обозначают согласный, глухой звук;» и т. п.

Таблицы можно использовать для устранения недостатков произношения звуков. Если требуется отработка произношения звуков, то в инструкции обозначаем, что будет засчитано только правильное произношение [р] (например, если у ребенка [р] находится на стадии автоматизации). И если ребенок неправильно произносит заданный звук, то просим повторить правильно. Например, задания могут звучать так: - «Назови и покажи все предметы по порядку, но помни о нашем «опасном» звуке [р], его нужно произносить четко и правильно» (если обучающийся пропускает или заменяет звук на более удобный для произношения, то мы его останавливаем и просим произнести правильно, тем самым он затрачивает больше времени на таблицу. В дальнейшем ребенок понимает, что лучше сразу сконцентрироваться и назвать слово правильно). Задания могут звучать как это описано выше, но всегда надо напоминать о четком проговаривании. Можно вместе с обучающимся найти цифры с «опасным» звуком и выделить их цветом, когда до них дойдет очередь сосредоточиться на проговаривании.

Если осуществляется работа по профилактике дислексии, добавляются слоговые таблицы, либо таблицы со словами. Инструкция может звучать так: - «Прочитай все слоги (слова) по порядку слева направо». - «Прочитай все слоги (слова) по порядку сверху вниз». - «Найди и покажи названный слог (слово)» (найти нужно визуально не водить пальцем по строчкам).

А сейчас я предлагаю провести небольшой тренинг с таблицами Шульте.

Практика использования таблиц В. Шульте показала, что система упражнений, регулярность их применения способствует развитию высших психических функций, которые, в свою очередь, создают базу для устранения недостатков устной речи, фонематического слуха и восприятия, звукобуквенного анализа и автоматизации звуков, дифференциации звуков, закрепление лексико-грамматической категории, профилактика дисграфии и дислексии у воспитанников.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

Дидактические игры для развития фонематического восприятияДидактические игры для развития фонематического восприятия Дидактические игры для развития фонематического восприятия Для детей старшей логопедической группы «КТО Я ТАКОЙ?» Цель: развитие фонематического.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры для развития фонематического слуха Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция нарушений фонематического восприятия должна начинаться с развития фонематического слуха и фонематических процессов
Опубликовано: 5 июня 2024 в 09:55
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция нарушений фонематического восприятия должна начинаться с развития фонематического слуха и фонематических процессов» (включая файлы) размещена пользователем елена рябчун в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 октября. Всероссийский день ходьбы

В первые выходные октября проводится Всероссийский день ходьбы. Цель праздника — повысить популярность ходьбы как самого доступного и полезного вида физической активности, а также собрать всех любителей...

5 октября. С днем учителя!

5 октября отмечается День учителя — профессиональный праздник работников сферы школьного образования. Дата празднования установлена в честь принятия в этот день в 1966 году ЮНЕСКО рекомендаций о статусе...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД