Галия Курмакаева
Игровой тренинг «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование коммуникативной компетентности педагогов во взаимодействии с родителями.
Задачи:
-Знакомство педагогов с теоретическими и практическими психологическими положениями в области коммуникативной компетентности.
-Развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями.
-Обучение практическим приемам по преодолению барьеров в общении; «трудными» родителями.
-Обучение техникам саморегуляции эмоционального состояния.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Условия проведения. Приглашаются все желающие педагоги, группа — не более 15 человек. Продолжительность семинара-практикума — 1 час.
Ход тренинга:
Педагог-психолог. Я очень рада всех вас всех ещё раз поприветствовать, и надеюсь, что мы отлично продолжим наше общение, и сегодня мы будем тренировать наши коммуникативные умения во взаимодействии с родителями.
Психологическое вхождение.
Упражнение «Радуга»
Педагог-психолог. Перед вами кружочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и приклеить на нашу радугу.
Обратите внимание на нашу радугу. Всем известно, что у каждого цвета есть своё значение, свой характер, который влияет на наше поведение гораздо больше, чем кажется. Что означает каждый цвет?
Те, кто выбрал красный круг, — проявят активность на сегодняшнем тренинге.
Жёлтый — желают общаться.
Синий — будут настойчивы.
Тех кто выбрал зелёный круг, ожидает успех на сегодняшнем тренинге.
II. Начнем с упражнения «Цветы жизни»
Участники семинара-практикума сидят в общем кругу. Педагог-психолог передает по кругу коробочку с цветочками со словами: «Возьмите, пожалуйста, себе немного цветочков». После того как все участники взяли цветочки, просит каждого назвать те качества, которые по их мнению должны прививать и развивать родители в детях. Нужно назвать столько качеств, сколько цветочков вы взяли.
Педагог-психолог : А теперь попрошу ответить на 3 вопроса.
1. Есть ли в вашей группе семьи, где родители развивают или стараются развить эти качества в своих детях?
2. У всех здесь присутствующих есть дети, и у многих уже взрослые дети, есть внуки. Следующий вопрос, вам будет ни как к воспитателю, а как родителю. Как вы думаете получилось ли у вас привить эти качества своим детям?
3. На ваш взгляд, чего не хватило или что помогло развить все эти качества в ваших детях?
III. «Правила построения эффективного общения».(7 мин)
Упражнение «Комплимент родителю»
Общаясь с родителями, мы должны помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех психологических плюсов»
Самые универсальные – это:
1. Улыбка 2. Имя собеседника 3. Комплимент
1. Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
2. Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
3. В общении с родителями наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого родителя, а то, что ему дорого, а самое дорогое для каждого родителя – это его ребенок. Любой комплимент располагает человека к позитивному общению, а лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, А умение педагога найти хорошее качество в каждом ребенке в глазах родителей свидетельствует о его компетентности.
Цель: упражнение воспитателей в высказывании комплимента родителям.
Пока звучит музыка, участники передают мяч по кругу. Когда музыка останавливается, тот, у кого он остался, делает комплемент родителю, с улыбкой, называя его по имени отчеству. Нужно сказать что-либо положительное о его «ребенке». В данном случае в роли родителя будет тот, кто сидит справа от вас. Тот «родитель», которому адресован комплимент, должен принять его, сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да, мне это в нём тоже очень нравиться!» (7 человек)
Обсуждение упражнения.
- Всегда ли вам удается сделать комплимент родителю, т. е. найти положительные качества его ребенка?
Упражнение. «Самый трудный родитель»
Цель: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.
Наверное, у каждого в группе есть родители, встреча и общение с которыми всегда приятны, но есть и такие, с которыми хотелось бы как можно реже встречаться и общаться. Я предлагаю Вам перечислить основные качества, которые присуще трудному родителю, общение с которым вызывает у Вас отрицательные чувства.
Участники пишут на заранее приготовленных листах качества, которые по их мнению наиболее характерны для трудных родителей. Потом каждый из участников зачитывает то, что написано и крепит свой лист на магнитную доску.
Мы вынуждены искать пути контактов с трудными родителями. И сейчас я предлагаю вам типичные ситуации из педагогической практики, которые нужно будет разобрать и найти выход, избежав конфликта.
Нужно поделиться на две команды, каждой нужно будет разобрать и предложить выход из ситуации.
Ситуация №1. Воспитатель обращается к маме Димы с рассказом о том, что дети нового узнали на занятиях и с предложением закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко отвечает, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он «за это деньги получает».
Комментарий психолога: конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами. Если в такой семье воспитывается ребенок из Вашей группы необходимо по возможности уделить ему больше внимания.
Заставить маму заниматься с ребенком невозможно. В данном случае лучше уклониться от конфликта, это поможет сохранить достоинство воспитателя, как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый Вам резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить совместно со старшим воспитателем стенд или ширму об организации занятий и игр дома, где размещать рекомендации по темам, конкретные игры, задания.
Ситуация №2. Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, обвиняют воспитателя, что он плохо следит за детьми.
Воспитатель в шутку предлагает родителям всю прогулку держать из ребенка за руку.
Комментарий психолога: если предложение воспитателя сделано в шутливой форме, возможно, это хороший выход из данной ситуации. Ведь юмор - прекрасное средство снятия психологического напряжения. Но тут же постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку «наиграться», что ограничение движения ребенок воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще. Но все же, задумайтесь над словами родителей, возможно «нет дыма без огня».
Упражнение «Достойный ответ»
Цель: отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.
Содержание: все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего
карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности
или поведения одного из участников.
Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку
фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого —достойно ответить на
этот выпад. Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу
справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит
задание, то есть побывает и в качестве нападающего, и в качестве
жертвы, упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.
Методические рекомендации: психолог спрашивает участников, легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе. Как правило, слушатели говорят, что грубые высказывания их не взволновали, потому, что они не воспринимали их как направленные конкретно против себя. Затем все предлагают различные варианты конструктивного поиска, который поможет и в реальных жизненных условиях так же воспринимать негативную информацию от партнеров по общению.
Материал к упражнению «Достойный ответ»
Ты слишком высокого мнения о себе. Ты ведешь себя так, как будто ты
самый главный здесь.
X ---
Ты никогда никому не помогаешь.
X ---
Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы.
X ---
Ты совсем не умеешь красиво одеваться.
X ---
Почему ты на всех смотришь волком?
X ---
С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений.
X---
Ты как не от мира сего.
X ---
У тебя такой страшный взгляд.
X ---
С тобой бесполезно договариваться о чем-либо. Ты все равно все забудешь.
X ---
У тебя такой скрипучий голос, он действует мне на нервы.
X ---
Посмотри, на кого ты похожа!
X ---
Ты слишком много болтаешь ерунды.
X ---
Что ты вечно на всех кричишь?
X ---
У тебя полностью отсутствует чувство юмора.
X ---
Ты слишком плохо воспитана
X ---
Педагог-психолог : От всей души желаю вам легко разрешать сложные ситуации, которые так или иначе, но приходят в нашу жизнь и свободно, с благодарностью отпускать их.