Вера Коробцова
Консультация «Этика экологического воспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
Этика экологического воспитания
детей дошкольного возраста.
Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес,
Степь, горы. А человеку нужна родина.
И охранять природу-значит охранять родину.
М. Пришвин
Публикация «Консультация „Этика экологического воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
О необходимости беречь, охранять, природу сказано много слов. Ребёнку обстоятельно объясняют, почему нельзя ломать ветви деревьев или оставлять мусор на лесной полянке. Но, оказывается, не только знания, но и любовь рождает желание защищать природу. Маленькому человеку надо помочь осознать своё место в природе, дать почувствовать себя добрым великаном в Зелёной Стране.
Главная цель экологического образования-развитие экологической культуры как важной части общей культуры человека, определяющей её духовную жизнь и поступки. Это особый вид культуры, который характеризуется совокупностью системы знаний и умений по экологии, уважительным, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде.
Для того чтобы привить дошкольникам этот особый вид культуры, необходимо уделять внимание изменению образа мышления ребёнка, его сознанию, искать принципиально новые решения. Ведь экологическая культура-это целостная система, состоящая из взаимосвязанных элементов: системы знаний, убеждений, практических навыков, определяющих уровень практической деятельности, культур экологически оправданного поведения, культуры чувств.
Детям дошкольного возраста изначально присуще стремление преодолеть границы индивидуального опыта, почувствовать внутреннее родство с миром как целым, принять на себя «вечные» проблемы этого мира и попытаться их по-своему осмыслить.
Освоение этико-экологической культуры как процесс приобщения ребёнка к проблемам, тайнам, загадкам, как внешнего мира, так и своего собственно внутреннего. Однако достижение этико-экологической компетенции-лишь условия развития творческих способностей ребёнка.
Этим «условием», в частности, определяется наш подход к отбору программного содержания, которое не дублирует традиционные программы.
Понятие «этико-экологическое воспитание» -это не просто синтез, в который входят нравственное воспитание и ознакомление детей с окружающей действительностью. Для нас это специфическая сфера воспитательно-образовательного взаимодействия детей и взрослых, в рамках которого у ребёнка складывается глобальный и целостный образ мира, представление о месте человечества и человека в мире, о самом себе как полноправном члене общечеловеческой семьи и гражданине мира.
Всё это необходимо доносить до детей дошкольного возраста в соответствии с их возрастными возможностями. Так в младшей и средней группе ставиться цель развивать эмоционально- смысловые компоненты этико-экологического сознания; формировать первичные представления о целостности и динамичности мира, о творческих функциях человека в нём.
Старшая группа. Здесь уже следует развивать умение выделять, осмысливать и творчески интерпретировать экологические связи типа «человек-природа», «человек-общество», «человек-его внутренний мир»; формировать воображение и образное мышление в процессе осмысления «вечных», универсальных проблем, инверсионное мышление.
Подготовительная к школе группа. Задачи значительно углубляются. Педагог должен развивать у детей умение соотносить факты из различных областей действительности с существенными характеристиками основных экологических отношений человека; развивать способность видеть проблемы там, где они есть, систематизировать их по степени значимости-рассматривать более частные с точки зрения более общих; адекватно формулировать вопросы; воспитывать познавательную инициативу и самостоятельность как предпосылки учебной деятельности.
Итак, для построения содержания этико-экологического воспитания крайне важно понимание того, что предметом экологии выступает очеловеченный мир. Мир как обитель разума. Ядро этого мира-целостное этико-экологическое сознание целостности человека (специфическая сфера воспитательно-образовательного взаимодействия детей и взрослых) в детском саду. Вот почему так актуален вопрос создания общеобразовательной среды. Небольшая оранжерея-это уже возможность побывать в мире растений, ощутить единство со всеми живым, преодолеть оторванность от природной среды.
Постигать красоту окружающего мира, формировать культуру природолюбия, а значит, решать задачи экологического образования помогает и музыкальное искусство. Музыка должна сопровождать ребёнка в любой его деятельности. Её приятное ненавязчивое звучание, действуя на подсознание, формирует внутренний мир, вызывает добрые чувства. Через восприятие музыкальных образов, соответствующих зрительной информации, педагог воспитывает такое же отношение и к образу реальной природы.
От педагога зависит, как будет воспринимать и оценивать окружающее ребёнок, познавать и постигать красоту и гармонию природы. Это он учит сравнивать и оценивать наблюдаемые явления с позиции эстетических и нравственных; от его подхода зависит характер эстетических переживаний ребёнка, отношение ко всему, что он видит. Комплексный подход позволит ему отображать один и тот же образ с помощью различных видов искусства-песен, стихов, в рисунке, лепке, танце.
Но вот о чё м нам следует помнить: осознанно-правильное отношение к окружающему миру возможно при условии, когда содержание пережито ребёнком, когда ребёнок, скажем так, «включён» эмоционально. Только так, воздействуя на чувства, используя разнообразные методы и формы работы главный из которых-непосредственный контакт с природой, можно воспитать гармоническую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности.