Анастасия Карасева
Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста"
Публикация «Консультация для родителей на тему „Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном синем небе, шорох снежинок, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться ее красотой.
В. Сухомлинский
Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать. В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка.
В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль музыки. Поэтому сегодня, как никогда, актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное художественно-эстетическое восприятие мира.
У дошкольников на обычных музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях формируются такие важные качества, как коллективизм, любовь к своему делу, бережное отношение к природе, духовная чуткость. Дети учатся сопереживать, упражняться в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит своей воспитательной функции» — эти слова Н. А. Ветлугиной основа в работе музыкальных руководителей.
Мы начинаем работать с детьми в возрасте от двух лет и провожаем их в школу. На этом пути, продолжительностью в шесть лет, ребята систематически и последовательно, от простого к более сложному знакомятся с той музыкой, которую называют искусством. Музыка, художественное слово или картина должны стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей, а через классическую музыку можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание; формировать доброжелательное отношение к животным; воспитывать чувство прекрасного, уметь видеть красоту природы и оберегать ее.
Задачи:
• развивать интерес, любовь к музыке;
• повышать музыкальную восприимчивость, зачатки музыкального слуха;
• побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительной и творческой деятельности.
Особой важности значение уделяется классической музыке. Это особый мир — в нем человеческие души говорят непосредственно с душой автора на языке эмоций. Мы слушаем произведения разных времен — музыку Вивальди, Баха, Моцарта, Шопена, Глинки и других зарубежных, русских и современных композиторов-классиков. Конечно, рассказывать о произведениях классической музыки не так легко. В первую очередь самому необходимо познакомиться с литературой о композиторе, продумать, как преподнести произведение детям. Самое важное — дать почувствовать настроения, переживания, выраженные в музыке, их смену, взаимозависимость.
Проводя слушания, опираешься на три взаимосвязанные между собой темы:
• «Какие чувства передает музыка?»,
• «О чем рассказывает музыка?»
• «Как рассказывает музыка?» (разработка О. Радыновой «Музыкальные шедевры»).
Эту схему использую на протяжении нескольких занятий: от настроения, чувств, выраженных в музыке, к различению изобразительных моментов и средств выразительности, с помощью которых создан данный музыкальный образ. При этом каждый раз беседу начинаю с определения характера произведения в целом и расширения определений, применяемых детьми.
Важен этап работы — знакомство детей с фрагментами из опер, балетов великих композиторов — П. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, К. Сен-Санса.
Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.
Воспитание слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства, должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.
Восприятие музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее.
Работа с детьми осуществляется через проведение интегрированных и тематических занятий. Интегрированные занятия ведутся по направлениям: музыке, рисованию, живописи, поэзии. Одним из любимых занятий являются те, на которых слушание музыки объединяется с творческим рисованием. Цель таких занятий – воплощение детьми в рисунках своих музыкальных впечатлений, переживаний, связанных с прослушанной музыкой. К рисованию приступаем тогда, когда дети хорошо познакомились с музыкальным произведением, прочувствовали его настроение, накопили слуховые и зрительные впечатления.
Предлагаю прослушать музыку и нарисовать то, о чем она рассказывает: «Нарисуй то настроение, которое передает музыка, как она звучит? Какие краски могут передать это настроение?»
Очень эффективным является совместное рассматривание и обсуждение рисунков: «Созвучен ли рисунок музыке? Какое она передает настроение? Удалось ли его воплотить в красках?»
Обращение к синтезу искусств осуществляется на занятиях из цикла «Встречи в музыкальной гостиной», где дети слушают классическую музыку, читают стихи и рассматривают картины по временам года.
Основным показателем художественно-эстетического воспитания ребенка, по нашему мнению, является его эмоциональная отзывчивость, поскольку она отражает интерес ребенка к классической музыке, сопереживание, желание выразиться в других видах деятельности.
Анализ результатов по приобщению детей к классической музыке может позволить выявить положительные тенденции в художественно-эстетическом воспитании детей.
Они выражаются в том, что:
– дети более увлеченно слушают классическую музыку; значительно меняются особенности музыкального восприятия: появляется произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.
– высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки становятся более детальными;
– дети учатся внимательно рассматривать картины живописи и составлять словесное описание картин;
– становится легче различать теплые и холодные цвета красок, подбирать их к прослушанной музыке и использовать в своих рисунках;
– создавать пластические этюды и танцевальные композиции;
– находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что эмоционально-ценностное отношение к классической музыке формируется успешнее с учетом возрастных особенностей детей при применении педагогических технологий, в которых возможна интеграция разных видов деятельности.