Наталья Бальжик
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов.
Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников»
Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для педагогов дошкольного образования „Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» май 2018
1. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей;
2. Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
3. Воспитывать любовь к природе.
Сегодняшний мастер-класс позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами нашего детского сада.
Провела я мастер –класс в формате девичьих посиделок.
Ни одни девичьи посиделки не обходятся без гадания, вот и сегодня мы погадаем. Но наша ромашка необычная – лепестки имеют своё название. Мы будем их отрывать и отвечать на вопросы. (Отрывается первый лепесток)
Это лепесток «Познай-ка». На нем вопросы, на которые вы, уважаемые коллеги, попытаетесь ответить.
Ответьте на вопросы:
1.“Есть у природы сердца безотказные, мудрые руки ее мастеров”. Что означают эти слова?
Природа - не только легкие планеты, пища, одежда, но и самый сильный защитник своего организма, хотя и ей может быть предел.
2. Что такое “экологическая цепочка”?
(Взаимосвязь между всем существующим на планете, в том числе и человеком.)
3. Как вы объясните понятие “равновесие в мире природы”?
(Если много стало травоядных, обязательно увеличивается и поголовье хищников. Почему? Чтобы не съели всю траву.)
4. Начиная с 1600 года около 150 видов животных вымерло на земле - из них более половины за последние 50 лет. По чьей вине?
В основном - человека.
5. Какой вред приносит мусор природе?
Он отнимает у растений и животных место для жизни, нарушает красоту природы, способствует получению травмы. Стекло может от солнечных лучей поджечь лес, бумага исчезает бесследно только через 10 лет, целлофановый пакет - через 250 лет, металлические банки гниют 100 лет, а стекло лежит 1000 лет.
Отрывается 2 лепесток «Читай-ка».
Этот лепесток позволит проверить ваши знания в области литературы.
1. Перечислите писателей и поэтов, воспевавших русскую природу, с которыми знакомят детей в детском саду?
(Л. Толстой, С. Аскаков, М. Пришвин, И. Соколов-Микитов,
Н. Сладкова, К. Паустовский, И. Акимушкина, Г. Снегирева, В. Чаплина,
В. Бианки, Е. Чарушин и др. Современные писатели – А. Иванова, В. Зотова)
2. Назовите художников – анималистов и пейзажистов?
(И. Шишкин, А Саврасов, И. Репин, И. Айвазовский, И. Левитан, И. Грабарь)
3. Назовите пословицы и поговорки о природе.
4. Вспомните и назовите народные приметы.
5. Прочитайте наизусть стихотворение о природе.
3 лепесток «Знай-ка»
Предлагаю вспомнить свои знания и поделиться ими с коллегами.
• Назовите формы работы с детьми по развитию экологических знаний :
1. НОД по экологии;
2. Беседы.
3. Чтение художественной литературы,
4. Экологические экскурсии, походы.
5. КВН, викторины, конкурсы.
6. Проблемные ситуации.
7. Языковые логические задачи.
8. Экологические выставки, экспозиции.
9. Неделя экологического творчества.
10. Экологические праздники, выставки.
11. Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры экологического содержания
12. Экологические сказки.
13. Экологическая тропа.
14. Наблюдения.
15. Поисково-исследовательская работа.
16. Мини-музеи.
17. Проектная деятельность.
18. Прогулки.
19. Презентации, мультфильмы, видеофильмы.
20. Слушание звуков природы.
• Назовите формы работы с родителями по экологическому воспитанию.
o Родительское собрание
o Консультации
o Тематические папки-передвижки, информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазета.
o Совместное составление педагогами и родителями правил поведения в природе.
o Досуги и развлечения
o Проектная деятельность
o Туристические походы
o Интерактивные игры и др.
• Ваша любимая форма работы с детьми по экологическому воспитанию. Почему?
4 лепесток «Играй-ка»
Я представила педагогам игры которые сделала своими руками, исключительно из подручных средств. Для этого мне понадобилось: цветная бумага, картон, скотч, клей, ножницы и принтер. На изготовление этого уголка у меня ушло 2 недели.
Отрывается 5 лепесток «Рассуждай-ка»
1. Почему Красную книгу называют красной, а не зелёной?
(красный цвет - сигнал опасности)
2. Чем лягушка отличается от жабы?
(лягушка - дневное животное, а жаба - ночное)
3. Можно ли пингвина назвать птицей, а дельфина – рыбой?
(Пингвин – птица, дельфин- - млекопитающее)
4. Есть ли у комара зубы?
(есть и не мало, 22)
5. У кого уши на ногах?
(у кузнечика)
6. Кто пьёт ногой?
(лягушка)
7. Кто плуг на голове носит?
(лось, олень)
8. Какие птицы зимой потомство выводят?
(клесты и зимородки)
9. Чем скрепляют пчёлы и осы свои соты?
(слюной)
10. Почему белые медведи не могут жить в лесу?
(потому что питаются они только рыбой)
11. Чем ёж на медведя похож?
(зимней спячкой)
12. Кто всю жизнь проводит в движении?
(акула)
13. Сколько крыльев у жука?
(2 пары)
14. У кого язык длиннее туловища?
(у хамелеона)
15. Что у лягушки с языком не так?
(он прикреплён задом наперёд)
16. Зачем кашляют рыбы?
(очищают жабры от ила)
17. Когда на деревьях появляются почки?
(весной)
Что – то мы на нашем девичнике засиделись. Ну – ка, девушки, выходите и талант свой покажите. Предлагаю включить свою фантазию, показать мимикой, походкой и звуками:
Встревоженного кота; грустного пингвина; восторженного кролика; разгневанного поросенка, намокшую ворону.
6 лепесток «Отвечай-ка»
Вопросы этого лепестка висят на дереве мудрости. Кто смелый, возьмите по одному вопросу!
Вопросы:
• Что означает слово «экология»?
• Что такое экологическое воспитание?
• Что такое экологическое образование?
• Экологическая культура – это? Продолжите фразу.
• Какова, на ваш взгляд, цель экологического воспитания в ДОУ?
• Что такое экосистема?
• Что означает слово «экология»?
Экология (от др. -греч. — обиталище, жилище, дом, имущество и — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
• Что такое экологическое воспитание?
Экологическое воспитание дошкольников — познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
• Что такое экологическое образование?
Под экологическим образованием дошкольников подразумевается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
• Экологическая культура – это? Продолжите фразу.
Осознанно-правильное отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение дошкольников в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Он узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий — среды обитания, пригодной для того или иного организма.
Какова, на ваш взгляд, цель экологического воспитания в ДОУ?
-Научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим их большим миром.
-Формировать осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение дошкольников в этот период жизни.
-Познание живого во взаимоотношении со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
• Что такое экосистема?
Экосистема, или экологическая система (от др. -греч. — жилище, местопребывание и — система) — биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз, среды их обитания (биотоп, системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. Одно из основных понятий экологии.
Пример экосистемы — пруд с обитающими в нём растениями, рыбами, беспозвоночными животными,микроорганизмами, составляющими живой компонент системы, биоценоз. Другой пример экологической системы — лиственный лес в средней полосе России с определённым составом лесной подстилки, характерной для этого типа лесов почвой и устойчивым растительным сообществом.
Мы много говорили об экологии и экологическом воспитании. Хочется, чтобы наши посиделки остались в вашей душе надолго, а знания, которые вы сегодня вспомнили или приобрели, помогли вам в работе с детьми.
Ведь спасая родную природу, ты душу свою спасаешь, в сердцах благодарных
потомков бессмертие обретаешь.
И немного фотографии с мастер-класса.
С этим мастер - классом я выступила на семинаре-практикуме для заведующих и педагогов образовательных учреждений Нижнегорского района Республики Крым.